Конспект урока русского языка: «Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис и культура речи»

 Задачи, решаемые в процессе групповой работы:  успешное соединение теории и практики при выполнении тестовых заданий;  более эффективная работа по культуре речи, в т. ч. по предупреждению речевых ошибок; "ХОД УРОКА:1.Оргмомент2.Сообщение темы, целей и задач урока.3.Слово учителяРаботать будем в группах: в каждой группе теоретик и практики.4.Практическая работа по группам5.Вывод. Оценки6.Домашнее задание:
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Синтаксис и культура речи»




Цели урока:

Образовательные:

1) систематизация знаний учащихся по синтаксису;

2) отработка умения использовать теоретические знания по синтаксису,

3) закрепление навыков правописания;

Развивающие:

1) развитие познавательной активности и коммуникативных компетенций учащихся,

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) формирование орфоэпического навыка;

Воспитательные:

1) воспитание ответственности за качество своих знаний;

2)воспитывать у учащихся желание говорить грамотно и правильно строить свою речь.

Задачи, решаемые в процессе групповой работы:


  1. успешное соединение теории и практики при выполнении тестовых заданий;

  2. более эффективная работа по культуре речи, в т. ч. по предупреждению речевых ошибок;

Тип урока: урок обобщения;

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективная

Образовательные технологии: информационно - коммуникативные технологии; обучение в сотрудничестве.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал (карточки)

ХОД УРОК

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы, целей и задач урока.

Ребята, цель нашего урока подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. Для этого мы будем повторять пройденное и углублять знания по теме урока как индивидуально, так и группами.

Тема нашего урока: «Синтаксис и культура речи»

3.Слово учителя

Большинство заданий по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности.

Сгруппировав материал заданий по темам, можно выделить следующие блоки:

1.Синтаксические нормы.

2.Типы связи слов словосочетании

3.Простое осложненное предложение

4.Односоставное предложение

5.Сложноподчиненное предложение , типы придаточных предложениий.

6.СПП с несколькими придаточными

На сегодняшнем уроке рассмотрим важнейшие из них.

Работать будем в группах: в каждой группе теоретик и практики.

Начнем со слова как главной единицей языка

-Что такое слово?

(Слово-единица нашего языка. Слово нужно уметь произносить точно и правильно, для этого нужно знать орфоэпические нормы)

4.Практическая работа по группам

-Проведём орфоэпическую разминку. Проверим, насколько правильно вы можете расставлять ударения.

1 задание (приложение 1)

Группы получают карточки с заданием

1 группа: подчеркнуть слова с ударением на первый слог

2 группа: с ударением на второй слог

3 группа: с ударением на третий слог

Проверка: слайд №1

Вопрос к теоретикам:

-Что изучает синтаксис?

(Синтаксис - наука о языке, которая изучает словосочетания и предложения, их строение)

-Что называется словосочетанием?

2 задание(слайд №2)

Выберите из данных примеров только словосочетания:

Зеленые глаза, около дома, решать задачу, говорить быстро, бегущая строка, подключение к сети, наступила ночь, очень хорошо, более темный, сломя голову.

(На интерактивной доске подчеркнуть словосочетания )

-Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?

( Потому что это сочетание самостоятельного слова со служебным - около дома; грамматическая основа: наступила ночь; составные словоформы- более темный; сочетания слов в составе фразеологизмов- сломя голову)

Какие способы подчинительной связи в словосочетаниях вам известны? Приведите примеры: (устно)

1группа: согласование (мой дом, первый класс, весенний день, читающий мальчик))

2 группа: управление (ветка сирени, учусь в школе)

3группа: примыкание (читать вслух, очень хорошо)

Вывод

-Обратим внимание на то, что притяжательные местоимения не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением. (их альбом- прим.; вызвал их- упр.)

3 задание: карточки каждой группе

слайд №3

Определите способы связи:

Наш класс (согл)

Любить рыбалку (упр)

Весело шагать (прим)

По крупным пригоркам (согл)

В новой шапке (согл)

Первый снег (согл)

Сижу за столом (упр)

Очень важно (прим)

(Проверка на интерактивной доске)

Слово учителя

А теперь обратим внимание на формулировку задания в тесте ЕГЭ. Задание звучит, например, так: «Из предложения …. выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?

На доске:

слайд №4

1.Выделить грамм. основу, т.к. она не может быть словосоч.

2.Чтобы найти словосочетание со связью согласования, находим слово, отвечающее на вопрос: какой?, а затем слово, от которого оно зависит.

3.Поиск словосочетания с управлением - это поиск слова, отвечающего на падежные вопросы, затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного

4.Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

4 задание (карточки)

1 группа

Из предложений выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

2 группа

Из предложений выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

А глянет солнце - свет во сто крат умножается.

