Рабочая программа по литературе 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 25»

Нижнекамского муниципального района РТ





Принято Утверждаю

на педагогическом совете Директор МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ

______________С.В.Гаранина

Протокол № ___от «___» ______2015 г. Приказ № _____от «___» ________2015 г.








Рабочая программа

по предмету «Литература»

на 2014-2015 учебный год,

9-а класс





Разработчик:

Басырова Нина Ивановна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории




Рассмотрено Согласовано

На заседании кафедры Заместитель директора по УР

русского языка и литературы ____________В.Б.Мишина

Заведующий кафедрой «____»___________2015 г.

_________Н.В.Суркова

Протокол № 1

от «26» августа 2015 г.



г.Нижнекамск

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом и согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №25»

Программа реализована в следующем УМК:

  • Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. - М., «Просвещение»,2012.

  • Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Составитель В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - М., Просвещение, 2012.

  • Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по лит 9 класс: В.Я.Коровина - М.: Просвещение,2006

  • Уроки литературы с применением информационных технологий. 9 класс. Методическое пособие.- М.: Глобус,2010.

  • CD и DVD с телеверсиями произведений русских классиков.

  • Аудиозаписи со звучанием стихотворений русских поэтов 19, 20 веков.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов, в связи с этим ,считаю целесообразным перенести из 8 класса в 9 изучение творчества Ф.М. Достоевского сентиментальная повесть«Белые ночи» и Булгакова сатирическая повесть «Собачье сердце», так как произведения серьёзные и требуют более осмысленного изучения.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи -

5 часов, на контроль усвоения знаний - 3 часа

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

  • итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;

  2. общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  3. авторов и содержание изученных произведений;

  1. основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

Введение.

1

Литература Древней Руси

7

1

Русская литература ХVIII века

6

Из русской литературы 1 половины Х1Х века

3

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

9

1

Творчество А.С.Пушкина

20

1

1

Творчество М.Ю.Лермонтова

14

1

Творчество Н.В.Гоголя

13

Русская литература второй половины Х1Х века

6

Русская литература ХХ века. Проза

6

Русская литература ХХ века. Поэзия

4

Зарубежная литература

8

Итого

97

3

2

Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

.Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» -жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям, Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

Теория литературы. Повесть, развитие понятия

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце» История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения . Умственная , нравственная , духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерство». Поэтика Булгакова -сатирика

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Дж. Байрон. Жизнь и творчество. Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона

Литература народов России. Г. Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, это любовь»

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс (102 часа)


п/п

дата

Тема урока.

Основное содержание.

Результаты обучения

План.

факт

1


Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

2

Литература Древней Руси. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.


3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Его издание и изучение. Историческая основа памятника., его сюжет

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

4

Система образов «Слова…». Жанр и композиция «Слова…» Особенности языка и жанра произведения.

Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

5

Образ русской земли и нравственно- патриотическая идея «Слова…» Образы русских князей . Характер князя Игоря. «золотое слово» Святослава

Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

6

Поэтическое искусство автора в «Слове…» Символика «Слова…» , своеобразие авторского стиля.

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

7

Ярославна как идеальный образ русской женщины.

Р.Р. Анализ эпизода «Плач Ярославны»

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.

8

РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

Знать текст произведения, его художественные особенности.

Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его


Русская литература ХVIII века ( 7ч. )

9

Характеристика русской литературы ХVIII века. Классицизм как литературное направление Идея гражданского служения. Сентиментализм как литературное направление

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

10

М.В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..



11

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях Жанры поэзии.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

12

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. (Стихотворение «Памятник», «Фелица»). Гражданский пафос его лирики

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

13

А.Н. Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии…»

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.



14

Золотой век русской литературы (обзор). Новое понимание человека в его связях с национальной историей, Романтизм как литературное направление

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

15


В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. Черты романтизма ив лирике поэта

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.


А.С. Грибоедов Жизнь и творчество.

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги

Знать биографию Грибоедова;, уметь создавать презентацию информационного проекта

16


17

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.С .Грибоедова «Горе от ума». Смысл названия и проблема «ума»

Знать творческую историю комедии: уметь читать афишу комедии, обращая внимание на говорящие фамилии

18

Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии Чацкий и фамусовская Москва

Знать о фамусовской Москве;

уметь анализировать монологи,

19

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Мастерство драматурга в создании характеров

Знать идеалы и антиидеалы; Чацкого. Уметь: анализировать эпизод

20-21

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия Черты классицизма и романтизма в комедии.»Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание

Знать особенности создании характеров в комедии, понятие двуединый конфликт; уметь анализировать эпизоды

22

2

Черты классицизма и реализма в комедии

РР И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

Знать содержание статьи Гончарова; уметь выделять главное, составлять конспект


23-24

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А .Н. Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

Знать содержание комедии; уметь строить текст, применять знания на практике


А..С. Пушкин ( 16+4р.р. )

25

А.С .Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

26

Основные мотивы лирики А.С .Пушкина «К Чаадаеву»

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

27

Развитие темы свободы в творчестве А.С .Пушкина «Деревня», «Осень»

«К морю», «Арион», «Анчар», «Бесы».

