Разработка открытого мероприятия по литературе На реках вавилонских

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Фитижская СОШ» Льговского района Курской области

Внеклассное мероприятие по литературе с интеграцией в ОПК и музыку в разновозрастной группе( 8, 9.11 классы)

Учитель: Банина Ольга Николаевна

Тема : «На реках Вавилонских» -история одной песни.

Форма: урок-беседа.

Методы обучения:

словесные (эвристическая беседа),

наглядные (иллюстрации икон, портретов иеромонаха Романа, Олега Погудина, аудиозаписи псалма 136, песни «На реках вавилонских» в исполнении хора Пюхтицкого монастыря, тексты песни «На реках вавилонских» Юлия Кима, иеромонаха Романа

Вид:проблемный.

Оборудование:

Компьютер (или мультимедийный проектор), экран

Цель: познакомить обучающихся с псалмом 136, восполнить пробелы в культуре восприятия эстрадной музыки

Задачи: толкование библейских выражений, обогащение словарного запаса, воспитание патриотизма.

Ход:

Организационный момент.

Слово учителя. Ребята, приближается Великий пост. В подготовительные воскресения в православном храме поётся псалом 136 «На реках Вавилонских». Вам что-нибудь говорит это название?

Предполагаемый ответ: Да, мы очень любим эту песню в исполнении группы Boni M. Она такая ритмичная, зажигательная, под неё здорово танцевать на дискотеке. У нас она даже на мобильных телефонах есть, её приятно слушать, она поднимает настроение.

Учитель. А кто-нибудь из вас знает, о чём в ней поётся?

Предполагаемый ответ.Нет.

Учитель. Попросим эксперта просветить нас.

Эксперт(подготовленный ученик). Этот псалом-очень короткая, но яркая и содержательная новелла об одном из моментов жизни древних евреев. Давайте послушаем этот псалом в исполнении хора Пюхтинского монастыря.(Аудиозапись).

Учитель. Ребята, вы поняли содержание этой песни?

Предполагаемый ответ. Она очень грустная и совсем не похожа на бониэмовский хит, хотя мы не разобрали слов.

Эксперт. В таком случае, прочитаем текст этого псалма в интерпретации иеромонаха Романа. На экране(или мониторе) демонстрируется портрет иеромонаха Романа и текст псалма 136.

На реках Вавилонских (песнопения иеромонаха Романа)

Это песня плененных, гонимых врагом,

Преисполнена горя и стона.

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом,

Внегда помянути нам Сиона.

И рыдают сидящие у чужих берегов,

Путь, которым ведут, как ты страшен!

И в молчаньи на вербиих посреде его

Обесихом органы наша.

Но отчаянье пленных не радует глаз,

И чтоб путь этот был интересней,

Вопросиша ны тамо пленшии нас

0 словесех песней.

0, ведущие в плен, о, служители тьмы,

Что глумитесь над болью людей?

Како воспоем песнь Господню мы,

Находясь на земли чуждей?

Мы молитвою к Богу боль утолим

И в чужих необжитых краях.

Аще забуду тебе, Иерусалим,

Забвена буди десница моя!

0, ведущие в плен, притупите мечи,

Богу нашему мы и без вас воспоем

Окаянная дочь, вавилонская дщи,

Да воздастся тебе воздаянье твое.

Так возми же органы, плененный народ,

Зазвучи серебро под руками.

Вавилонская дочь, наш Господь разобьет

Младенцы твоя о камень.

Разработка открытого мероприятия по литературе На реках вавилонских

ИЕРОМОНАХ РОМАН

Текст переносит нас в шестой век до Рождества Христова, когда после разрушения Иерусалимского Храма тысячи и тысячи иудеев попали в вавилонский плен. Впали в отчаяние. Испытали труд и голод, потерю близких. Но самым страшным была потеря родины и веры. Через пятьдесят лет персидский царь Кир, завоевавший Вавилонское царство, отпустил израильтян . Может, уставшие люди присели отдохнуть, и кто-то из старцев рассказывает молодёжи об одном из событий времён плена. Как на реках вавилонских(Тигр и Евфрат со множеством притоков и каналов) сели усталые пленники отдохнуть в тени деревьев. Свои музыкальные инструменты повесили на ветви, оберегая от порчи. Надзиратели просят израильтян спеть какую-нибудь песню, чтоб было веселее. Но иудеи отказываются, потому что их песни тесно связаны с Богом. Петь их вне Божьего места нельзя! «Како воспоём песнь Господню на земли чуждей?». За отказ петь надсмотрщики жестоко избили пленников. Но люди веры стойки. Пусть лучше отсохнет правая рука и отнимется язык, если забудут они родной Иерусалим! И призывают Бога к отмщению. «Вавилонская дочь, наш Господь разобьёт младенцы твоя о камень»..