В такой час чувствуешь себя на земле именинником

3 группа

Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

Устная проверка

Вывод: обращение к доске

Слово учителя:

-Чем отличается предложение от словосочетания?

( Предложение - основная синтаксическая единица. Предложение имеет грамматическую основу, служит для сообщения, вопроса, побуждения, а словосочетание состоит из главного и зависимого слова; в отличие от словосочетания характеризуется смысловой и интонационной законченностью, может быть восклицательным)

-На какие две группы делятся предложения по составу?

(Односоставвные и двусоставные.)

Односоставные следует отличать от двусоставных неполных, в неполных предложениях отсутствующие члены предложения обычно восстанавливаются из контекста.

Определить тип односоставного предложения может помочь метод трансформации- подстановки подлежащего.

Рассмотрим таблицу: работают теоретики (слайд№5)

Тип предложения

Способ выражения сказуемого

Примеры

  1. определенно-личные

1-е, 2-е л., ед., мн. ч

(можем восстановить подлежащее я, ты, мы, вы)

Уходим завтра в море.

2) неопределенно-личные

3-е л., мн. ч., буд. вр.

мн.ч., в прош. вр.

(он,они, кто-то)

В дверь стучат.

В дверь постучали.

3) обобщенно-личные (пословицы)

2-е л., ед. и мн. ч.;

3-е л., мн. ч.

(все)

Без труда не вытянешь

и рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.

4) безличные предложения

- безличные глаголы в значении личных,

- слово нет в настоящем времени,

- инфинитив в значении сказуемого.

Нет и не может быть подлежащего!

Светает.

У нас нет денег.

Надо слушать меня!

Мне хочется спать.

5 задание (слайд № 6)

Определите тип односоставного предложения:

1.Еду, еду в чистом поле. (А.С.Пушкин). ОЛП.

2.Аптека. Улица. Фонарь. (А.Блок). Назывное

3.Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков). ОЛП.
4.Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица). ОЛП.
5.В воскресенье и то с делами прибегают. (В.Кетлинская). НЛП
6.С моря веет свежестью. (М Горький). БЛП

7 Летом запишусь в кружок юннатов ОПЛ

8. Вон лесок. Назывное

9. С самого утра окна залепило мокрым снегом. БЛП

10. В России любят приглашать в гости и принимать гостей. БЛП

11. Только шорох камней под ногами. Назывное

13. Будешь почитать отца и мать - узнаешь почет от сына. ОбобЛП

6 задание

Работа с разноуровневыми тестами (на основе материалов ЕГЭ).

1группа

1)Когда садишься писать и не складывается в голове как надо, попробуй довериться перу и начинай писать по-новому. 2) Бывает, напишешь, доверяясь перу, такое, чего никогда не придумал бы. 3) Таков был и Шаляпин: такого не выдумаешь.

4) Гений видит не то, что другие, потому что обращает внимание на невидимые для всех стороны предметов, но гениальный человек ещё не вполне свободен: он находится в плену у своего гения.

5) Совершенно гениального человека я знаю одного: Шаляпина. 6) Я в первый раз видел Шаляпина не в театре. 7) Он был нравственно подавлен одной неприятной историей и сидел без всяких украшений, даже без воротничка, белой глыбой над стаканом вина.

(Н.Пришвин)

Задание: Среди предложений 1 - 7 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные определённо-личные. Напишите номера этих предложений. (Ответ 1,2,3)

2 группа

1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море - человеческая речь! 2) И литературу надо знать, все ее глубины, надо изучать законы, правящие этой стихией.

3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.

Задание: Среди предложений 1 - 3 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

(Ответ 2)

3 группа

1)Стиль искусства оперного певца Леонида Собинова был благороден, потому что был благороден он сам. 2) Никакими ухищрениями артистической техники не мог бы он выработать в себе такого обаятельного голоса, если бы этой задушевности не было у него самого.

3) Конечно, нельзя объяснить его колоссальный успех одним обаянием творческой личности. 4) Была и другая причина - его трудолюбие.

Задание: Среди предложений 1 - 4 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

(Ответ 3)

Слово учителя:

Знание теории - типов придаточного предложения - и умение находить это придаточное в связном тексте необходимо для выполнения задания В 6. В нем требуется найти предложение, например, с придаточными определительным или с придаточным условия .В других предложенных в официальном пособии ФИПИ вариантах предлагается: найти предложение с однородными придаточными с последовательным подчинением частей просто «с тремя придаточными» и даже вообще «сложноподчиненное» Таким образом, проверяется не хорошее знание теории русского языка, а простейшие навыки и умения, пройденные в середине школьного обучения русскому языку.

