Методическая разработка внеурочного учебного занятия: «Петербургские дворы»

Внеурочное учебное занятие «Петербургские дворы» для учащихся 10 класса является авторской разработкой Данилиной Татьяны Валериевны, учителя русского языка и литературы (Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная еврейская школа № 224 «Шамир», Петроградского района)и Ивановой Евгении Евгеньевны, учителя изобразительного искусства, черчения, МХК (ГБОУ СОШ № 643 Московского района).  Занятие предполагает знакомство...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеурочного учебного занятия:

«Петербургские дворы»

Предлагаемое занятие разработано в соответствии с программами: «Литература 10 класс» и «Искусство 10 класс» и программой элективного учебного курса (предметный) для учащихся 10 класса «Современное искусство на улицах Города»

Цель: создать условия для формирования у современных подростков ответственного и творческого отношения к культурному наследию города.

Задачи:

  • создать ситуацию, при которой обеспечивается социальная самоидентификация подростков посредством личностно значимой деятельности;

  • создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся с использованием разнообразных информационных источников - литературных произведений, фотоматериалов, материалов Интернет-сети, самого Города - его архитектурных и художественных памятников;

  • дать представление о культурном наследии Санкт-Петербурга и показать пути его трансформации в рамках тенденций современного искусства;

  • выработать собственное отношение к бережному сохранению культурных ценностей Города как современного мегаполиса и продолжить формирование социально активной позиции жителя Санкт-Петербурга;

  • развить коммуникативную культуру, способность учащихся переходного возраста работать в условиях диалогового взаимодействия;

  • мотивировать творческую деятельность учащихся.

Необходимые ресурсы:

Оборудование: для работы в классе - интерактивная доска, компьютер с Интернет ресурсом; для работы на маршруте - бинокль, фотоаппарат, блокнот и карандаш.

Ведущая идея занятия:

Возможности творческой трансформации петербургских дворов-колодцев средствами современного искусства?

Форма деятельности:

Индивидуальная - поиск информации

Работа в группах - образовательное путешествие, дискуссия

Коллективная - проект «Двор - колодец, век грядущий»

Планируемые образовательные результаты

личностные

- осмысление себя как петербуржца;

- осознание значимости культурного наследия;

- приобщение к городским, социальным, культурным вопросам жизни города;

метапредметные

- развитие творческих способностей в проблемном обучении;

- принятие и осмысление информации в разных формах: образовательное путешествие, справочная информация, творческий поиск и личностная реализация учащегося;

- освоения знаний нескольких учебных предметов;

предметные

-знания об особенностях городской архитектуры;

- знания о литературном наследии и отражении духа Петербургских дворов в произведениях поэзии и прозы;

-поиск и усвоения материала о культурном наследии разных эпох Санкт-Петербурга.































Описание этапов занятия:

ЭТАП I. МОТИВАЦИОННЫЙ

«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДВОРЫ»

ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮМетодическая разработка внеурочного учебного занятия: «Петербургские дворы»

Самые популярные достопримечательности Северной столицы - это великолепные площади и храмы, памятники и музеи. Совсем рядом за парадными фасадами расположены Дворы-колодцы Санкт-Петербурга, которые можно смело назвать музеями под открытым небом. Именно эти плотно выстроенные дома и их мрачные дворовые территории позволяют понять истинную природу Петербурга, города, который удивительным образом сочетает имперское величие и «дух неволи, бледный вид».

В последнее время многие петербургские дворы стали преображаться. И не за счет перестройки или трансформации пространства. Просто в петербургские дворы пришли современные художники….

ЭТАП II. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Вопрос дня:

Что делать с петербургскими «дворами - колодцами»: уничтожить, преобразовать или оставить в неизменном виде? Как средствами искусства можно изменить пространство города?


ГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Для работы на маршруте вам понадобится бинокль, фотоаппарат, блокнот и карандаш.

Ответ на вопрос вы найдете, если …



  • 1. Познакомитесь с отрывками литературных произведений навеянных особой атмосферой «дворов - колодцев»,

  • 2.Узнаете историю и причины появления дворов-колодцев в Петербурге, познакомитесь с истоками этого явления

  • 3. Совершите путешествие по типичным дворам-колодцам доходных домов, расположенных в центральной части Санкт-Петербурга,

  • 4.Побываете в необычных дворах Петербурга, преобразованных кистью художника.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

• 1. Познакомьтесь с адресами, по которым расположены наиболее интересные с точки зрения художественного оформления, петербургские дворы. Составьте оптимальный маршрут вашего путешествия, отметьте на карте.

Карта маршрута: Методическая разработка внеурочного учебного занятия: «Петербургские дворы»

Работа с разными источниками

Личные оценки, зарисовки и фотографии

Побывайте в одном из типичных Петербургских дворов-колодцев по адресу: Средняя Подьяческая, дом 15 А. Сопоставьте свои впечатления с описаниями этого двора, данными в романе Ф. М. Достоевского. Кто из героев романа «Преступление и наказание» жил в этом доме?







Текст 1. «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома.

Лестница была темная и узкая "черная".»[1]

Текст 2.

"На счастье его, в воротах опять прошло благополучно. Мало того, даже, как нарочно, в это самое мгновение только что перед ним въехал в ворота огромный воз сена, совершенно заслонявший его все время, как он проходил подворотню, и чуть только воз успел выехать из ворот во двор, он мигом проскользнул направо. Там, по ту сторону воза, слышно было, кричали и спорили несколько голосов, но его никто не заметил и навстречу никто не попался. Много окон, выходивших на этот огромный квадратный метр, было отперто в эту минуту, но он не поднял головы - силы не было. Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо. Он уже был на лестнице…

Текст 3. Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось"[2]

Стихотворение: «Дворы - колодцы»

Дворы-колодцы детства моего,
Я вижу их из года в год все ближе.
На них ложился отблеск солнца рыжий,
Над ними выли голоса тревог.