Демонстрируется икона Разработка открытого мероприятия по литературе На реках вавилонских

Учитель. А теперь давайте послушаем эту песню в исполнении Олега Погудина.

Разработка открытого мероприятия по литературе На реках вавилонских

Учитель. Скажите, что означают последние слова псалма?

Предполагаемый ответ.Они очень суровые, жестокие,угрожающие.

Эксперт. Да, был такой вид казни. Но духовный смыл этих строк таков: с грехом надо бороться,когда он ещё «младенец», мелькает в помыслах, разбить его надо о камень веры, пока не овладел он человеком.

Учитель Один монах, опытом постигший, что значит бороться с грехом, просил учеников вырывать из земли растения, на которые он им укажет. Молодые иноки без труда вырывали траву и молодой кустарник. Но было тяжелее с юными деревцами, и, наконец, совсем невозможно было вырвать из земли деревья, укоренившиеся и окрепшие. Это было уроком относительно того, как нельзя позволять греху укореняться в душе. Нужно вырывать ростки - чем раньше, тем лучше. Потом будет всё тяжелей, а со временем и вряд ли возможно. Слабые ростки греха - это и есть вавилонские младенцы. Так проникаем в смысл Писания мы, если только Дух Божий живёт в нас

Учитель. Всем спасибо за участие в уроке.





Приложения



На реках вавилонских - псалом 136

Юлий Ким

Там, возле рек вавилонских,

Как мы сидели и плакали.

К нам приходили смеяться:

«Что вы сидите и плачете?

Что не по`те и пляшете?»

О! О! О!

Ерушалаим, сердце моё!

Что я спою вдали от тебя?

Что я увижу вдали от тебя

Глазами, полными слёз?

Там, возле рек вавилонских,

Нет нам покоя и радости.

Там, под плакучею ивой,

Арфы свои изломали мы,

Струны свои изодрали мы. -

О! О! О!

Разработка открытого мероприятия по литературе На реках вавилонских

«Если я забуду тебя, Иерусалим,

пусть отсохнет десница моя»

Там, возле рек вавилонских,

Жив я единственной памятью.

Пусть задохнусь и ослепну,

Если забуду когда-нибудь

Камни, объятые пламенем,

Белые камни твои.

Ерушалаим, счастье моё!

Что я спою вдали от тебя?

Что я увижу вдали от тебя

Глазами, полными слёз?..

(1993-94 г.г.)

Юлий Ким:

«Еврей Апелла» - это небольшое либретто для мюзикла, оно возникло благодаря Мише Левитину, который собирался ставить «Иудейскую войну» по Фейхтвангеру. Для него я написал несколько музыкальных произведений, в том числе перевод знаменитого псалма «На реках Вавилонских», положенный на музыку Дашкевича. Он звучит в одной из постановок Левитина. Я думал, что я первый перевожу этот псалом на русский, а оказалось - восьмой или десятый…

Вместе с Игорем Бяльским, редактором «Иерусалимского журнала», мы затеяли проект - либретто мюзикла о Втором храме. Конечно, нас подвиг на это тот самый 137 псалом - «На реках Вавилонских». Игорь сказал: «Я хочу, чтобы этот псалом стал центральной темой мюзикла». Начались поиски сюжета, мы стали читать то, что касается Второго храма…

Псалом 137 из Книги Псалмов Ветхого Завета (в еврейском оригинале - 136) - это жалобная песня евреев, изгнанных из Израиля в Вавилон (в 586 г. до н.э.). Пятый стих этого псалма позднее стал символом, напоминающим всем евреям об их вечной связи со Страной Израиля: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя».

  1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе.

  2. На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

  3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

  4. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

  5. Если я забуду тебя, Иерусалим, - пусть отсохнет десница моя.

  6. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

  7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

  8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

  9. Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!

