Рабочая программа коррекционная (8 вид). Чтение 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

_____________________________________________________________________

ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416

E-mail: primorsk_07@ mail.ru, 74326s9.edusite.ru

Тел. 8-961-579-3818, 89028976220

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ О.В.Шишлонова

от « » сентября 2014 г



Коррекционная учебная программа

для детей 8 вида



учителя

Ищановой Гульмары Асылбековны

Чтение

7 класс



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ Т.М. Шакирова

« » сентября 2014 г..

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________И.В. Сабитова

Протокол заседания №1

2014 г.



2014/2015 учебный год



Содержание:





  1. Пояснительная записка

  2. Календарно - тематический план

  3. Требования к уровню подготовки учащихся

  4. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта

  5. Содержание регионального компонента знаний

  6. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.

  7. Учебно-методический комплекс.

  8. Контрольно - измерительные материалы



  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных и инструктивно-методических документов:

федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009 №373);

О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Минестерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-126;

«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404):

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на2014/2015 учебный год»;

образовательной программы школы:

учебного плана школы;

Методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык и литература » в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 20142015 учебном году (Приложение 9 к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от 30.июня 2014 № 03-02/4959);




Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 - 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.

Выделяются следующие задачи предмета:

  • Формирование навыков техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

  • Развитие связной устной речи и мышления: отвечать на поставленные вопросы, полно последовательно передавать содержание прочитанного, пересказывать основные события, давать характеристику героям, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Коррекционная направленность обучения включает: коррекцию мышления по решению смыслового процесса чтения, коррекция памяти по накоплению смысловых догадок для скорости зрительного восприятия при прочитывании, коррекция лексико-грамматической стороны речи.

Основными задачами обучения в 7 классе является:

  • Формирование навыков техники чтения: осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух в соответствии с нормами литературного произношения, чтения «про себя».

  • Развитие умения выделять главную мысль произведения и его частей.

  • Формирование умения выделять основные черты характера главных действующих лиц.

  • Развитие навыка полного и выборочного пересказа.

  • Развитие самостоятельного чтения с выполнением различных заданий.

Формирование учебных универсальных действий на уроках чтения:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему урока;

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по плану;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • пользоваться учебниками, словарями;

  • находить ответы на вопросы;

  • пользоваться разными видами чтения;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация);

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • составлять план к прочитанному произведению; на основе плана представлять героев, событие.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

Личностные УУД:

  • проявление интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Программа рассчитана на 103 часов с учетом проведения уроков 3 раза в неделю. (1 четверть - 26 уроков, 2 четверть- 21 часа, 3 четверть - 31 часов, 4 четверть - 25 часа.)

Программный материал представлен произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, былинами, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы, современных писателей русской и зарубежной литературы.

События в мире, стране, городе освещаются при проведении в начале урока пятиминуток внеклассного чтения для реализации регионального компонента.

В 7 классе продолжается совершенствования у школьников техники чтения: осознанности, правильности, беглости, выразительности, чтения «про себя». Школьники учатся выделять главную мысль произведения, называть главных действующих лиц, описывать их внешность, характеризовать их поступки, подтверждать свои заключения словами текста, делить прочитанное на части, составлять план, пересказывать по плану, подробно и кратко пересказывать, пересказывать с изменением лица, заучивать наизусть.

Увеличивается объем слов, читаемых за минуту от 80 до 100 слов. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. По программе заучивается наизусть 10 стихотворений.

Программой предусмотрено проведение уроков внеклассного чтения 1 раз в месяц по тематике, утвержденной на методическом объединении школы.

Основными принципами уроков внеклассного чтения: подготовленность, предельная самостоятельность, нетрадиционные формы проведения.

Цели уроков внеклассного чтения следующие:

  • Формировать читательскую самостоятельность уч-ся через выбор книг по интересам.

  • Пробудить интерес к книге, к чтению.

  • Воспитывать умение пользоваться книгой, как источником знаний.

  • Воспитывать привычку к чтению для выработки обще-учебных умений и навыков.

  • Корригировать речь через лексическую работу над словом.

  • Формировать целостную структуру речевой деятельности.

Внеклассное чтение предполагает: знание основных сведений из жизни писателей, чтение книг из школьной и районной библиотеки, самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах, обсуждение прочитанных книг и статей, составление отзывов, умение передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц, ведение дневника или стенда.

При проведении уроков используются следующие методы обучения:

  • Словесный (рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, работа с учебником и книгой).

  • Наглядный (наблюдения, демонстрация).

  • Практический (упражнения, самостоятельная работа, тест).

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Репродуктивный.

  • Проблемный.

  • Частично - поисковый (эврестический).

