Диагностическая работа 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговые диагностические работы
по русскому языку

Значительное место в системе работы преподавателя русского языка занимает анализ текста. Все те умения и навыки, которые ученики приобретают в процессе выполнения упражнений по анализу текста, являются необходимыми общеучебными умениями, которые закладывают основу для формирования ключевых компетенций.

В процессе работы над текстом ученики приобретают важные умения:

- понимать содержание текста,

- отделять главное от второстепенного,

- анализировать, обобщать текстовую информацию,

- делить текст на смысловые части (микротемы) и устанавливать между ними связь,

- оценивать текст с точки зрения языковых особенностей.

Данные тексты для анализа рекомендуется выполнять в конце учебного года, тогда могут быть достигнуты сразу две цели: проверка умений, связанных непосредственно с пониманием содержания текста, и диагностирование усвоения теоретического материала.

Конечно, многие могут спросить: а как же традиционный диктант? Безусловно, диктант как нельзя лучше выявит грамотность учащихся. Но это лишь часть содержания образовательной программы. Наряду с диктантом целесообразно проводить и другие виды диагностического контроля, такие, которые связаны с пониманием содержания текста и его особенностей. Если подобную работу вести последовательно и систематически, начиная с 5-го класса, тогда вопрос о «натаскивании» к ЕГЭ, ГИА и другим формам диагностического контроля отпадет сам собой.

Комплекс заданий рассчитан на обучающихся по учебнику под редакцией С.И. Львовой.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут. Работа состоит из двух частей . Часть А состоит из 10 заданий (А1-А10). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть В состоит из 10 заданий (В1 - В10). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

5-й класс

(1) Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2) Побои я давно забыл, но причину побоев до сих пор помню крепко.

(3) Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой и до школы я в этот день не дошел. (4) С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5) Отец дал мне немного денег, чтобы купить книг, на эти-то деньги я и играл, позабыв про все на свете. (6) Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал думать, где бы достать еще, и нашел выход. (7) Я стал обходить все дома в ауле. (8) Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны и вот мне поручили собирать для них деньги.

(9) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать эту игру. (10) Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (11) К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. (12) За целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.

(13) Между тем дома меня хватились. (14) Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.

(15) И вот я предстал перед судом отца. (16) Больше всего на свете я боялся этого суда. (17) Отец оглядел меня с ног до головы.

- (18) Расскажи-ка, где ты порвал штаны.

- (19) В школе… зацепил за гвоздь…

- (20) Когда?

- (21) Сегодня.

(22) Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.

- (23) Если сейчас же не расскажешь все, как было, ударю плетью.

(24) Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я рассказал свои злоключения по порядку, начиная с утра.

(25) Суд окончился. (26) Три дня я ходил сам не свой. (27) На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас в школе, какие у меня отметки. (28) Потом неожиданно спросил:

- (29) Ты знаешь, за что я тебя побил?

- (30) За то, что играл на деньги.

- (31) Нет, не за то.

- (32) За то, что порвал штаны.

- (33) Нет, и не за штаны. (34) Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек? (35) Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.

- (36) За то, что не пошел в школу.

- (37) Конечно, это большая твоя ошибка: с нее начались все твои несчастья в этот день. (38) Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь. (39) Ложь - это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. (40) Это сорняк на поле твоей души. (41) Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (42) На свете нет ничего страшнее лжи. (43) С этого часа ты будешь говорить только правду.(44) Иди.

(45) Я пошел, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.

(Р.Гамзатов)

Словарь:

Пехлеван - борец, силач ( в переводе с узбекского);

Стукалка - азартная игра в деньги;

Заполонить - заполнить, занять целиком.

Часть А

А1. Укажите тип речи, использованный в тексте.

1) Описание;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание с элементами повествования.

А2. В каких предложениях содержится главная мысль текста?

1) 45;

2) 24;

3) 39 - 41;

4) 43.

А3. За что отец наказал сына?

1) За ложь;

2) за то, что в школу не пошел;

3) за то, что штаны порвал;

4) за игру на деньги.

А4. Почему главный герой «побои давно забыл, а причину побоев до сих пор крепко помнит»?

1) Потому что отец и все члены семьи объяснили главному герою эти причины;

2) потому что мальчику было очень стыдно;

3) потому что мальчик совершил очень много плохих поступков в один день;

4) потому что отец пригрозил ударить плетью.

А5. Какой художественный прием использует автор в предложении 40?

1) Антитеза;

2) эпитет;

3) метафора;

4) повтор.

А6. Какой художественный прием использовал автор в предложении 10?

1) Метафору;

2) антитезу;

3) эпитет;

4) повтор.

А7. Какой художественный прием использовал автор в предложении 26?

1) Контекстуальные антонимы;

2) фразеологизм;

3) метафору;

4) эпитет.

А8. Какой художественный прием использовал автор в предложении 34?

1) Фразеологизм;

2) риторический вопрос;

3) эпитет;

4) метафору.

А9. Укажите причину постановки запятой в предложении 12.

1) При обращении;

2) при однородных членах;

3) в сложносочиненном предложении (с общим обстоятельством) перед союзом а;

4) при прямой речи.

А10. Укажите верное объяснение орфограммы в слове девчонка (35).

1) В корне слова под ударением после шипящих пишется буква О;

2) в суффиксе существительного под ударением после шипящих пишется буква О;

3) выделенная буква является безударной гласной, проверяемой ударением;

4) выделенную гласную следует запомнить.

Часть В

В1. Из предложений 40 - 42 выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.

В2. Среди предложений 36 - 38 укажите предложение с обращением.

В3. Среди предложений 37 - 41 укажите предложение, в котором содержатся контекстуальные антонимы.

В4. Из предложений 15 - 17 выпишите глагол несовершенного вида.

В5. Из предложений 9 - 12 выпишите слово, соответствующее характеристике: глагол, несовершенного вида, непереходный, 2 спряжения, возвратный, в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.

В6. Среди предложений 13 - 15 укажите предложение, в котором грамматическая основа состоит из сказуемого.

В7. Укажите разряд имени прилагательного большая (37).

В8. Каким членом предложения является слово выход (6)?

В9. Среди предложений 24 - 28 укажите предложение, осложненное однородными членами.

В10. Из предложения 27 выпишите глагол, состоящий из приставки, корня и окончания.



© 2010-2022