Внеклассное чтение по повести В. О. Богомолова Иван

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У войны не детское лицо

Урок по повести В. Богомолова «Иван»

Вид урока: урок внеклассного чтения

Тип урока: беседа

Оборудование: портрет В.О. Богомолова, работы учащихся (рисунки, сообщения), книги о войне; семейные реликвии времён войны (фотографии, письма и др.); песни о войне.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;

  • напомнить детям, какой ценой завоевана победа в Великой Отечественной войне;

  • подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети - понятие несовместимое, противоестественное;

  • раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец»;

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.

  • развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.

Опережающее задание:

  1. прочитать текст;

  2. поработать над иллюстрациями

  3. «узнать» военные истории своей семьи.

  4. индивидуальное задание трем ученикам: проанализировать отношение к Ивану взрослых : Холина, Катасоныча, Гальцева- и подготовиться к устному сообщению.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Какой была Великая Отечественная война? Какова цена нашей победы? Почему мы вообще сумели одержать ее в той испепеляющей все живое войне?

(1.Подготовленный ученик читает стихотворение «Маленький солдат» Роберта Рождественского

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

...А когда он упал -

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969.

2. Звучит песня «За того парня2 в исполнении Л. Лещенко)

III. Работа по теме.

Слово учителя.

-Итак, обратимся к страницам повести. (Презентация на тему «В. Богомолов», выполненная группой учеников)

- Поделитесь своими впечатлениями о книге.

- Поговорим о главном герое - Иване. Что можно сказать о нем, исходя из первого эпизода? (Чтение эпизода)

- Что сделало его таким? Поразмышляем вместе.

-Почему взрослым неловко, не по себе при Иване?

- Почему ему говорят мало ласковых слов

-И вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя, рисуя эту сцену?

IV. Обобщение

- Как относятся к Ивану взрослые? (мини- сообщения подготовленных учеников- развитие монологической речи)

- Повесть построена так, что мы видим Ивана глазами Гальцева. Что хочет сказать молодой лейтенант об этом ребёнке?

- А теперь расскажите , ребята, какие сведения добывает Иван в тылу врага. Как он это делает?

- В чем тяжесть положения мальчика, когда он находится во вражеском тылу?

- И, понимая всю тяжесть опасностей, подстерегающих ребенка, взрослые все-таки посылают его в разведку. Почему?

- Мальчишка…Ребенок…Но почему у него такое строгое, взрослое имя- Иван. И повесть называется не «Ванюшка» , не «Ваня», а «Иван» ( подготовленный ученик читает стихотворение «Мальчики»

Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики - стиснув автоматы.
Повидали мальчики - храбрые солдаты -
Волгу - в сорок первом,
Шпрее - в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

(И. Карпов))

- А теперь обратимся к последним страницам книги. Давайте прочитаем главу 9 со слов: «Берлин капитулировал второго мая…» и до конца.

- Давайте поразмышляем над тем, каким бы стал Иван, если бы остался жив? Как бы сложилась его судьба? Разумеется, вы должны исходить в своих предположениях из того, что вы узнали об Иване из повести- о его характере, подвиге, судьбе.

V. Домашнее задание.

Ребята, мы заканчиваем наш урок. Домашним задание сегодня будут рекомендации ваших товарищей. (Ученики советуют прочитать книги о В.О. войне и дают аннотацию выбранного ими произведения).

VI. Подведение итогов.

- Итак, последний вопрос на сегодня Почему же наша страна победила в Великой Отечественной войне?

- Ребята, во многих семьях до сих пор ничего не знают о своих не вернувшихся с войны родственниках, не все знают, где, как и когда воевали их близкие. На сегодняшний день у нас есть о возможность узнать о подвиге ваших прадедов на сайте «Подвиг Народа».

(Урок заканчивается песней «Журавли», презентация учащихся)



© 2010-2022