  • Исследовательский.

  • Метод изложения новых знаний.

  • Повторение и закрепление новых знаний.

На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Используются разные виды уроков: урок-сообщение, новых знаний, комбинированный, урок - закрепление, повторительно-обобщающий, урок - зачет, урок - викторина.

При проведении уроков используются цифровые образовательные ресурсы: региональная коллекция ЦОР, единая коллекция ЦОР «1С». С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, зачетов, тестовых заданий.

  1. Календарно - тематический план

Тема урока

Кол-во часов.

Оборудование

Словарь

Коррекционная работа

Индивидуальная работа.

Знать и уметь


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ - 26ч.

1.

Устное народное творчество. Осознанное чтение.

Вводный. ЦОР РК

1.

выставка

жанры

былина

Воспитание через понимание этнической культуры

Выполнять задание учителя

Читать осознанно, выделять главную мысль

2.

«Сивка - бурка». (Русская народная сказка). Чтение по ролям.

Комбинированный

1.

иллюстрации

Коррекция личности через осознание смысловой роли сказки.

Работать в группе, отвечать на вопросы.

Читать выразительно. отвечать на оставленные вопросы.

3.

«Сивка - бурка». (Русская народная сказка). Чтение по ролям.

1.

иллюстрация

видимо-невидимо

Воспитание личностной мотивации

Работать в группе, отвечать на вопросы.

Читать по ролям.

4.

«Сивка - бурка». (Русская народная сказка). Составление плана пересказа.

Комбинированный

1.

картин

ный план

Расширение мировоззренческих представлений

Пытаться пересказывать с опорой.

Читать осознанно, пересказывать по составленному плану.

5.

«Журавль и Цапля». (Русская народная сказка). Чтение по ролям.

1.

иллюстрация

несолоно хлебавши

Коррекция эмоциональных представлений

Работать в группе

Читать выразительно, выделять главную мысль произведения.

6.

«Умный мужик». (Русская народная сказка). Чтение по ролям.

Комбинированный

1.

иллюстрация

Коррекция личности через осознание смысловой роли сказки.

Работать в паре.

Читать выразительно, выделять главное

7.




«Три поездки Ильи Муромца». (Былина) Выразительное чтение.

Комбинированный

1.

иллюстрация

Коррекция личности через оценку поступков.

Нарисовать картину к произведению.

Читать выразитель, выделять главную мысль

8.

«Три поездки Ильи Муромца». (Былина)

Пересказ по предложенному плану. Проверка техники чтения.

1

иллюстрация

Коррекция личности через осознание смысловой роли былины.

Пытаться пересказывать с опорой.

Уметь пересказывать по предложенному плану.

9.

«Три поездки Ильи Муромца». (Былина)

Пересказ от первого лица.

1

иллюстрация

Видение причинной обусловленности событий и поступков.

Пересказывать с опорой.

Пересказывать с изменением лица рассказчика.

10.

Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой». Выразительное чтение.

1.

иллюстрация

кручина

Расширение мировоззренческих представлений

Выразительно читать.

Читать выразительно, правильно, выделять главную мысль.

11.

Жанровые особенности пословицы.

Комбинированный РК

1.

Корригировать речь через использование мудрых, метких, к месту сказанных пословиц.

Читать с пониманием.

Выделять главную мысль.

12.

Загадки.

Комбинированный

1.

иллюстрации

Видение причинной обусловленности событий и поступков.

Читать с пониманием.

Выделять главную мысль.

13.

В.Ч. «Стрижонок Скрип» В.Астафьев.

Комбинированный

1.

рисунки

Коррекция долговременной памяти.

Отвечать на поставленные вопросы.

Обсуждать прочитанные книги, передавать главную мысль.

14.

Слово об А.С.Пушкине. Осознанное чтение. Составление вопросов.

Вводный РК

1.

выставка книг

гувернер

рать

сень наук

Накопление словаря. Коррекция понятийной стороны речи.

Отвечать на поставленные вопросы.

Уметь самостоятельно работать с книгой

15.

«Сказка о царе Салтане…». А.С.Пушкин. Зависть.

Выразительное чтение. Наизусть отрывок. РК

1.

иллюстрация

светлица

снурок

нарекся

Воспитывать навык самооценки деятельности.

Читать с пониманием.

Читать выразительно и осознанно, отвечать на поставленные вопросы

16.

«Сказка о царе Салтане…». А.С.Пушкин. Чудеса на острове.

Выразительное чтение. Комбинированный

1.

иллюстрация

не привальный

бает

Включение в реальные отношения людей.

Выразительно читать

Читать выразительно и осознанно, отвечать на поставленные вопросы

17.