Необходимо сначала повторить типы придаточных.

Обратимся к таблице(слайд№ 7) приложение

Напомним, что в русском языке выделяются 13 типов придаточных: определительные, изъяснительные, времени, места, причины, следствия, цели, условия, уступки, сравнительные, меры и степени, образа действия и присоединительные. Некоторые типы придаточных в текстах встречаются чаще (скажем, придаточные изъяснительные и определительные), другие (например, присоединительные и образа действия) можно встретить реже.

7 задание

Определите типы придаточных (по карточкам)

1. Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

2.У нее по горлу несколько раз прокатился клубочек, точно она проглотила что-то.

3. Я никогда не мог понять, почему нам так тоскливо в ноябре.

4. И в самом деле, Манилов наконец услышал такие странные и необыкновенные вещи, каких еще никогда не слыхал.

5. Из своих жила только девушка Алена и не уходила только потому, что на ее жалование кормилась дома вся семья.

6. Надо писать так, чтоб малограмотный понял и безграмотному смог все точно рассказать.

7. До того мне стало вдруг стыдно, что слезы потекли по щекам.

8. Как ни заурядна была его наружность, во всем чувствовалось сознание силы и привычной власти над людьми.

9. Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле.

10. Мне подарили книгу, прочитав которую я многое узнал.

Ответы Тест

задания

Ответ

1

обст, уступки

2

обст, сравнения

3

изъяснительное

4

определительное

5

обст, причины

6

обст, образа действия

7

обст, меры и степени

8

обст, уступки

9

обст, следствия

10

определительное

Слово учителя

-Наша тема связана одновременно с синтаксисом и культурой речи, поэтому мы обратим внимание на те задания, которые касаются выбора грамматически правильного согласования слов внутри предложения. Будем разбирать эти вопросы на примере конкретных примеров. Рассмотрим примеры и попытаемся исправить ошибки в словосочетаниях.

Слайд №8

Синтаксические нормы регулируют :

  • порядок слов в предложении;

  • согласование подлежащего и сказуемого;

  • определения с определяемым словом;

  • некоторые случаи управления;

  • построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами;

  • связь частей сложного предложения.

Будем разбирать эти вопросы на примере конкретных примеров. Рассмотрим примеры и попытаемся исправить ошибки в словосочетаниях. Слайд №8

Жажда к деятельности (правильно - жажда деятельности), удивляюсь твоим выбором ( правильно- удивляюсь твоему выбору), удостоен награды, управляющий банком, объяснить происшедшее, уделять внимание каждому, обиделся на эти слова, отзыв на книгу (правильно-отзыв о книге), рецензия на рассказ.

8 задание (карточки по группам)

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), рецензия (сочинение).

Устная проверка

-Следующее задание связано с особенностями употребления деепричастных оборотов.

-Что обозначает деепричастие? (Деепричастие обозначает добавочное действие подлежащего)

9 задание (на доске)

Слайд№9

Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Исполняя эту пьесу,

1) было чувство радости.
2) я старался передать свое настроение.
3) должен учитываться авторский замысел.
4) зал хорошо слушал пианиста.

Бросая камни в воду,

1) во все стороны летели брызги.

2) расходятся широкие круги.

3) Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.

4) у меня было прекрасное настроение

Возражая против отдельных положений доклада,

1) началась дискуссия

2) большую роль играет культура спора.

3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.

4)выступление в целом произвело впечатление.

10 задание

Слайд №10

В этом задании нужно заменить придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Такая замена называется синтаксическая синонимия.

Устная работа

І. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.


  1. При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

  2. Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.

  3. Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

  4. Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.

ІІ. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.


  1. Юпитер - это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы.

  2. Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.

  3. У картины есть одна особенность, которая отличает её от других шедевров этого ряда.

4.Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называются экосистемой

- В следующем задании нужно исправить грамматические ошибки, объяснить их.

Найдите предложения с грамматической ошибкой, исправьте недочёты.

Слайд№11

11 задание

1 группа


  1. Никто из тех, кто его слышали, не мог забыть этого сильного звучного голоса. (Никто из тех, кто его слышал, не мог забыть этого сильного звучного голоса.)

  2. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева. (Благодаря этому влиянию(Д.п), Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева).

2 группа

  1. Все, кто читал роман Булгакова «Мастер и Маргарита», были потрясены этой книгой.

  2. По приезде (П.п.) в город мы первым делом отправились в гостиницу.

  3. По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. (По завершении (П.п) эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.)

3 группа


  1. Постоянное увлечение Андрея, поглощающее всё его свободное время,- это спортом. (увлечение - это спорт).

  2. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры. (Вам нужно немедленно оплатить (что?) телефонные переговоры.)

