Синтаксис и пунктуация. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Синтаксис и пунктуация. 5 класс

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.

1. а) Прилетели с юга скворцы, жаворонки, и лас­точки.

б) Воет, гудит зимний ветер в трубе.

в) Весной птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов.

2. а) Петербург - город белых ночей.

б) Собака - друг человека.

в) Соловей лучший певец.

3. а) У крыльца росли наши любимые цветы: мар­гаритки и анютины глазки.

б) Радуют глаз весенние цветы нарциссы, тюль­паны, подснежники.

в) Радуют глаз осенние хризантемы, астры и геор­гины.

4. а) Здравствуй зимушка-зима!

б) Зимушка-зима украсила леса.

в) Зимушка-зима, украшай леса!

5. а) Кончилось лето и опустели поля, леса, рощи.

б) Кончилось лето, опустели поля, леса, рощи.

в) Кончилось лето, опустели поля, леса и рощи.

6. а) Прошёл дождь, и загорелась на небе радуга.

б) Загорелась радуга, и украсила яркими краска­ми всё небо.

в) Радуга быстро пропала, и небо побледнело.

7. а) «Скоро ли весна придёт?» - думает медведь.

б) «Весна пришла» - поёт весело ручеёк.

в) Ручеёк поёт весело: «Весна пришла».

8. а) Когда стало совсем темно, на небе зажглись звёзды.

б) Туман окутал город, поэтому самолёты не ле­тали.

в) Если дождь кончится мы пойдём за грибами.

9. а) Соберём урожай и скажем: «Прощай, чисто полюшко!»

б) Вокруг цветущей яблони летают разные на­секомые: пчёлы, шмели, бабочки.

в) Зажглись огни и в небесах взошла луна.

г) Летит пчела и сердито жужжит.

10. а) Все детские игры, забавы, шалости и огорче­ния я хорошо помню.

б) «Здравствуйте, родные края!» - кричали ле­тевшие с юга птицы.

в) Налетел ветер, и жёлтыми листьями покры­лись все дорожки сада.

г) Налетел ветер, и жёлтыми листьями покрыл все дорожки сада.

11. а) Ещё снег не сошёл, небо хмуро, темно.

б) Нивы, поля и равнины сбросят покров сне­говой.

в) «Закинь удочку подальше», - посоветовал дед.

г) Мама посмотри, какую мне игрушку подарили!

12. а) Суздаль - старинный русский город.

б) Шёл урок, поэтому в школе стояла тишина.

в) Прилетели пташки и запели: «Здравствуй ми­лая девочка!»

г) В мастерской аккуратно были разложены разные инструменты: молотки, пилы, отвёртки.


Подчеркнуть основу предложения, расставить знаки препинания, обозначить обращения.

  1. Июль макушка лета. 2. Метелица прыгнул в седло и выехал на дорогу. 3. Три солдата возвращались из разведки. 4. К нашему домику прилетают разные птицы синички сойки поползни. 5. Я вам друзья открою тайны здешних мест. 6. Лебеди плавали вокруг него и ласкали его гладили клювами.

7. Лесные травы душисты. 8. Из леса мы принесли много грибов боровиков лисичек подосиновиков. 9. Чем вы гости торг ведёте? 10. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 11. На печке два мальчика сладко посапывали. 12. Снег ложился на поля на кусты на деревья. 13. Присядем друзья перед дальней дорогой. 14. Наш котёнок красивый и игривый.


Текст


Кончилась теплая летн..я ночь. Зан..мает..ся (над)лесом утренн..я заря. Над л..сными п..лянами еще стелется ле..кий туман. Прохладною р..сою (по)кры­та листва на деревьях. Уже пр..снулись пе..чие птицы. Закуковала и поперхнулась спросонья ку­кушка.

Скоро (в)з..йдет обсушит р..су теплое солнышко. Привечая солнышко, еще громче зап..ют птицы и закукует кукушка. Ра..тает туман над п..ляной.

Вот (с)ноч..ного промысла возвращает..ся усталый зайчишка-б..ляк. Много вр…гов у маленького зай­чишки. Г..нялась за ним хитрая л..сица пугал страшный филин л..вила разбойница-рысь. От всех вр..гов уш..л маленький зайчишка.