«Сказка о царе Салтане…». А.С.Пушкин. Наказание. Чтение по ролям.

1.

иллюстрации

идти четами,

булат

Видение причинной обусловленности событий и поступков.

Работать в группе

Читать выразительно, выделять главное.

18.

«Сказка о царе Салтане…». А.С.Пушкин. Долгожданная встреча. Пересказ по плану.

Комбинированный

1.

доселе

всяк

возопил

Воспитывать навык самооценки деятельности.

Пытаться пересказывать с помощью учителя.

Читать осознанно, пересказывать по плану.

19.


«Зимний вечер» А.С.Пушкин

Наизусть. ЦОР РК

1.

иллюстрация

обветшалая

лачужка

веретено

Развивать поэтическое восприятие, эмоции, адекватные реакции.

Пытаться учить наизусть.

Заучить наизусть

20.

«У Лукоморья».

А.С.Пушкин. Выразительное чтение.

Комбинированный

1.

иллюстрация

чредой

пленяет

злато

Развивать поэтическое восприятие, эмоции, адекватные реакции.

Читать с пониманием.

Читать осознанно, выразительно

21.



Итоговый урок по теме «Творчество А.С.Пушкина».

Проверка техники чтения.

Комбинированный

1.

выставка детских рисунков

Коррекция долговременной памяти.

Отвечать на поставленные вопросы.

Подтверждать свои заключения словами из текста.

22.



М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.

Осознанное чтение. Составление вопросов.

1.

портрет

Накопление словаря. Коррекция понятийной стороны речи.

Отвечать на вопросы.

Читать осознанно, правильно. Выделять главное.

23.

«Бородино»

М.Ю.Лермонтов.

Выразительное чтение.

Наизусть отрывок.

Комбинированный ЦОР

1.

иллюстрация

редут

картеч

сеч

лафет

Коррекция личности через понимание сюжета, анализ ситуаций, оценку поступков.

Читать с пониманием, пытаться учить наизусть.

Выразительно читать, высказывать свое отношение к поступкам героев. Учить наизусть.

24.

«Бородино».

М.Ю.Лермонтов. Работа с иллюстрациями.

Комбинированный

1.

иллюстрация

хват

булат драгун

Коррекция личности через понимание сюжета, анализ ситуаций, оценку поступков.

Читать с пониманием, отвечать на вопросы.

Характеризовать главных действующих лиц

25.


В.Ч. В.Бианки " Вести из леса". Иллюстрирование..

Комбинированный

1.

рисунки детей

Формирование личностных позиций при оценке поступков.

Высказывать свое отношение к героям.

Читать осознанно, пересказывать.

26.




Обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей XIX века».

1.

иллюстрации

Формирование личностных позиций при оценке поступков.

Высказывать свое отношение к героям.

Высказывать свое отношение к поступкам героев.


ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ - 21 ч.

27.

И.А. Крылов. Слово о писателе. "Кукушка и Петух". Чтение по ролям. Вводный РК

1

иллюстрация,

портрет

примолвил

Формирование жанрового мышления.

Пытаться работать в группе

Читать выразительно, правильно, выделять основные черты характера.

28.

"Волк и Журавль". И.А.Крылов. Выразительное чтение.

Комбинированный

1

иллюстрация

пособить

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Выразительно читать.

Выразительно, осознанно читать

29.

"Слон и Моська". И.А.Крылов. Чтение по ролям. Наизусть.

Комбинированный ЦОР

1

картины природы

напоказ

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Пытаться работать в группе

Читать выразительно, правильно, выделять основные черты характера.

30.


Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Осознанное чтение, составление вопросов.

Вводный

1

портрет

Причинная обусловленность событий и поступков.

Осознанно читать.

Читать осознанно, выделять главную мысль

31.



"Несжатая полоса". Н.А.Некрасов.

Выразительное чтение.

Комбинированный РК

1

станица

Формирование личностных позиций при оценке поступков.

Читать с пониманием, отвечать на вопросы

Читать выразительно, осознанно читать, выделять главное

32.





"Генерал Топтыгин" Н.А.Некрасов.

Осознанное чтение.

Комбинированный

1

иллюстрация

ямщик

шкалик

тракт

смотритель

Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.

Читать с пониманием. Высказывать свое отношение к героям.

Читать осознанно, составлять характеристики героя.

33.

В. Ч. "Старик Хоттабыч" Л. Лагин. Рассказ от первого лица.

рисунки

Формирование личностных позиций при оценке поступков.

Осознанно читать, отвечать на вопросы

Передавать главную мысль произведения

34.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Осознанное чтение, составление вопросов.

Вводный ЦОР

1

портрет

Развитие познавательной мотивации.

Осознанно читать, отвечать на вопросы.