5.Вывод. Оценки

- Итак, мы выяснили, какие задания ЕГЭ требуют знания культуры речи и синтаксических норм управления.

Всё, что мы сегодня повторили, встретится на экзамене. Помните, что от вас самих, от знаний, которые вы получили, зависит ваш результат.

6.Домашнее задание:

1.Повторить теоретичческий материал по теме СПП с несколькими придаточными.

2.Выполнить тест (приложение №2)









Приложение № 1

ЦыгАн, звонИт, крапИва, досУг, красИвее,баловАть,бАнты,слИвовый,жалюзИ, диАспора,диспансЕр,упрОчение,хвОя,хлОпковое,ходАтайство,христианИн,

щавЕль, экспЕрт, дрЕвко, духовнИк, каталОг,квартАл,клАла,оптОвый, бАрмен, новорождЁнный,обеспЕчение, откУпорить,повторЁнный,свЁкла,срЕдства


Карточка №1

Цыган, звонит, крапива, досуг, красивее,баловать,банты,сливовый,жалюзи, диаспора,диспансер,упрочение,хвоя,хлопковое,ходатайство,христианин,

щавель, эксперт, древко, духовник, каталог,квартал,клала,оптовый, бармен, новорождённый,обеспечение, откупорить,повторённый,свёкла,срудства

Карточка №2

Цыган, звонит, крапива, досуг, красивее,баловать,банты,сливовый,жалюзи, диаспора,диспансер,упрочение,хвоя,хлопковое,ходатайство,христианин,

щавель, эксперт, древко, духовник, каталог,квартал,клала,оптовый, бармен, новорождённый,обеспечение, откупорить,повторённый,свёкла,срудства

Карточка№ 3


Цыган, звонит, крапива, досуг, красивее,баловать,банты,сливовый,жалюзи, диаспора,диспансер,упрочение,хвоя,хлопковое,ходатайство,христианин,

щавель, эксперт, древко, духовник, каталог,квартал,клала,оптовый, бармен, новорождённый,обеспечение, откупорить,повторённый,свёкла,срудства

Ответы:

ЦыгАн, звонИт, крапИва, досУг, красИвее, диАспора, ходАтайство,

упрОчение, щавЕль, экспЕрт, оптОвый, откУпорить, квартАл

БАнты, слИвовый, хвОя, хлОпковое, дрЕвко клАла, бАрмен, свЁкла, срЕдства

ДиспансЕр, духовнИк, каталОг обеспЕчение, повторЁнный



Приложение №2

Тест по разделу «Синтаксис и культура речи»

1 Укажите двусоставное предложение.

А) Антона назавтра пригласили в гости.

Б) Читаю целыми днями книги, валяюсь на кровати, гуляю с друзьями.

В) Именно это мне совершенно не ясно.

Г)Тропинка быстро увлекала нас в глубь леса.

2. Укажите односоставное предложение.

А) Правда- бог свободного человека

Б) Дай припасть к твоей руке, Россия.

В) Мы увидим все небо в алмазах .

Г) А в центр я ставлю человека.

3.Укажите неопределенно- личное предложение.

А) И Бога глас ко мне воззвал.

Б) И лишь в нашей жизни ничего не меняется.

В) Нас позовут в хрустальные дворцы и наградят по- царски коркой хлеба.

Г) Пойдем на костер, будем гореть, но то убеждений своих не откажемся.

4.Укажите, какой способ связи используется в словосочетании «Летним днем»?

А)согласование; Б) управление; В) примыкание.

5. Выберите грамматически правильно построенные предложения.

Анализируя стихотворный текст

А) мной был неверно определен размер.

Б) помните об особенностях поэтической речи.

В) у нас завязался спор.

Г) часто не учитывается ритм и интонация.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А) Вы оплатили проезд в автобусе?

Б) Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

В) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач.

Г) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

7. Укажите словосочетание со способом связи примыкание.

А) читать книгу; Б) пригласить в дом; В) письменный стол; Г) искренне любить.

8.Укажите безличное предложение.

А) Не догнать тебе бешеной тройки!

Б) Читаю книги и пишу стихи.

В) Довели нас до леса, у костра обогрели.

Г) Цыплят по осени считают.

9.Найдите правильно построенное предложение.

А) Вопреки всем предостережениям, он решил немедленно отправиться в путь.

Б) Надо больше уделять внимания на воспитание морально- волевых качеств у юных спортсменов.

С) Мы остановились в гостинице «Москве».

Д) Большинство депутатов, прибывших на внеочередную сессию, поддержали постановление правительства.

10. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

А). Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.

Б). Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

С) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется одеть вчерашние сапоги.

Д). Танцоров одели в национальные костюмы.















© 2010-2022