- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи «Доказательства в рассуждении»
Урок развития речи «Доказательства в рассуждении»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Е.П. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока по теме: «Доказательства в рассуждении»
Тип урока: урок развития речи
Представление о результатах:
личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.
коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания
Цель урока: развитие умений по применению знаний для составления текста-рассуждения.
Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Вы готовы к нашему уроку? Садитесь.
II. Повторение изученного материала.
Сегодня у нас урок развития речи. Скажите, чему мы учимся на таком уроке? ( правильно говорить, составлять тексты, писать сочинения, изложения). Итак, мы работаем с разными видами текста. А что такое текст? (текст - несколько предложений, связанных между собой и объединенных общей темой. Текст можно озаглавить). Правильно! Молодцы! В науке различают 3 типа текста или типов речи. Какие? (повествование, описание, рассуждение). Хорошо. Давайте на примерах попробуем определить тип текста. Внимание на слайд.
Задание 1. (Слайд 2)
(Устно) Определите названия типов текста:
1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать
сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,
поэтому.
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
Ответ: 1.Описание
2.Рассуждение
3.Повествование
Задание 2. На ваших партах есть листочки с текстами, давайте прочитаем их и посмотрим, чем они отличаются. (Слайд 3)
а) С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями барсом. Это великолепный представитель кошачьих был из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-жёлтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрыта чёрными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте - крупные.
б) Лев - царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж величественный, царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рёв, а гром небесный.
Итак, чем они отличаются?
(Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет пантеры, отвечая на вопрос: какая она, пантера? - длина тела, окраска. Второй текст отвечает на вопрос: почему льва называют царём зверей? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение).
III. Актуализация знаний.
Разминка
Введение в тему
Теперь внимание на слайд. (Слайд 4) К какому из этих текстов мы можем применить следующие слова? (Ко второму)
Тезис, аргументы, доказательства, вступление, вывод
В. Какое слово ассоциируется с этими словами?
Доп. В. К какому типу текста они относятся?
В. Какие слова равнозначны?
Доп. В. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Итак, тема урока: «Доказательства в рассуждении». (Слайд 6)
Запишем число, 17 февраля и тему урока в рабочей тетради.
В. Чему мы должны научиться на уроке? (Определять текст-рассуждение, уметь находить доказательства, и строить их)
Но прежде давайте построим цепочку текста рассуждения и запишем ее.
Вступление
Тезис
Аргументы = доказательства
Вывод
Правильно! Молодец!
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя. (Слайд 7 )
А теперь обратим внимание на следующий текст, он перед вами на слайде. Выразительно прочитайте текст.
Задание 3.
В море много рыб и животных.
Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.
Не случайно акул считают опасными рыбами.
-Этот текст представляет собой рассуждение.
-Как он строится? Подходит ли он под нашу схему.
Найдите вступление (первое предложение)
Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. (Акул называют разбойниками.)
Найдите три доказательства-обоснования этого тезиса. Все три доказательства отвечают на вопрос: почему именно акул называют разбойниками моря?
Найдите вывод.
Этот небольшой текст позволил нам понять, как строится текст рассуждение и найти правильно доказательства.
Теперь поработаем с учебником. Открываем стр. 184 параграфа 89, и, глядя на опорную схему на слайде (Слайд 9), найдем тезис, доказательства, и вывод.
В этих заданиях мы с вами учились находить в тексте доказательства, а теперь давайте сами научимся их приводить.
2. Доказательства могут вводиться в текст с помощью слов, указанных на слайде. Обратите внимание. Они нам пригодятся в следующей работе. Возьмите зеленые листочки на партах.
Внимательно прочитайте текст. Чего же здесь не хватает? Используя эти слова, попробуйте привести доказательства в следующем тексте.
Средства связи частей рассуждения (Слайд )
I.ТЕЗИС.
Докажем это.
Это можно доказать так (следующим образом).
Почему?
И вот почему.
Это объясняется следующим.
II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
1.Во-первых,… Например,…
2.Во-вторых,… К примеру,…
3.В-третьих,… Допустим,…
III. ВЫВОД. Итак, …
Обобщим всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …
Задание.
В школе мы изучаем много разных предметов: математику - чтобы уметь считать, географию - чтобы знать все части света ,иностранный язык - чтобы понимать иностранцев… А вот для чего мы учим русский язык? Ведь мы и так говорим по-русски!
Я думаю, что эти уроки очень нужны.
Во-первых,_______________________________________
Во-вторых,_______________________________________
В-третьих,________________________________________
Значит, уроки русского языка в школе очень нужны.
V. Взаимопроверка. Проверяем тетради соседа по парте.
Проверка выполнения задания (Слайд )
Модель ответа:
В школе мы изучаем много разных предметов: математику -чтобы уметь считать, географию- чтобы знать все части света ,иностранный язык- чтобы понимать иностранцев… А вот для чего мы учим русский язык? Ведь мы и так говорим по-русски!
Я думаю, что эти уроки очень нужны.
Во-первых, мы учимся правильно писать слова.
Во-вторых, учимся выражать свои мысли.
В-третьих, учимся рассуждать. Всё это мы должны делать грамотно.
Значит, уроки русского языка в школе очень нужны.
VI. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выскажите своё отношение к сегодняшнему уроку.
(Слайд )
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
VII. Оценивание деятельности.
Как вы себя оцениваете? Как оцениваете своих одноклассников?
(Используется шаблон начала урока (Слайд )
VIII. Домашнее задание (по выбору):
§89, упр. 477, написать сочинение-рассуждение на заданную тему. Разбор домашнего задания.
IX. Итог урока: Вы справитесь с домашним заданием? Почему? Обоснуйте ответ