Читать осознанно, выделять главное.

35.

"Кавказский пленник". Л.Н.Толстой. Плен. Осознанное чтение.

Комбинированный

1

иллюстрация

татары

аул

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Осознанно читать, отвечать на вопросы,

Читать осознанно, высказывать отношение

36.

"Кавказский пленник". Л.Н.Толстой. В горном ауле. Наблюдение.

Пересказ по плану.

1

иллюстрация

сакля лоханка

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Осознанно читать, пытаться пересказывать.

Читать осознанно, пересказывать по плану.

37.

"Кавказский пленник". Л.Н.Толстой. Дина. Осознанное чтение.

Комбинированный

1

иллюстрации

бешмет

мечеть

чалма

Развитие познавательной мотивации.

Осознанно читать, отвечать на вопросы.

Читать осознанно, составлять характеристики героев.

38.


"Кавказский пленник". Л.Н.Толстой. Подготовка к побегу. Составление плана.

1

иллюстрации

Коррекция социального поведения

Отвечать на вопросы

Читать осознанно, выделять главное, оставлять план.

39.




"Кавказский пленник" Л.Н.Толстой. Неудачный побег. Пересказ.

Комбинированный

1

Рисунки детей

верста

рассолодел

аршин

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Пытаться пересказывать по плану.

Читать осознанно, пересказывать по составленному плану.

40.


"Кавказский пленник" Л.Н.Толстой. Свобода. Чтение по ролям. Пересказ.

1

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Работать в группах, пытаться пересказывать

Читать выразительно, пересказывать, характеризовать.

41.

"Кавказский пленник" Л.Н.Толстой. Характеристика героев. Работа по плану.

Комбинированный

1

Формирование нравственных ценностей личности

Высказывать отношение к поступкам героям.

Характеризовать главных действующих лиц и их поступки

42.

"Кавказский пленник" Л.Н.Толстой. Выборочное чтение. Зачет. Проверка техники чтения.

1

картинный план

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Пытаться высказываться.

Подтверждать свои высказывания словами из текста

43.

А. П. Чехов. Слово о писателе. Осознанное чтение.

Вводный

1

портрет

Развитие познавательной мотивации.

Читать с пониманием

Читать осознанно, выделять главное.

44.

"Хамелеон" А.П.Чехов. Чтение по ролям. Составление вопросов.

1

надзиратель

городовой

мировой

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Отвечать на вопросы.

Читать осознанно, выделять главное

45.




"Хамелеон" А.П.Чехов. Рассказ от третьего лица. Характеристика героев.

Комбинированный

1

иллюстрация

пьеса

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Формирование возможностей фразовой речи

Пересказывать, характеризовать главных действующих лиц.

46.

В.Ч. А.П.Чехов «Спать хочется» Обсуждение прочитанного.

Комбинированный

1

иллюстрации

падчерица

Формирование личностных позиций при оценке поступков.

Пытаться высказываться.

Пересказывать изменением лица

47.

Обобщающий урок по теме «Творчество русских писателей XIX - XX веков».

1

рисунки детей

Формирование личностных позиций при оценке поступков.

Высказывать свое отношение к героям.

Высказывать свое отношение к поступкам героев.


ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ - 31ч.

48.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. Осознанное чтение.

Вводный

1.

портрет

Развитие познавательной мотивации.

Читать с пониманием.

Читать осознанно, выделять главное

49.

«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Я и мой отец.

Осознанное чтение.

1.

иллюстрация

часовня

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Высказывать свое отношение к героям

Читать осознанно, выделение главных действующих лиц.

50.

«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Я приобретаю новое знакомство. Осознанное чтение.

Комбинированный

1.

иллюстрация

престол

Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.

Высказывать свое отношение к героям

Читать осознанно, составлять характеристики героев, их поступков.

51.

«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Я приобретаю новое знакомство. Осознанное чтение. Пересказ по плану.

Комбинированный

1.

Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.

Пытаться пересказывать

Читать осознанно, пересказывать по плану. Составлять характеристики.

52.

«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Знакомство продолжается. Характеристика героев.

Комбинированный

1.

иллюстрация

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Высказывать свое отношение.

Читать осознанно. Составлять характеристики.

53.




«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Осенью. Осознанное чтение.

1.

иллюстрации

Причинная обусловленность событий и поступков

Высказывать отношение к поступкам героям.

Читать осознанно, пересказывать.

Составлять характеристики.

54.

«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Кукла. Пересказ.

Комбинированный ЦОР

1.

иллюстрация

Коррекция социального поведения.

Пытаться пересказывать с опорой.

Читать осознанно, кратко пересказывать.

55.

«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Сочинение по плану и опорным словам.

