Литературно-музыкальная композиция «У барда стих отточен тонко, И в песне вся его судьба»

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции, рассказывающая о жанре авторской песни. Данная композиция раскрывает значение  жанра авторской песни и его влияния на музыкальную культуру и литературный процесс в 20 веке. А также знакомит с творчеством известных бардов: В. Высоцким, Б.Окуджава, А.Галичем, Ю. Визбор и другими.  В методической разработке раскрывается термин "авторская песня", истоки происхождения этого жанра, раскрывается самостоятельная жизненная позиция бардов в утвер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГККП «Высшая техническая школа, г. Кокшетау»





Методическая разработка

мероприятия, посвященного Дню языков народов Казахстана



«У барда стих отточен тонко,

И в песне вся его судьба»





Подготовили: Калиева К.А.

Хусаинова С.К.

Мальцева О.А.















Кокшетау 2014

Литературно-музыкальная композиция

«У барда стих отточен тонко,

И в песне вся его судьба»



Цель: Познакомить студентов с авторской поэзией, творчеством известных бардов. Раскрыть значение жанра авторской песни и его влияния на музыкальную культуру и литературный процесс в 20 веке.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, видео и аудио записи песен, презентация.

Ход мероприятия:

Звучит песня В.Высоцкого, на экране видео с Высоцким.

1 ведущий:

Существует такая притча. Давным-давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца - друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.

2 Ведущий:

Высоцкий говорил: «Авторская песня - тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно - на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли…Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши, моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать.»

Тихо звучит музыка:

Студент:

Замок временем срыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов.
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло,
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло,
И оно свои тайны отдаст.
Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов целой грудой мехов,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.
Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком.
Потому что любовь - это вечно любовь,
Даже в будущем вашем далеком.

Студент:


Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победивщим сдаваясь на милость.
Но не все, оставаясь живыми,
В доброте сохраняли сердца.
Защитив свое доброе имя
От заведомой лжи подлеца.
Хорошо, если конь закусил удила,
И рука на копье поудобней легла,
Хорошо, если знаешь откуда стрела,
Хуже, если по-подлому, из-за угла.
Как у вас там с мерзавцем? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но неправдв ли: зло называется злом
Даже там, в светлом будущем вашем?

Студент:


И во веки веков и во все времена трус,
Предатель всегда презираем. враг
Есть враг и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт,
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, и во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.

На экране портреты Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора, Ю. Кима, В.Высоцкого и других.

Ведущий 1:

Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии нашел выражение в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество « поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора.

Ведущий 2:

Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов ХХ века. Это были песни, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы. Это песни Б.Окуджавы, А. Городницкого, А. Галича, Н.Матвеевой, Ю. Визбора, Ю. Кима, В.Высоцкого и др. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому ее интимность не противоречит массовости. Авторская песня близка к городскому фольклору.

Ведущий 1:

Чем же ценна авторская песня? Прежде всего это:
-значимостью текста

-искренностью

-доверительностью

  • обаянием личности автора

  • демократичностью

  • исполнением

Главным в авторской песне -это текст. Многие барды не обладали композиторским и исполнительским профессионализмом.

Ведущий 2:

Термин «авторская песня» был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью: подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального фольклора и непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкого круга людей из своей компании, своего института (именно в этих последних и лежат истоки бардовской песни).

Смысл авторской песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции, неподвластной цензуре (греческое autos переводится как «сам»). Каждой своей песней автор словно хочет сказать: «Это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью».

Слова, принадлежащие выдающемуся барду Булату Шалвовичу Окуджаве, наиболее точно выражают сущность авторской песни, которая не пишется по заказу, а рождается спонтанно и является свободным выражением потребности высказаться, поделиться наболевшим. Об этом фраза из одной песни того же Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить...»

Студенты поют песню Б.Окуджавы

Ведущий 1:

Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все - от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя. Таким образом, современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в некоторой степени даже исповедальным искусством.

В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому. Она понятна лишь тем, кому автор доверяет, кто душевно расположен к нему и способен разделить его мысли и чувства. Следовательно, аудитория, ее состав, настрой и даже размеры являются важной составляющей жанра бардовской песни.

Автор-исполнитель предстает неотделимой частью этой аудитории, его отношения со слушателями вряд ли можно назвать концертными: бард не демонстрирует себя и свое творчество, он не просто исполняет песни, а ведет со слушателями доверительную беседу, рассчитывая на ответную реакцию.

Атмосфера взаимопонимания и доверия, возникающая в ходе подобного разговора, переживаемое слушателями чувство общности и единения с другими людьми является одним из главных признаков авторской песни, делающим ее особой «формой духовного общения единомышленников», как говорил Б. Окуджава.

Ведущий2:

Официально авторской песни как бы не существовало: она не исполнялась на концертной эстраде, не звучала по радио и телевидению, не выпускались грампластинки с песнями бардов. Только изредка, по недосмотру официальных властей, она попадала в качестве фоновой музыки в кинофильмы и спектакли. Тем не менее авторская песня являлась важным элементом каждодневного бытия человека.

Благодаря магнитоиздату, одной из самых доступных форм самиздата, голоса любимых авторов-исполнителей раздавались повсюду, в каждом доме пели и слушали бардовские песни, их знали все, даже высокопоставленные партийные чиновники.

