Рабочая программа по литературе. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе. 9 класс

Рабочая программа по литературе




  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. (Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и Программы по литературе (5 -11 классы, базовый уровень), авторы В.Я. Коровина, В.И. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина, под редакцией В.Я. Коровиной (см. - Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной, М., Просвещение, 2010

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  • воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.



  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.



Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература ХVIII века- литература первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и т.д.)

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение курса литературы в 9 классе отводится 105 часов в год.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников.

Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе.


  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

  • осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.

Учащиеся должны понимать

  • проблему изученного произведения;

  • связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;

  • духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

  • эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

  • определять авторскую позицию в произведении;

  • формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

  • выразительно читать тексты разных типов;

  • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

  • уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.


  1. Содержание учебного предмета, курса.

Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Из литературы второй половины XIX века.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из литературы ХХ века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы.

Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


№ раздела

Название раздела

Количество часов

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

2

Литература Древней Руси

2

3

Классицизм в русском и мировом искусстве.

7

4

Понятие о сентиментализме.

2

5

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

1

6

Романтическая лирика начала XIX века.

53

7

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

10

8

Русская поэзия Серебряного века

16

9

Из зарубежной литературы

9

10

Итоговые занятия

4


105

Произведения для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору обучающихся).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору обучающихся).

Евгений Онегин (отрывок по выбору обучающихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору обучающихся).

A.А. Блок. «Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).

С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору обучающихся).

B.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору обучающихся).

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).



  1. Тематическое планирование.

Дата

№ урока

Количество часов


Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся




Тема урока.

Основное содержание

Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы контроля


1

1

Беседа.

Тестирование

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Выявление уровня литературного развития учащихся

Знать: основные темы, затронутые писателями 18-20 в.в

Чтение, составление плана статьи, письменный ответ на вопрос, коллективная беседа

2

1

Лекция.

Беседа

Литература Древней Руси

(с повторением ранее изученного).

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...»

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»

Составление таблицы, смысловое чтение, коллективная беседа, словарная работа

Тестирование

3

1

Практикум

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...». Подготовка к домашнему сочинению

Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»

Выразительное чтение, составление плана, словарная работа, коллективная беседа, смысловое чтение

Ответы на вопросы, стр.34

4

1

Лекция

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

Знать: особенности классицизма как литературного направления

Сопоставление гравюр Фаворского, картины В. Васнецова и «Слова». Анализ текста по вопросам и заданиям, коллективная

беседа, письм. ответ на вопрос

Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

5

1

Лекция. Практикум

М. В. Ломоносов. Слово о поэте, ученом, реформатор русского языка и системы стихосложения.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения

Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

Выр. чтение, смысловое чтение, коллективная беседа, составление таблицы.

Ответ на вопрос 8, стр41

6

1

Беседа

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях

Устный рассказ о поэте и ученом, коллективный диалог, устный ответ на вопрос, работа в группах, смысловое чтение, составление таблицы

Фронтальный опрос класса

7

1

Урок

внеклассного чтения

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина.

Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

Знать: характеристику литературы ХVIII века

( третий и четвертый периоды)

Смысловое чтение, составление словаря, толкование слов, работа в группах, коллективный диалог, устный ответ на вопрос, план

Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?

8

1

Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Традиции и новаторство в лирике Державина

Знать: «забавный русский слог» Державина и его особенности

Пересказ статьи учебника о Державине, выразительное чтение оды «Властителям и судиям», работа в группах, устный ответ на вопрос (анализ оды), рецензирование выр. чтения

1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67

9

1

Рассказ учителя.

Беседа

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

Знать: жанр путешествия

Смысловое чтение, коллективный диалог, составление словаря, устный ответ на вопрос

4-е задание,

стр.67

10

1

Практикум

Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

Знать: замысел книги, понятие «подтекст»

Устный рассказ о писателе, пересказ глав, работа в группах, устный ответ на вопрос

Ответить на вопрос 8, стр74

11

1

Лекция

Понятие о сентиментализме.

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке.

«Осень» как произведение сентиментализма.

«Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

Знать: понятие сентиментализм и его особенности

Пересказ, коллективный диалог, смысловое чтение

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

12

1

Практикум

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Знать: новые черты русской литературы;

знание текста; умение анализировать и делать выводы

Устный рассказ о писателе, выразительное чтение, письм. ответ на вопрос, работа в группах

Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина

13

1

Урок

Развития

речи

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

(на примере одного-двух произведений)

Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века

Пересказ, работа в группах, устный ответ на вопрос, план

Задания по группам-проанализировать: описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы

14

1

Лекция

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

Поэзия, проза и драматургия XIX века.

Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений

Коллективный диалог, письм. ответ на вопрос, составление плана

Подбор цитат, составление плана

15

1

Лекция. Практикум

Романтическая лирика начала XIX века.

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.

Обучение анализу лирического стихотворения

Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия

Составление плана, работа со словарем, статьей учебника, составление тезисов, толкование понятий при помощи словаря

Составить тезисы лекции по плану

16

1

Беседа.

Практикум

В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;

жанр баллада

Выр. чтение, работа в группах, коллективный диалог, устный ответ на вопрос

Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос

17

1

Урок

внеклассного чтения

К. Н. Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. Развитие представлений о лирическом герое.

Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Элегический характер творчества. Понятие об элегии как романтическом жанре

Знать: жизненный путь и творчество писателя

Пересказ ст. учебника, смысловое чтение, устный ответ на вопрос, составление плана

Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана»

18

1

Лекция

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

Знать: сюжет и композицию пьесы

Смысловое чтение ст. учебника, пересказ, составление таблицы «Жизнь Грибоедова», устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Составление тезисов по плану.

19

1

Беседа

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии. Чтение ключевых сцен пьесы

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии

Выр. чтение по ролям, рецензирование чтения, характеристика героев, письм. ответ на вопрос (определение композиц. элементов, жанра, конфликта авторской позиции)

Расставить основные события пьесы в хронологическом порядке. Выписать выражения, ставшие крылатыми

20

1

Беседа

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Знать: роль личности автора

Коммент. чтение, составление словаря, составление тезисов

Сообщения уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, само

оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу

21-22

2

Беседа

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Знать: черты классицизма и реализма в комедии

Анализ эпизода (работа в группах), характеристика героев (устный ответ), выр. чтение

Ответить на вопрос: Чацкий - реалистический или романтический персонаж? Цитатный план-характеристика

23

1

Урок

Развития

речи

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

Знать: особенности оценки пьесы И.А. Гончаровым и А.С. Пушкиным

Анализ эпизода (работа в группах) - устный ответ, выр. чтение по ролям, рецензирование чтения, характеристика героя

Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХ1 века?»

24

1

Урок

Развития

речи

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта

Работа в группах, письм. ответ на вопрос, поиск речевых особенностей в тексте комедии ( поисковое задание). Смысловое чтение статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний», тезисы

Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И. Гончарова

25

1

Лекция.

Беседа

А. С. Пушкин: жизнь и творчество.

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина

Знать: смыслообразующие изобразительно-выразительные средства

Пересказ ст. учебника, выр. чтение стихотворений, коллективный диалог, сочинение-миниатюра

Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»

26

1

Беседа

Лирика петербургского периода.

«Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

сочинение

Составить лексический словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2)

27

1

Семинар

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...*, «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта

Знать: понятие реализм,

реализм в русской литературе

Пересказ ст. учебника, выр. чтение стихотворений, коллективный диалог, сочинение-миниатюра

Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений

28

1

Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Обучение анализу одного стихотворения

Читать «Цыганы»

Выразительное чтение стихотв., работа в группах (анализ стихотв.), рецензирование ответов

Проанализировать лексику стихотворения «Пророк». Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг

нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»

29

1

Урок контроля

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, по комедии А. Грибоедова «Горе от ума», по лирике А. С. Пушкина

Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности

проект

30

1

Урок внеклассного чтения

А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы

Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа

Смысловое чтение стихотв., письм. ответ на вопрос, коллективный диалог, работа с иллюстрациями

Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы

31

1

Лекция

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов.

Онегинская строфа

Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт

Тест, письм. ответ на вопрос

Ответить на 1-2 вопросы, стр.247

32

1

Беседа

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев)

Характеристика героя, письм. ответ на вопрос, пересказ

Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора

33

1

Беседа

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Знать: сюжет романа

Смысловое чтение статьи учебника, пересказ статьи, составление схемы

Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков

34

1

Практикум

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Анализ двух писем

Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни

проект

Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским

35

1

Беседа

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Знать: реализм романа; художественные особенности романа

Характеристика героя, цитирование, коллективный диалог, составление словаря

Ответы на вопросы

36

1

Семинар

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

Знать: реализм романа; художественные особенности романа

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием, смысловое чтение

Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

37

1

Урок

развития

речи

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев,

А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века.