1

опора

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Пытаться высказываться с опорой

Связно высказываться.

56.

«Дети подземелья». В.Г.Короленко. Зачет.

Итоговый

1.

иллюстрации

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Высказывать отношение к поступкам героям.

Читать с доказательством, оценивать поступки героев.

57.




В. Ч. «Робинзон Крузо»

Д. Дефо. Рассказ с оценкой поступков.

Комбинированный

1.

иллюстрации

Причинная обусловленность событий и поступков

Высказывать отношение к поступкам героям.

Осознанно читать, выделять главное, оценивать поступки героев.

58.



М. Горький. Из биографии. Осознанное чтение.

Вводный ЦОР РК

1.

портрет

псевдоним

Развитие познавательной мотивации.

Читать с пониманием.

Осознанно читать, выделять главное.

59.



«Детство». М. Горький.

В доме деда.

Осознанное чтение.

1.

иллюстрация

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Высказывать отношение к поступкам героям.

Читать осознанно, оценивать поступки героев.

60.

«Детство». М. Горький.

Бабушка.

Чтение по ролям.

Комбинированный

1.

иллюстрация

Формирование жанрового мышления.

Работать в группе.

Читать выразительно, характеризовать поступки.

61.

«Детств». М. Горький.

Наказание.

Рассказ по иллюстрации.

Комбинированный

1.

иллюстрация

семишник

Причинная обусловленность событий и поступков

Высказывать отношение к поступкам героям.

Характеристика главных действующих лиц, их поступков. Пересказывать.

62.

«Детство». М. Горький.

Взросление.

Чтение по ролям.

1.

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Работать в группе.

Читать выразительно, характеризовать поступки.

63.

«Детство». М. Горький.

Сравнение. Составление характеристики по плану.

Комбинированный

1.

иллюстрации

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Высказывать отношение к поступкам героям.

Характеристика главных действующих лиц, их поступков. Пересказывать.

64.

«В людях». М. Горький.

Чтение по ролям. Комбинированный

1.

рисунки

тальма

стеклярус

фасад

карниз

Причинная обусловленность событий и поступков.

Отвечать на вопросы, высказывать отношение к героям.

Читать выразительно, составление характеристики героя.

65.

«В людях». М. Горький.

Составление плана. Пересказ. Комбинированный

1.

иллюстрации

Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.

Отвечать на вопросы, пытаться пересказывать по плану,

Пересказывать по составленному плану.

66.

Обобщающий урок по теме «Из жизни М.Горького».

1.

иллюстрации

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Высказывать отношение к поступкам героям.

Читать с доказательством, оценивать поступки.

67.

«Детство» М.В.Исаковский. Чтение по ролям. Комбинированный

1.

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Работать в группе

Читать выразительно, осознанно.

68.

«Ветер». М.В.Исаковский Наизусть.

Комбинированный РК

1.

репродукция

Коррекция эмоциональных представлений

Пытаться учить наизусть.

Читать выразительно, отвечать на вопрос. Учить наизусть.

69.

«Весна». М.В.Исаковский. Выразительное чтение. Наизусть. ЦОР

1.

репродукция

Коррекция эмоциональных представлений

Читать выразительно.

Читать выразительно, отвечать на вопрос.

70.

К. Паустовский. Слово о писателе.

«Последний черт». Осознанное чтение.

Вводный РК

1.

иллюстрации

рядно

Причинная обусловленность событий и поступков.

Читать с пониманием.

Читать осознанно, выделять главное.

71.

«Последний черт».

К. Паустовский.

Составление плана пересказа.

Комбинированный

1.

иллюстрация

армяк

Причинная обусловленность событий и поступков.

Читать с пониманием, отвечать на вопросы.

Читать осознанно, составлять план.

72.

«Последний черт».

К. Паустовский.

Пересказ по плану.

1.

иллюстрации

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Пытаться пересказывать.

Пересказывать по плану.

73.

В. Ч. «Жильцы старого дома». К.Паустовский. Проверка техники чтения.

Комбинированный

1.

Причинная обусловленность событий и поступков

Высказывать свое отношение. К поступкам.

Составлять характеристики героев.

74.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники». Сборы. Осознанное чтение.

Вводный РК

1.

портрет, иллюстрация

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Читать с пониманием, отвечать на вопросы.

Читать осознанно, отвечать на поставленные вопросы, выделять главное.

75.

«Великие путешественники». М.М.Зощенко. Составление плана пересказа.

1.

иллюстрация

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Читать с пониманием.

Читать осознанно, составлять план.

76.

«Великие путешественники». М.М.Зощенко. Пересказ.

Комбинированный

1.

картинный план

Причинная обусловленность событий и поступков

Пытаться пересказывать.

