Основные способы образования слов в русском языке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Основные способы образования слов в русском языке.

Класс: 6 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: Знакомство с основными способами образования слов в русском языке.

Задачи урока:

Обучающая:

Ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке,

научить определять способ образования слова;

Развивающая:

Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки;

Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности; Развивать умения и навыки учащихся.

Воспитательная:

воспитывать интерес к предмету, аккуратность воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, исследовательская работа.

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный


Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями .

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Лингвистическая разминка

  3. Актуализация знаний

IV. Изучение нового материала

V. Закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.


Ход урока.


I.Организационный момент

Тема нашего урока: «Основные способы образования слов в русском языке». Сегодня мы с вами познакомимся с различными способами образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа.

(Запись на доске числа и названия темы урока)

II. Фонетическая разминка.

В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? Копьё, йогурт, маяк, талия, ёмкость, здание (ответ: копьё, йогурт, ёмкость)

III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания. Проверка проходит устно. Проверяется не только наличие выполненного домашнего задания у всех учеников, но и правильность его выполнения. Особое внимание нужно уделяется орфографической грамотности.

2. Фронтальный опрос. Повторение пройденного материала

-Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».

- Что такое морфема? (значимая часть слова.)

-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

-Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)

-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

-Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении.

IV. Изучение нового материала

1. Лаборатория словообразования. Инсценировка

Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.

Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)

Слово «дом» (размышяя). ... или больше?

Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим - это по моей части.

(Становится на место -ик-.)

Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким - стану, захочу быть большим - буду! Спасибо вам, Словообразователь.

Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.

(Все уходят.)

2.Исследовательская работа.

- Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

- Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

- Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

- Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

- Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.

В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.

- Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)

- Прочитайте из учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.

- Почему в слове бессуффиксный две С?

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)

- Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

- Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

- Перечислите 4 морфемных способа образования слов.

Итак, в зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова

можно распределить на две группы: 1) слова, образованные морфологическим способом (с

помощью различных морфем); 2) слова, образованные неморфологическим способом (без

помощи морфем).

3. Показ презентации. Комментарий учителя.

1.Морфологический способ.

Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

2. Неморфологический способ.

Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую)

Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ). Лексико-синтаксический (сращение).

Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).

В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.

V. Закрепление нового материала.

1.Работа с учебником.

Выполнение устных и письменных упражнений.

Выполнение упражнения по учебнику

Доску делят на две части . В один столбик выписывают слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в другой- остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы.

Выполнение упражнения по учебнику

Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку. За это упражнение можно поставить оценки.

Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты в разные стороны, пальцы «трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон.(бег на месте)

2. Самостоятельная работа c индивидуальными карточками

- Образуйте от этих глаголов слова без суффиксальным способом: бегать, поджигать, восходить.

- Запишите 3-4 существительных, образованных без суффиксальным способом. Составьте с ними предложения.

-Постройте словообразовательные цепочки к следующим словам: цветочный ,верхневолжский

Образец выполнения задания: цветочный-образовано от слова цветок путем присоединения суффикса-чн-, следовательно, слово цветочный образовано суффиксальным способом.

Учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями

- Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:

1 - приставочный способ

2 - суффиксальный способ

3 - приставочно-суффиксальный способ

4 - сложение (основ или целых слов)

5 - сложение сокращенных основ

6 - переход одной части речи в другую

летчик

парашютистка

электровоз

малодоступный

престранный

ЦБ

турпоход

птицефабрика

учительская

МГУ

привстать

сотрудник

кресло-кровать

сбербанк

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, а зеленую - если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

Рефлексия:

Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы:

• удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке?

• согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения?

• что для вас было самым интересным?

• достигли ли вы своей цели на уроке?

• хотели бы вы продолжить исследование?

Домашнее задание:

Подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»;

Подготовить карточку для одноклассника, включив в неё 12 слов, образованных разными способами.




© 2010-2022