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знать: язык и стиль романа в оценке критиков

Коллективный диалог (анализ эпизода), письм. ответ на вопрос, выр. чтение, пересказ

Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях

38

1

Урок

внеклассного чтения

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сольери».

Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества

Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты

Смысловое чтение, устный ответ на вопрос, коллективный диалог

Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы

39

1

Лекция.

Беседа

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике

М. Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно...»

Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений

проект

Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений

40

1

Практикум

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк»

Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии

сочинение

Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк» Пушки-

на и Лермонтова

41

1

Практикум

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.

«Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка

Выр. чтение, устный ответ на вопрос, рецензирование выр. чтения

Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…»

42

1

Семинар

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума».

Тема России и ее своеобразие. «Родина».

Характер лирического героя его поэзии

Знать: основной пафос стихов Лермонтова

Выразительное чтение стихотворений, коллективный диалог, пересказ статьи учебника, устный ответ

Сопоставить ритм «Думы» со стих.

А.С.Пушкина «Памятник»

43

1

Лекция

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.

Век М. Ю. Лермонтова в романе

Знать: особенности композиции романа

Работа в группах: анализ стихотворений, устный ответ, письм. ответ: запись вывода, выр. чтение

Тесты на знание содержания романа

44

1

Беседа

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

Печорин как представитель «портрета поколения».

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Знать: концепция личности

проект

Определить роль пейзажа в главе «Бэла».Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку.

45-46

2

Беседа

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Знать: психологический портрет героя

Выр. чт., смысловое чтение, письм. ответ на вопрос

Пересказ эпизода, работа по карточкам

47

1

Практикум

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике

Викторина по тексту романа, работа со словарем, коллективный диалог, письм. ответ на вопрос, формулировка вопросов к роману

Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

48

1

Практикум

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Знать: композиционная функция женских образов

Пересказ, смысловое чтение, коллективный диалог, составление таблицы

Проанализировать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

49

1

Семинар

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке

В. Г. Белинского.

Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями

Работа в группах, пересказ, устный ответ на вопрос, письм. ответ

Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина

50

1

Урок контроля

Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

Работа в группах, устный и письм. ответ на вопрос

Ответы на вопросы

51

1

Лекция

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников

Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы

Работа в группах, устный и письм. ответ на вопрос

Викторина по произведениям Гоголя

52-53

2

Беседа.

Практикум

Система образов поэмы «Мертвые души».

Обучение анализу эпизода

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

Составление тезисов

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

54

1

Беседа

Образ города в поэме «Мертвые души»

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций

Тест, письм. ответ на вопрос

Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.

55

1

Беседа

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое

проект

Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»

56-57

2

Семинар

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского.

Знать: единство комического и лирического начал

Лекция, составление тезисов

Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским

58

1

Лекция.

Беседа

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»

Пересказ, смысловое чтение, характеристика героев, анализ эпизода (коллективный диалог), работа с иллюстрациями

Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения)

59

1

Беседа

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт

Коллективный диалог

Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам)

60-61

2

Лекция.

Беседа

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе.

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

Знать: традиции изображения «маленького» человека

Характеристика героя, коллективный диалог, устный ответ

Беседа по поставленным вопросам

62

1

Беседа

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Развитие понятия о повести

Знать: проблемы повести; психологизм повести

Семинар, устный ответ на вопрос

Чем интересна повесть современному читателю?

Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)

63

1

Урок внеклассного чтения

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики

Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

Знать: осознание героем собственной нравственной позиции

Семинар, устный ответ на вопрос

Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»

более всего привлек мое внимание

64

1

Лекция

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника».

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа

Устный рассказ о писателе, составление тезисов, выр. чтение, рецензия на чтение, коллективный диалог

Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку

65

1

Беседа

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ

Работа с иллюстрациями, выр. чтение по ролям, творческая работа

Ответить на вопросы

66

1

Урок

развития речи

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?

(На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)».