Пересказывать по плану.

77.

В.Ч. «Победители». А.Сурков. Чему учит книга.

1.

картины природы

капельник.

Причинная обусловленность событий и поступков

Отвечать на вопросы.

Выделять главную мысль произведения.

78.

Обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей XX века».

Обобщающий

1.

картины природы

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение.

Высказывать свое отношение к героям.

Выделять главную мысль произведения, высказывать свое отношение к поступкам героев.


ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ - 25ч.

79.

К.М.Симонов. Слово о писателе. «Сын артиллериста». Наизусть отрывок.

Вводный ЦОР

1

портрет

Развитие познавательной мотивации.

Пытаться учить наизусть.

Читать выразительно, осознанно. Учить наизусть.

80.

«Сын артиллериста». К.М.Симонов. Бой.

Пересказ от имени героя.

1

иллюстрации

рысь

косая сажень

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Пытаться пересказывать.

Пересказывать с изменением лица

81.

В.П.Катаев. О писателе. «Флаг». Осознанное чтение. Комбинированный

1

иллюстрация

кирха

форт

кубрик

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Читать осознанно, отвечать на поставленные вопросы.

Читать осознанно, выделять главную мысль произведения

82.

«Флаг». В.П.Катаев.

Составление плана пересказа от имени героев.

Комбинированный

1

иллюстрации

Включение в реальность общечеловеческих ценностей.

Читать осознанно, выполнять задание учителя

Выделять главное, составлять план для пересказа с изменением лица.

83.

Н.И. Рыленков. Из биографии. «Деревья».

Устное рисование.

Вводный

1

межа

Коррекция эмоциональных представлений

Выполнять задание учителя,

Читать осознанно, выделять главную мысль произведения.

84.



«Весна без вещуньи кукушки» Н.И. Рыленков.

Выразительное чтение. Наизусть. ЦОР РК

1

репродукция

Коррекция эмоциональных представлений

Читать выразительно.

Читать выразительно, отвечать на вопросы.

85.

«Все в тающей дымке». Н.И.Рыленков. Наизусть.

Комбинированный

1

репродукция

Коррекция эмоциональных представлений

Пытаться учить наизусть.

Читать выразительно, учить наизусть.

86.

Ю.И.Коваль. Из биографии. «Капитан Клюквин». Осознанное чтение.

Вводный

1

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Читать с пониманием.

Читать осознанно, выделять главную мысль произведения.

87.

«Капитан Клюквин». Ю.И.Коваль.

Осознанное чтение. Пересказ по плану.

1

иллюстрации

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Выполнять задание учителя.

Читать осознанно, пересказывать по плану.

88.

«Картофельная собака». Ю.И.Коваль. Встреча с другом.

Осознанное чтение.

Комбинированный ЦОР

1

иллюстрации

Причинная обусловленность событий и поступков.

Читать осознанно, пытаться высказывать свое отношение.

Читать осознанно, характеризовать главных действующих лиц

89.

«Картофельная собака». Ю.И.Коваль. Куриный завод. Осознанное чтение.

Комбинированный

1

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Читать осознанно, пытаться высказывать свое отношение.

Читать осознанно, характеризовать главных действующих лиц

90.

«Картофельная собака». Ю.И.Коваль.

Чтение по ролям.

1

иллюстрация

Причинная обусловленность событий и поступков.

Работать в группе.

Читать выразительно.

91.

«Картофельная собака». Ю.И.Коваль. Пересказ по плану. Характеристика героев.

1

рисунки детей

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Высказывать свое отношение.

Составление характеристики героев, и их поступков.

92.

В.Ч. «Путешествие

Гулливера». Д. Свифт.

Пересказ от имени героя.

Комбинированный

1

иллюстрации

Причинная обусловленность событий и поступков.

Пытаться пересказывать.

Пересказывать с изменением лица.

93.

Ю.Я.Яковлев. Из биографии. «Багульник». Осознанное чтение.

Вводный РК

1

Формировать понятие о взаимосвязи событий и поступков.

Читать с пониманием.

Читать осознанно выделение главного.

94.

«Багульник». Ю.Я.Яковлев. Характеристика героев.

Комбинированный

1

иллюстрации

Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики.

Пытаться высказывать свое отношение.

Составлять характеристику героев, их поступков.

95.

«Багульник».Ю.Я.ЯковлевПересказ от имени героя.

Комбинированный

1

иллюстрации

дюны

Причинная обусловленность событий и поступков.

Пытаться пересказывать.

Пересказывать с изменением лица

96.

Р.П.Погодин. Из биографии. «Время говорит - пока». Пьянство отца.

Осознанное чтение.