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

28

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

«Осень», «Деревня»

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.

29

Любовная лирика А.С .Пушкина

«На холмах Грузии…», «Я вас любил…»

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия,

.

30

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.


31

РР . Анализ лирического стихотворения А.С .Пушкина (по выбору учащихся)

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный

32

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

33

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. Смысл финала поэмы

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

34

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Онегинская строфа

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

35

Единство эпического и лирических начал. Сюжетные линии романа

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

36

Образ Онегина. Тип «лишнего человека» в русской литературе

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

37

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

38

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - «милый» идеал Пушкина

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

43

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Тема любви и долга. Проблема финала

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

44

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

45

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

46-48

Открытие художественных особенностей романа в критике Белинского РР Подготовка и написание сочинения по роману.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

М. Ю. Лермонтов ( 14ч. )

49


Лирика М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус»

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

50

Образ поэта - пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова., «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта»

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

51

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. Жажда любви и гармонии «И скучно , и грустно..», «Нет, не тебя так пылко..»

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на .лексическом уровне

52

Эпоха безвременья в лирике поэта. Поэт и его поколение. «Дума»

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

53

Поэт и человек в философской лирике поэта «Молитва»


54

Тема Родины в творчестве поэта. «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива..»

55-56

Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

57

Тема любви и женские образы в романе

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

58

59

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

Знать содержание «Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

60

Романтизм и реализм романа. Нравственно-.

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г .Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

61

62

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

тестовые задания: уровни А, В, С


63



К. Батюшков Слово о поэте. Стихотворения «Мой гений», «Пробуждение».

Знать страницы жизни и творчества поэта; уметь выразительно читать и анализировать стихи



64




Кольцов. Слово о поэте. Стихотворения «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Одушевлённая жизнь природы в стихотворении Кольцова

Знать страницы жизни и творчества поэта: уметь анализировать стихи

65

Е, А, Баратынский. Слово о поэте. «Муза», «Разуверение». Боратынский как представитель» поэзии мысли»

Знать страницы жизни и творчества поэта; уметь отличать элегию как жанр

Н. В, Гоголь (13 часов)

66.

Н.В, Гоголь. Жизнь и творчество

Знать : биографию Гоголя; уметь: рассказывать,


67

Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

68


Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

69

Образы помещиков. Манилов

Знать характеристику образов помещиков. роль. Манилова в системе образов

70

Образы помещиков. Коробочка Художественное бытописание

Знать: характеристику образов помещиков, Коробочки, уметь выделять художественное бытописание

71

Образы помещиков. Ноздрёв. Ирония в изображении

Знать характеристику помещиков, Ноздрёв. Уметь выделять главное, а так же иронию в описании помещика

72

Образы помещиков Собакевич. Сатирический гротеск в изображении..

Знать характеристику образов помещиков Собакевича, Уметь: обращать внимание на гротеск в создании образа

73

Образы помещиков. Плюшкин. Антигерой

Знать характеристику помещиков. Плюшкина. Уметь: давать сравнительную характеристику


74

Р/Р Образ Чичикова в поэме и тема «живой и «Мёртвой» души. Подготовка к домашнему сочинению

Знать характеристику образов помещиков, Чичикова; уметь составлять тезисный план

75

Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиеевиче»


76

Народная тема в поэме

Знать как изображён народ в поэме, уметь выделять образы символы

77

Фигура автора и роль лирических отступлений

Знать о роли лирических отступлений.

78

Поэма в оценке Белинского. Своеобразие Гоголевского реализма

Уметь применять знания на практике

79-80

Ф.М. Достоевский Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно - выразительные средства.

Уметь: определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему

81

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Тема «невыразимого» в лирике Фета

Знать о лирике Фета, уметь анализировать стихотворения

82

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Некрасова

Знать о лирике Некрасова, уметь: анализировать

83

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

84

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького человека


Русская литература ХХ века (7 часов)

85

А.А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспектировать лекцию

86

С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, и человеке.

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

87


А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

88

89

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально- философская сатира на современное общество. Система образов

Знать: основные сведения о жизни и творчестве писателя.

Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

90

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

91

Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека»

92

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор»

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

93



Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…»

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

94-95

Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия» Трёхчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер

96-97

У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

98

Дж. Байрон Жизнь и творчество. Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона

99

Г. Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, это любовь!»


100-101

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

102

Резервный урок


29


© 2010-2022