Власти, зная об огромной силе воздействия авторской песни на массы, особенно на молодое поколение, предпринимали всевозможные меры для нейтрализации этого влияния: тщетные попытки запретить «крамольные» песни сменялись безрезультатными попытками создания под покровительством комсомола так называемых КСП (клубов самодеятельной песни). Однако чем сильнее оказывалось административное и идеологическое давление, тем свободнее, откровеннее и жестче становилась авторская песня, подпитывавшаяся энергетикой осознанного противостояния государству.

На экране демонстрируется видеоролик, где исполняются песни Ю.Визбора и А.Галича.

Ведущий1:

В развитии авторской песни выделяют несколько этапов. Первый из них, пронизанный романтическими идеалами, соответствующими не только возрасту слушателей, но и настроениям всего общества, длился примерно до середины 1960-х годов. Несомненным лидером этого периода был певец «детей Арбата» Булат Шалвович Окуджава.

Выходят студенты.

На экране портрет Б. Окуджавы.

Студент1:

Булат Шалвович Окуджава (1924 - 1997) является одной из главных фигур в данном жанре музыки. В своих многочисленных стихах и авторских песнях (сборники «Март великодушный», 1967; «Арбат, мой Арбат», 1976; «Посвящается вам», 1988; «Милости судьбы», 1993) он старался скрасить будничную жизнь, проверяемую высокими нравственными ориентирами, романтическими красками. Все произведения Окуджавы проникнуты тонким лиризмом и доверительными интонациями, объединяющими автора с аудиторией.

На экране портрет Ю.Визбора

Студент2:

Поэт, актер и сценарист Юрий Иосифович Визбор (1934 - 1984) также внес значительный вклад в развитие авторской песни, став выразителем идеалов прогрессивной общественности. Его полные лиризма сочинения, проникнутые доверительными интонациями, оказывали большое воздействие на слушателей. Визбором написано несколько сценариев для документальных («Челюскинская эпопея», 1974; «На полюс», 1980) и художественных фильмов («Год дракона», 1982), он снялся в картинах «Июльский дождь», «Возмездие», «Начало» и «Семнадцать мгновений весны».

На экране портрет В. Высоцкого:

Студент3:

Большой популярностью у студенчества и передовой интеллигенции пользовался Владимир Семенович Высоцкий (1938 - 1980), выразитель эстетики «песни протеста», выступающий против абсурдности «совкового» существования. В этом человеке весьма удачно соединились все необходимые качества - выдающееся поэтическое дарование и актерский талант, острый ум и мужественная внешность, энергичный голос с хрипотцой и многое другое, что позволило ему придать авторской песне новый облик.

Творческое наследие Высоцкого представлено трагическо-исповедальными стихами, балладами, а также романтическо-лирическими, комическими и сатирическими песнями (сборники «Нерв», 1981; «Я, конечно, вернусь» (1988).

Легкая смена социальных масок, легко узнаваемых за гротескными натуралистическими зарисовками, отличает его комические произведения, в других стихах и песнях звучит неприкрытая боль и тоска по справедливости. Беззлобный юмор ранних бардовских сочинений превратился здесь в гнев, сарказм, неприрыкры-тую издевку и иронию над существующим общественным и государственным строем.

На экране демонстрируется видеозапись интервью с В.Высоцким и запись его песни «Я не люблю…», а также видеозапись интервью В.Высоцкого, данного французскому телевидению и запись песни «Охота на волков».

Литературным творчеством начал заниматься очень рано, его поэтический
талант был отмечен Э. Багрицким. Окончив студию Станиславского А. Галич работал во фронтовом театре. С 1945 года он становится профессиональным драматургом:
в СССР поставлено десять пьес Галича, среди них - «Вас вызывает Таймыр», «Будни и праздники», «Походный марш»... По его сценариям были сняты такие фильмы, как
«Верные друзья», «На семи ветрах», «Государственный преступник» и многие другие. С начала 60-х годов А. Галич становится широко известен как поэт-песенник, магнитофонные (самиздатские) записи его песен расходятся
по всей стране. В 1971 году его исключают из Союза
писателей. В 1974 году А. Галич эмигрировал, жил в Париже. На Западе опубликовал два сборника стихов и книгу. В основе его творчества лежит романтическая антитеза: частной жизни личности, душе, интересам и переживаниям противостоит вся мощь тоталитарной бесчеловечной гос. системы, все «автоматное столетие»; свободному творчеству - официозное искусство, правде - ложь, добру - зло во всех его проявлениях, палачам - их жертвы. Важна для поэзии Галича и тема памяти о погибших, убитых, о трагических судьбах миллионов людей. Герой песни «Облака», бывший заключенный, радуясь пенсии, не может забыть о двадцати лагерных годах, память о них навеки осталась в спокойных облаках, плывущих в Абакан. В «Балладе о Вечном огне» поэт, говоря об официально-казенной памяти о Неизвестном солдате, просит людей вспомнить и о миллионах неизвестных, погибших в лагерях: «Над сибирской тайгою; над Камой, над Обью / Ни знамен, ни венков не положат к надгробью! / Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава, / Штабеля! Штабеля! Штабеля лесосплава!»

Студент читает стихи А.Галича.

На экране демонстрируются видеозаписи с выступлениями И.Талькова и В.Цоя.

Ведущий1:

С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство. Но в творческом отношении не происходит ничего нового. «Поющие поэты» покинули площади и стадионы и вновь вернулись в породившую их интеллектуальную среду.

Студенты исполняют песни В.Цоя.

Ведущий1:

Известный историк Эйдельман говорил: «Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам. Если захочется потомку…познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, Включит правнук магнитофон…и услышит: «Не оставляйте надежду, маэстро…»







© 2010-2022