Вводный РК

1

иллюстрация

опекунство

Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.

Читать с пониманием, выполнять задание учителя.

Читать осознанно, выделять главное, называть главных действующих лиц.

97.

«Время говорит - пока». Р.П.Погодин. Протест.

Осознанное чтение.

1

иллюстрация

Причинная обусловленность событий и поступков.

Выполнять задание учителя.

Читать осознанно, составлять характеристики.

98.

«Время говорит - пока». Р.П.Погодин. На заводе. Пересказ. Проверка техники чтения.

Комбинированный

1

Причинная обусловленность событий и поступков.

Пытаться пересказывать.

Пересказывать.

99.

А.Г.Алексин. Из биографии. «Двадцать девятое февраля». Чтение по ролям. Комбинированный

1

Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.

Работать в группе.

Читать выразительно, выделять главную мысль произведения, называть действующих лиц.

100.

«Двадцать девятое февраля». А.Г.Алексин. Пересказ по плану.

Комбинированный

1

иллюстрация

Включение в реальность человеческих отношений.

Пытаться пересказывать.

Читать осознанно, пересказывать по плану.

101.

К.Я.Ваншенкин. Из биографии. «Мальчишка». «Снежки». Выразительное чтение

Комбинированный РК

1

иллюстрация

Коррекция эмоциональных представлений

Выполнять задания учителя.

Читать выразительно, выделять главную мысль произведения.

102

В.Ч. Подведение итогов. Викторина.

1

выставка

Коррекция эмоциональных представлений

Отвечать на вопросы.

Выделять главную мысль произведения.

103.

Обобщающий урок за год по теме «Творчество писателей XIX - XX веков».

Обобщающий

1

иллюстрации

Совершенствовать навык в установлении смысловых связей между событиями и поступками.

Отвечать на поставленные вопросы.

Подтверждать свои мысли словами текста.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 6 класса должны знать:

  • Наизусть 10 стихотворений.

Учащиеся 6 класса должны уметь:

  • Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

  • Выделять главную мысль произведения;

  • Характеризовать главных действующих лиц;

  • Пересказывать содержание прочитанного.

Успешно обучающиеся учащиеся

  • Читать вслух осознанно, правильно, выразительно вслух, читать «про себя»;

  • Выделять главную мысль произведения;

  • Характеризовать главных действующих лиц;

  • Пересказывать содержание прочитанного;.

  • Заучивать наизусть стихотворения.

Учащиеся, относительно хорошо усваивающие программу

  • Читать вслух осознанно, правильно, выразительно вслух, читать «про себя»;

  • Пытаться выделять главную мысль произведения;

  • Выделять основные черты характера действующих лиц;

  • Пытаться пересказывать содержание прочитанного;

  • Пытаться заучивать наизусть.

Учащиеся с трудом усваивающие школьную программу

  • Повторить за сильным учеником ответ;

  • Односложно отвечать.

  • Кратко пересказать текст с помощью учителя;

  • Пытаться заучивать отрывки стихотворений наизусть.

Плохо успевающие школьники испытывают значительные затруднения в обучении. Основное содержание учебных предметов недоступно, поэтому обучаются по индивидуальной программе и даются минимальные знания.




  1. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта

Чтение

Практическая работа

Проверочная работа

1 четверть

3

1

2 четверть

1

1

3 четверть

3

1

4 четверть

3

1




  1. Содержание регионального компонента знаний


Тема урока

Источник НРК

Задание

1. Устное народное творчество.

В. Машковцев «Сказки казачьего Яика».

Задание:

1.Вступление. Представить книгу Машковцева

2. Рассказать историю написания.

3.Предложить к самостоятельному чтению.

2. Пословицы.

Уральские пословицы.

Задание:

1.Объясни смысл предложенных пословиц.

2.К заданию на дом: спросить и записать меткие выражения, которые употребляют в семье.

3. А.С. Пушкин. Из биографии.

А.Б.Горская «Улица Пушкина» с.379

А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 классов» - Ч., Взгляд, 2005г

Задание:

1.Подготовить сообщение: исторические сведения о бунте Пугачева и о местах, связанных с этими событиями.

4. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Театр и проспект имени поэта в городе

Задание:

1.Рассказать о театральных премьерах произведений Пушкина.

5.А. С.Пушкин. «Зимний вечер».

Юлдашев «Зимний вечер» с. 227

А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 классов» - Ч., Взгляд, 2005г

Задание:

1.Сравни описание зимы в стихотворениях Пушкина и уральского поэта.

2.Определи настроение

3.Выдели образные выражения: Березка словно снегурочка. Кедр в собольих мехах. Зима то дремлет, то хохочет, то пляшет, то ластится, то увлекает.