Из истории Второго храма

В ходе войны между Вавилонией и Египтом за наследование ассирийских завоеваний Иерусалим на некоторое время подпал под власть египтян, а затем перешёл в руки вавилонян. В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. Город сдался, и царь Иехояхин вместе с придворными, знатью, воинами и ремесленниками - всего около десяти тысяч человек - был уведён в Вавилонию. Туда же были вывезены храмовые и царские сокровища. Возведённый в 597 г. до н. э. на престол Навуходоносором Цидкияху поднял в 588 г. до н. э. восстание. В том же году вавилоняне подошли к Иерусалиму, и после изнурительной двухлетней осады город был взят и полностью разрушен. Храм был сожжён, большинство населения убито или уведено в плен; сам Цидкияху, ослеплённый после того, как сыновья были умерщвлены у него на глазах, был в цепях отправлен в Вавилонию. Город оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников.

Изгнание и связанное с ним чувство унижения не умалили верность народа Иерусалиму. Отождествляя с ним свою судьбу, изгнанники не теряли надежды на возрождение страны и восстановление Иерусалима.

В 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонской империи персами, персидский царь Кир издал декрет, разрешивший еврейским изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм.

Разработка открытого мероприятия по литературе На реках вавилонских


Разработка открытого мероприятия по литературе На реках вавилонских

Немногим известно, что в 24 года Самуил Яковлевич Маршак отправился на Святую Землю. Осенью 1911 года он совершает путешествие в Эрец Исраэль, которая тогда называлась Палестиной, и Сирию.

В семейных архивах Маршака есть одно никогда не публиковавшееся стихотворение, написанное незадолго до путешествия в Палестину, в 1907 году:

Снится мне: в родную землю

Мы войдём в огнях заката

С запылённою одеждой,

Замедлённою стопой.

И войдя в святые стены,

Подойдя к Ерусалиму,

Мы безмолвно на коленях

Этот день благословим.

И с холмов окинем взглядом

Мы долину Иордана,

Над которой пролетели

Многоскорбные века.

И над павшими в пустыне,

Пред лицом тысячелетий

В блеске жёлтого заката

Зарыдаем в тишине.

А назавтра на рассвете

Выйдет с песней дочь народа

Собирать цветы в долине,

Где блуждала Суламифь:

Подойдёт она к обрыву,

Поглядит с улыбкой в воду -

И знакомому виденью

Засмеется Иордан.

(Из книги «Сиониды»)

Видение Марии

Я закрываю глаза и вижу бесконечную вереницу людей в запылённых одеждах цвета бесконечной пустыни с глазами покрасневшими от песка и высохшими от палящих лучей всё меньше ослабевших и потерявших НАДЕЖДУ остаётся навсегда слитыми с песком почти неразличимыми на пути ведущем к ЦЕЛИ только самые сильные телом и духом дошли и скоро увидят завещанный им СВЕТ и вот уже мать отпустила руку своего ребёнка а сын не поддерживает за плечи отца близок СВЕТ и глаза каждого из оставшихся обращены в себя и вот он долгожданный СВЕТ и первые увидели а последние ещё бредут бесконечной чередой но нет радости в глазах первых увидевших СВЕТ только опустошение внутри и где-то далеко в сознании мысль о том что всё это было им завещано и исполнено радость будет ЗАВТРА а сегодня они дошли.

В этой песне так прекрасно соединились стихи Юлия Кима, музыка Владимира Дашкевича, голос Елены Камбуровой, что нет человека - «ни иудея, ни эллина», - у которого не дрогнет и не запоёт душа в унисон.

Елена Камбурова в конце песни немного изменила текст:

Зачем мне жить вдали от тебя?

На что смотреть вдали от тебя

Глазами, полными слёз?..

mp3=3,6 Мб

В очерке использована иллюстрация художника Льва Утевского.

Приложения:

Олег Погудин. На реках Вавилонских.

Пюхтицкий монастырь. На реках Вавилонских

Использованные ресурсы:

pravmir.ru/na-rekax-vavilonskix/

jooov.net/text/2052736/oleg_pogudin-na_rekah_vavilonskih.htmls

taday.ru

from-korolev1.livejournal.com/8131.html

ru.goodsalt.com/search/old.html?PageNum=9

audiopoisk.com/track/no/mp3/puhtickii-monastir---na-rekah-vavilonskih/

oleg-pogudin.spb.ru/



© 2010-2022