Слетал в них сверху нежный пух зимы,
Осколки били проходящим градом.
Здесь жили кошки, голуби и мы, Болезненные дети Ленинграда .

Нас век делил на мертвых и живых В сугробах у ворот лежала Мойка И не было отходов пищевых В углу двора, где быть должна помойка.

Но март звенел капелью дождевой Дымилась у камней земля сырая. Мы прорастали бледною травойМеж лабиринтов дровяных сараев.

И плесень зацветала на стене, И облака всходили желтой пеной, И патефон в распахнутом окне Хрипел словами песни довоенной….

Дворы-колодцы, давнее жилье,
Мне в вас теперь до старости глядеться,
Чтобы увидеть собственное детство -
Былое отражение свое.[3]

Александр Городницкий. 1974

Побывайте в старых петербургских дворах, которые преобразились, благодаря художникам и скульпторам. Как использовали они пространство дворов? Особенности петербургской застройки? Какие неожиданные решения предложили? Какие темы и сюжеты выбрали для своего творчества?

Двор:№ 1 Двор «Ангела», адрес: Невский пр., дом 3

Двор:№ 2. Мозаичный двор, адрес: Набережная Фонтанки, дом 2 и улица Чайковского, дом 2/7

Двор:№ 3 Шахматный дворик, адрес: Загородный пр., дом 28

Двор: № 4 Гвардейский дворик, адрес: Двойников пер., дом 4-6

Двор: № 5 Птичий дворик, адрес: Невский пр., дом 11

Двор: № 6 Французский дворик, адрес: ул. Молдагуловой 3-3а

Двор:№ 7 Исторические дворы на Гороховой, адрес ул. Гороховая, дом 31-37

2. Сформулируйте собственную позицию по отношению к реконструкции петербургских дворов-колодцев.

3.Сформируйте две команды участников в зависимости от выбранной позиции. Команда 1. - за сохранение дворов-колодцев, как особого петербургского брэнда

Команда 2. - за реконструкцию дворов-колодцев

Подберите и сформулируйте аргументы в пользу своей версии.

ЭТАП III РЕФЛЕКСИВНЫЙ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)



  • ДИСКУССИЯ; НОВОЕ ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАТАЛИЗАТОР ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ

за



  • Создание индивидуальных творческих работ: стихи, проза (эссе), графика, дизайн - произведения, навеянные особой атмосферой «Дворов - колодцев».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог занятию «Петербургские дворы» по программе элективного курса «Современное искусство на улицах Города», проведя образовательное путешествие по историческому центру Санкт-Петербурга, исследовав проблему дворов - колодцев учащиеся пришли к выводу, что «непарадный» Город является катализатором творчества. Несколько веков дворы - колодцы были источником мистических ощущений и вдохновением Великих писателей: Достоевского, Некрасова и др. Сегодня начинается новый отсчет для бренда «Петербургские дворы». Современные подростки видят мир с разных сторон, во-первых, они понимают культурную ценность нашего Города-Музея, во-вторых они могут сравнивать наш город с другими европейскими городами. И побывав в старых петербургских дворах, которые уже преобразились, благодаря художникам и скульпторам ребята могут оценить работу петербуржских дизайнеров. Как они использовали пространство дворов? Какие неожиданные решения предложили? Какие темы и сюжеты выбрали для своего творчества?

Данное занятие дает возможность посмотреть литературный Петербург, почувствовать себя в разных эпохах. Знания, полученные в путешествии, пригодятся на уроках литературы. Ребята поучаствуют в фасилитированной дискуссии «Новое городское пространство катализатор творческих идей»

Каждый участник образовательного путешествия сможет творчески самореализоваться, выбрав индивидуальное творческое задание: стихи, проза (эссе), графика, дизайн, любое произведение, навеянные особой атмосферой «Дворов - колодцев».







Информационное обеспечение:

  1. Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание», часть 1 глава 1, az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml

  2. Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание», часть 1 глава 6, изд. Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2007 (541 стр.)

  3. Александр Городницкий. 1974 стихотворение «Дворы - колодцы»

4. lib.1september.ru/2003/02/8.htm «Сказочный Петербург», страница Детской библиотеки истории и культуры Петербурга - филиал № 2 ЦГДБ им. А.С.Пушкина, 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, дом 72. т. (812) 315-42-62.

5. ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E2%EE%F0-%EA%EE%EB%EE%E4%E5%F6 Двор - колодец - Википедия

6. Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, адрес: Кузнечный пер., 5/2 официальный сайт md.spb.ruМетодическая разработка внеурочного учебного занятия: «Петербургские дворы»

7. Учебник: Литература в 2х частях, 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый и профильный уровень / Ю. В. Лебедев, - М.; Просвещение, 2006

8. Программа элективного учебного курса (предметный) для учащихся 10 класса «Современное искусство на улицах Города» автор - составитель: Иванова Евгения Евгеньевна учитель изобразительного искусства, черчения, МХК, художественного труда (ГБОУ СОШ № 643 Московского района). Программа допущена президиумом ЭНМС 27 ноября 2013 г. (протокол № 2 от 12.11.2013)

9. Презентация «Дворы-колодцы»







10


© 2010-2022