6.М Горький. Из жизни писателя.

Улица Горького в городе, кинотеатр.

Задание:

1.Что связано с именем писателя в нашем городе?

2.Что названо в его честь?

7.М. В.Исаковский. «Ветер».

Б. Рафиков «Ветер» с. 79

А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 классов» - Ч., Взгляд, 2005г

Задание:

1.Сравни описание ветра: вышел. простучал, пробежал, проиграл, пожурил, пролетел. Проснулся, коснулся, погладил, облетел, собрал, встал. Ветер - живое существо, трудится как человек.

8.К. Паустовский. «Последний черт».

Птицы наших водоемов

Задание:

1.Картинный словарь: птицы лесов и болот. Исключи лишнее.

9. М.М. Зощенко. «Великие путешественники».

Л. Татьяничева «Дорога» с.126

А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 классов» - Ч., Взгляд, 2005г

Задание:

1.Как понимаешь? Дорога - верный испытанный друг

10. Н.И.Рыленков. «Весна без вещуньи кукушки».

Уральская весна

Задание:

1.Сравнение описания. Картины художников.

11. Ю. Я.Яковлев. «Багульник».

В. Савин «Найда» с. 269

А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 классов» - Ч., Взгляд, 2005г

Задание:

1. Прочитай.

2. Подбери пословицы к тексту.

12.Р. П.Погодин. «Время говорит -пора».

С. Черепанов «Перекати-поле»284

А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 классов» - Ч., Взгляд, 2005г

Задание:

1.С кем сравнивают Якуню?

2.Что общего у Якуни и отца Вовки?

3.Кого называют перекати-поле?

13 К. Я.Ваншенкин. «Мальчишка».

Н. Цуприк «Опять двойка» 129

А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 классов» - Ч., Взгляд, 2005г

Задание:

1.Можно ли перехитрить правду?

2.Надо ли отвечать за свои поступки?

3.Всякий ли поступок -благо?


  1. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.



Оценка «5»

  • Обнаруживает понимание материала;

  • Самостоятельно формулирует ответы;

  • Умеет привести примеры;

  • Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Оценка «4»

  • Обнаруживает понимание материала;

  • Самостоятельно формулирует ответы;

  • Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя ( 1 -2 ошибки);

  • Допускает ошибки в речи ( 1 - 2 ошибки).






Оценка «3»

  • Обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

  • Излагает материал недостаточно полно и последовательно;

  • Допускает ряд ошибок в речи;

  • Затрудняется самостоятельно подтвердить пример;

  • Нуждается в постоянной помощи учителя.






Оценка «2»

  • Обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

  • Допускает ошибки в формулировке ответа, искажающего его смысл;

  • Делает грубые ошибки;

  • Не использует помощь учителя.





  1. Учебно-методический комплекс.

Программа:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 - 9 классы под редакцией В. В. Воронковой.- М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.

Учебник:

  • «Чтение» 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/автор-соствитель А.К. Аксенова.-М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература для учащихся:

  • А.Б. Горская, Н.А. Капитонова «Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 - 4 кл.» - Ч., Взгляд, 2005г.

  • Н.А.Капитонова, Т.В.Соловьева «Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс». - Челябинск: Взгляд, 2007г.)

  • В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка.» В 4 томах. - М.: Русский язык. - Медиа, 2006г.

  • М.Р.Львов. «Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся 5-9 кл.» - М.: «Просвещение», 2006г.

  • З.Е.Александрова. «Словарь синонимов русского языка: практический справочник.» - М.: Русский язы. - Медиа, 2006г.

  • А.П.Гуськова. «Популярный словарь русского языка.» - М.: Русский язык. - Медиа, 2003г.

Дополнительная литература для учителя:

  • Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».

  • «Чтение. Контрольные работы в начальной школе (1-4 классы)» под редакцией В.Г.Горецкого, Л.И.Тикуновой.

Дидактический материал:

  • Словарные слова.

  • Карточки с индивидуальными заданиями;

  • Тестовые задания;

  • Иллюстрации к произведениям, портреты писателей.

Интернет-ресурсы

  • Региональная коллекция ЦОР.

Электронные ресурсы:

  • Единая коллекция ЦОР «1С»:


  1. Контрольно - измерительные материалы

Для проверки навыков техники чтения используется книга «Контрольные работы в начальной школе (1-4кл.), авторы:

В.Г. Городецкий, Л. И. Тикунова. Она содержит специально подобранные художественные тексты русских и зарубежных авторов, позволяющие в течение учебного года объективно оценить знания, умения и навыки учащихся.
Для каждого класса даются "входные" контрольные работы по чтению, предлагаемые в начале сентября, и итоговые работы за четверть.


© 2010-2022