Уметь составлять связное высказывание на тему

Смысловое чтение, письменный ответ на вопрос, схема, пересказ статьи учебника

Составление плана сочинения

67

1

Урок внеклассного чтения

Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества

Характеристика героини, коллективный диалог, работа со словарем

Выразительное чтение стихотворений

68

1

Лекция

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений

Рассказ о писателе, смысловое чтение, письм. ответ на вопрос

Основные положения лекции

69

1

Лекция.

Беседа

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».

История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Знать: биография писателя,

текст произведения

анализ эпизода- работа в группах, устный ответ на вопрос

Ответы на вопросы викторины

70

1

Практикум

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

Знать: композиция рассказа

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос, составление тезисов

Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

71

1

Лекция.

Беседа

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика

Смысловое чтение, письм. ответ на вопрос

Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про

фессора Преобра

женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор

72

1

Практикум

Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

Знать: проблематика повести

Коллективный диалог

Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118

73

1

Беседа

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)

Выр. чтение, коллективный диалог, устный ответ на вопрос, сочинение-миниатюра

Ответы на вопросы по теме

74

1

Практикум

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя

Лекция, составление тезисов

Роль пейзажей и портретных зарисовок

75

1

Беседа

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».

Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Знать о жизни и творчестве советских писателей в годы ВОВ в эвакуации

Коллективный диалог, устный ответ, пересказ статьи учебника

Творческое сообщение

76

1

Беседа

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы.

Нравственный смысл рассказа-притчи

Знать: жизненный путь и основные произведения писателя

Работа в группах (анализ эпизода), устный ответ

77

1

Урок контроля

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века

Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи

Пересказ статьи учебника, коллективный диалог, устный ответ на вопрос, работа со словарем, характеристика героя

Раскрыть

78

1

Лекция.

Урок-концерт

Русская поэзия Серебряного века

ЗУН по теме

Работа в группах (анализ эпизода), письм. ответ на вопрос, работа со словарем

79

1

Беседа

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...».

Трагедия лирического героя в «страшном мире»

Умение составлять конспект лекции

Устный рассказ о писателе с использованием сам. найденных материалов, характеристика героя, пересказ, коллективный диалог

Составление тезисов лекции

80

1

Практикум

А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...».

Трагедия утраченной любви, Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта

Смысловое чтение, составление схемы, работа со словарем, выразительное чтение

Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами

81

1

Беседа

С. А. Есенин. Слово о поэте.

Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»

Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль

Пересказ, устный рассказ о писателе, формулирование вопросов к произведению, коллективный диалог

Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов

82

1

Практикум

Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике

С.А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...», Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина

Знать: сквозные образы в лирике поэта

Работа в группах (анализ эпизода), устный ответ , характеристика героя

Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений)

83

1

Беседа.

Практикум

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии

Сочинение (по 1-2 произведениям на выбор)

Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта

84

1

Лекция.

Беседа

М. И. Цветаева. Слово о поэте.

Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,

«С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?».

Особенности поэтики Цветаевой

Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Урок- концерт

Выразительное чтение наизусть, устное сообщение, рецензирование выр. чтения

Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы

85

1

Практикум

Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Знать: особенности поэзии Цветаевой

Пересказ статьи учебника, выр. чтение стихотворений, анализ стихотворений (частично)- устный ответ

7-е задание, стр129

86

1

Беседа

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого

Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого

Смысловое чтение статьи учебника, выр. чтение стихотворений, устный ответ на вопрос, письм. работа: сочинение-миниатюра

Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте

87

1

Беседа

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Знать: А.Ахматова - представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы

Урок-концерт: выр. чтение стихотворений, прослушивание романсов на стихотв. Есенина, устное сообщение, рецензирование

Отметить характерные черты ранней лирики

88

1

Практикум

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Знать: судьбу поэта и стихи

Пересказ статьи учебника, коллективный диалог, смысловое чтение, схема, устный ответ

4-е задание учебника, стр146

89

1

Беседа.

