Урок-КВН по русскому языку по теме Причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-КВН по теме «Причастие» в 7 классе

Цель: Проверить знания учащихся учащимися теоретического и практического материала по теме «Причастия»

Оборудование: раздаточный материал

Ход урока

I.Оргмомент.

Сегодня, ребята, мы проведём с вами урок, который я назвала бы «Урок-КВН».Он станет обобщающим уроком такой большой темы, которую мы с вами изучили -«Причастие».Для проведения урока класс должен разбиться на две команды. У нас есть жюри (девочки-старшеклассницы), которые будут помогать мне оценивать ваши ответы.

Мы знаем, что каждая команда в игре должна иметь название. Чтобы выбрать название своей команде, вы должны просто прочитать его на карточках, которые я вам раздам. Но здесь есть небольшая загадка - вы должны её отгадать. А отгадка, как раз и будет названием команды.

Те, кто всё знает

Ответ «Знающие»

Те, кто всё умеет

Ответ

«Умеющие»

И так, у нас получилось две команды «Знающие», «Умеющие». Какими частями речи являются эти слова? Правильно - причастиями. Сегодня мы повторяем с вами причастия.

II.Игра

Теперь вы должны выбрать капитанов, потому что первое задание для капитанов.

1.Конкурс капитанов

(Раздаются картинки с изображением животных и вопросами. Задание на различение прилагательного и причастия)

1.Можно ли о живущей лошади сказать, что она живучая?

2.Можно ли о бродящей собаке сказать, что она бродячая?

Пока соревнуются наши капитаны, задание командам:

Вам даются картинки с изображением предметов. Сказать, чем отличаются картинки друг от друга и какое отношение они могут иметь к теме нашего урока.( Задание на различение действительных и страдательных причастий): картинки (окно, разбитое мячом, мяч, разбивающий окно; бумага, разрезанная ножницами, ножницы, разрезающие бумагу)

3 задание .Мы вспомнили, что причастия бывают действительные и страдательные. А по какой части слова можно их различить? Правильно, по суффиксам. Задание такое: в опорную схему вписать суффиксы причастий) (Схемы даются каждой команде)

4 задание: Суффиксы мы знаем, поэтому команды получают карты -лото, где они должны правильно определить, какие это причастия (карандашом вставить пропущенные буквы) Карту-лото получает каждая команда, кто быстрее закончит.

Шарик, ул…тевший в небо

Здание, воздвигаемое стр…ителями

Девочка, сидящая у окна

Книга, прочита…ая уч…ником

Лист, сорванный ветром

Малыш(?), спящий в кр…ватке

Мама, купившая пр…дукты

Зарплата, п…лучаемая рабочими

Зверь, поймавший д…бычу

Свет, включаемый в…дителем

Дом, построенный людьми

Лодка, плывущая по р…ке

Карточки для закрытия (12)

Страдат. настоящ. времени

Страдат. прошед. времени

Действит. настоящ. времени

Действит. прошед.времени

5 задание: Оказывается, мы научились хорошо определять причастия. Но есть причастия, которые вызывают затруднение в написании. В этом конкурсе по 1 человеку от команды работают с перфокартами «Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени», а по 1 человеку от команды с перфокартами «ащ(-ящ)- ущ(-ющ) в действительных причастиях настоящего времени».


Завис

Леч

Крас

Работа

Ла

Слыш

Шепч

Та

Колыш

Сте

Бор

рокоч

щий

щий

щий

щий

щий

щий

щий

щий

щий

щий

щийся

щий






Собра

Вяза

Прочита

Заплетё

Застеклё

Образова

Просея

Варё

Коше

Завершё

Невяза

упакова

ый

ые

ая

ая

ая

ый

ая

ое

ый

ый

ая

ый


6 задание: А сейчас опять конкурс капитанов. Работая с карточками-раскладушками, они должны привести примеры слитного и раздельного написания частицы не с причастиями

1.

Не

скошенная

, а высокая

вовремя

трава

2.

Не

просохшая

, а мокрая

после дождя

земля

7 задание: В то время, когда соревнуются капитаны, команды получают задания. Мы знаем, что причастия помогают нам при описании внешнего облика человека. Каждой команде дается по три портрета( 1-мужские, 2 - женские) Описать внешний облик одного человека так, чтобы другая команда могла узнать, о каком лице идёт речь. Использовать причастия.

Дополнительное задание: К кругу каких писателей, даты рождения которых мы отмечали в 2009 году, принадлежат эти лица?( ответ один - к кругу А.С. Пушкина)

8 задание: Каждая команда получает текст, в котором она должна расставить знаки препинания и подчеркнуть причастные обороты, как члены предложения.

9 задание: Вы все устали и перед последним заданием мы сделаем небольшую разминку, поработаем с сигнальными карточками. Для этого от каждой команды выходят по два человека. В этом задании учитывается быстрота, ну и, конечно, правильность. Я читаю предложение, а вы должны построить его схему.

(2 набора карточек для построения схемы предложения с причастным оборотом)

Примерные предложения:

Росшие у ручья незабудки уже зацвели.

Ветер, дувший с моря, всё время усиливался.

Девочка смотрела на огромную куклу, сидящую под ёлкой.

10 задание:

-А теперь задание творческое. Составить сказку о причастии.

III.Подведение итогов урока.





© 2010-2022