1. Озаглавьте текст.

2. Составьте план текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы.

4. В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения.

5. Выпишите из текста однокоренные слова к слову кукушка:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подберите однокоренные слова к слову лес________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Разберите выделенные слова по составу.

  1. Выделите главное слово в словосочетании, определите часть речи.

Морозный день

Шёл уверенно

Летели над землёй

2. Какими бывают предложения по цели высказывания:

А. Повествовательными

Б. Распространёнными

В. Побудительными

Г. Восклицательными

3. От чего зависит, распространённое предложение или нет:

А. От интонации

Б. От цели высказывания

В. От наличия второстепенных членов

Г. От наличия главных членов

4. К главным членам предложения относятся:

А. Подлежащее

Б. Определение

В. Дополнение

Г. Сказуемое

5. Определение, обстоятельство, дополнение - это:

А. Главные члены предложения

Б. Второстепенные члены предложения

6. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным:

А. Над морем встаёт багровое солнце.

Б. Я слушаю прибой моря.

В. Ветер пробегает по верхушкам деревьев.

7. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением:

А. Ты услышишь много интересного.

Б. Дима провёл лето за городом.

В. Они учатся в пятом классе.

8. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом:

А. Вдалеке сверкнула молния.

Б. Мой брат - футболист.

В. Я люблю летнюю грозу.

9 Укажите предложения, в которых неправильно выделена основа:

А. Я с интересом рассматривал картины.

Б. Сонный малыш лёг в кровать.

В. Приятную прохладу принёс ветер.

10. выделите основу предложений, где нужно, поставьте тире:

Заморозки затянули ледком лужицы.

Скромная берёзка символ родины.

11. подчеркните все члены предложения, дайте характеристику предложения (по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов)

С деревьев падали разноцветные листья.

Внезапно поднялся ветер.

Поздним вечером остановились мы на ночлег у ручья.

12. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выделите основы.

Опустели п…ля луга. Пот…нулись (в) осеннем неб… кос…ки жур…влей уток гусей. Вот под самыми обл…ками л…тят б…льшие птицы. До свидания журавли. Сп…шит ос…нь. Смыва…т она х…лодным д…ждём пёстрый убор лист…ев.


  1. Выделите главное слово в словосочетании, определите часть речи.

Морозный день

Шёл уверенно

Летели над землёй

2. Какими бывают предложения по цели высказывания:

А. Повествовательными

Б. Распространёнными

В. Побудительными

Г. Восклицательными

3. От чего зависит, распространённое предложение или нет:

А. От интонации

Б. От цели высказывания

В. От наличия второстепенных членов

Г. От наличия главных членов

4. К главным членам предложения относятся:

А. Подлежащее

Б. Определение

В. Дополнение

Г. Сказуемое

5. Определение, обстоятельство, дополнение - это:

А. Главные члены предложения

Б. Второстепенные члены предложения

6. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным:

А. Над морем встаёт багровое солнце.

Б. Я слушаю прибой моря.

В. Ветер пробегает по верхушкам деревьев.

7. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением:

А. Ты услышишь много интересного.

Б. Дима провёл лето за городом.

В. Они учатся в пятом классе.

8. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом:

А. Вдалеке сверкнула молния.

Б. Мой брат - футболист.

В. Я люблю летнюю грозу.

9 Укажите предложения, в которых неправильно выделена основа:

А. Я с интересом рассматривал картины.

Б. Сонный малыш лёг в кровать.

В. Приятную прохладу принёс ветер.

10. выделите основу предложений, где нужно, поставьте тире:

Заморозки затянули ледком лужицы.

Скромная берёзка символ родины.

11. подчеркните все члены предложения, дайте характеристику предложения (по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов)

С деревьев падали разноцветные листья.

Внезапно поднялся ветер.

Поздним вечером остановились мы на ночлег у ручья.

12. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выделите основы.

Опустели п…ля луга. Пот…нулись (в) осеннем неб… кос…ки жур…влей уток гусей. Вот под самыми обл…ками л…тят б…льшие птицы. До свидания журавли. Сп…шит ос…нь. Смыва…т она х…лодным д…ждём пёстрый убор лист…ев.



© 2010-2022