Практикум

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных - тяжелый крест...», философская глубина лирики Пастернака

Знать: философская глубина лирики поэта

Практикум - работа в группах (анализ стихотворений- частично)

Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака»

90

1

Беседа.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери»

Знать о жизни и творчестве писателя в г. Чистополе

Выразительное чтение стихотворений, коллективный диалог- анализ стихотворений, пересказ статьи учебника

Сочинение-миниатюра по впечатлениям от экскурсии

91

1

Практикум

А.Т. Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы) - обзор.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом…»

Знать: основные мотивы творчества

Письм. работа (анализ стихотворений)

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры

92

1

Урок внеклассного

чтения

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

Н.Языков. «Пловец»,

В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»),

Н. Некрасов. «Тройка», А. Вертинский. «Доченьки»,

Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»

Знать: основные мотивы, особенности стиля поэзии М.Джалиля

Выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений (работа в группах), устный рассказ о писателе

Составление хронологической таблицы по сообщению учителя

93

1

Урок контроля

Зачетное занятие по русской лирике XX века

Знать: отличительные признаки жанра романс

Урок-концерт: сообщение о жизни и творчестве поэта, о любовной лирике Ахматовой, прослушивание записей с чтением стихов, выр. чтение, составление рецензий на чтение

Краткая информация о жизни и творчестве поэтов

94

1

Урок внеклассного чтения

Из античной лирики.

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

ЗУН по теме

Практикум. Работа в группах (анализ стихотв.-частично)

95-96

2

Лекция.

Беседа

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

Знать: тематика и особенности произведений;

Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе

Устное сообщение о жизни и творчестве поэта, коллективный диалог - анализ стихотв., выр.чтение, сочинение-миниатюра - творческая работа

Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается

97

1

Лекция

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Знать: множественность смыслов поэмы

Урок-концерт: выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устное сообщение-презентация, сочинение-миниатюра

Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы

98

1

Урок

внеклассного чтения

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения

Выр. чтение стихотворений, работа в группах (анализ стихотворений), устный ответ

Фронтальный опрос

99

1

Лекция

Эпоха Просвещения.

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

Знать: трагедия как драматический жанр

проект

Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

100

1

Урок

внеклассного чтения

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра.

Фауст как вечный образ мировой литературы

Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения

проект

Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля

101-102

2

Беседа.

Тестирование

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения

Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература

Тест или ответ на вопрос

Раскрыть итоговый смысл трагедии

103-105

3

Резервные уроки



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011

Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2012

«Литература. 9 класс. Хрестоматия». Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М.: Просвещение, 2012

Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ). - М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011

Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература.9 класс. Методические советы. М: Просвещение, 2013

Беляева Н.В., Ерёмина О.А. « Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2014

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»

lit.1september.ru

Методика преподавания литературы

metlit.nm.ru

Методико-литературный сайт «Урок литературы»

mlis.fobr.ru

Портал Philolog.ru

philolog.ru

Лаборатория рифмы _ все о рифме и стихосложении

rifma.com.ru/

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

lit.rusolymp.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы»

Российского общеобразовательного портала

litera.edu.ru

Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы

lib.prosv.ru

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

feb-web.ru

Национальный сервер современной поэзии

stihi.ru

Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт

poezia.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

litera.ru/stixiya

Русская поэзия XIX и XX веков

fplib.ru/

"Стихи.ru" _ коллекция современной русской поэзии

stihi.ru/

Стихотворение на каждый день

yabloko.ru/News/p_9805.html

Центр русской поэзии

crp.rmc.spb.ru/

Национальный сервер современной прозы

proza.ru

Библиотека русской литературы «Классика.ру»

klassika.ru

Библиотека художественной литературы E-kniga.ru

e-kniga.ru

Собрание классики в Библиотеке Мошкова

az.lib.ru

Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»

vehi.net

Журнальный зал в Русском Журнале:

Электронная библиотека современных литературных журналов

magazines.russ.ru

Русская литературная критика

kritika.nm.ru

Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук

imli.ru

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук

pushkinskijdom.ru

Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете

lito.ru

Национальный сервер Информационно-справочный портал «Library.ru»

library.ru

Лауреаты Нобелевской премии в области литературы

noblit.ru

Проект «Площадь Д.С. Лихачева»

lihachev.ru

Проект «Русская планета»

russianplanet.ru

Российская Литературная Сеть

rulib.net

Русская виртуальная библиотека

rvb.ru

Русский филологический портал

philology.ru

Сетевая словесность: Лаборатория сетевой литературы

netslova.ru

Филологический сайт Ruthenia.ru

ruthenia.ru

Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека

livepoetry.ru

Классика русской литературы в аудиозаписи

ayguo.com

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru


Портал «Музеи России»

museum.ru

Виртуальный музей литературных героев

likt590.ru/project/museum/



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

34


© 2010-2022