- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Основные способы образования слов в русском языке
Основные способы образования слов в русском языке
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сычкова С.Ю. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Основные способы образования слов в русском языке.
Класс: 6 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Знакомство с основными способами образования слов в русском языке.
Задачи урока:
Обучающая:
Ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке,
научить определять способ образования слова;
Развивающая:
Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки;
Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности; Развивать умения и навыки учащихся.
Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, аккуратность воспитание мотивов учения , положительного отношения к знаниям.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, исследовательская работа.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями .
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Лингвистическая разминка
-
Актуализация знаний
IV. Изучение нового материала
V. Закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I.Организационный момент
Тема нашего урока: «Основные способы образования слов в русском языке». Сегодня мы с вами познакомимся с различными способами образования слов, и вы должны будете принять активное участие в нашей исследовательской работе и научиться определять способ образования слова, а также строить словообразовательные цепочки. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и слова классная работа.
(Запись на доске числа и названия темы урока)
II. Фонетическая разминка.
В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков? Копьё, йогурт, маяк, талия, ёмкость, здание (ответ: копьё, йогурт, ёмкость)
III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания. Проверка проходит устно. Проверяется не только наличие выполненного домашнего задания у всех учеников, но и правильность его выполнения. Особое внимание нужно уделяется орфографической грамотности.
2. Фронтальный опрос. Повторение пройденного материала
-Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».
- Что такое морфема? (значимая часть слова.)
-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
-Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)
-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)
-Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов с словосочетании и предложении.
IV. Изучение нового материала
1. Лаборатория словообразования. Инсценировка
Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?
Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)
Слово «дом» (размышяя). ... или больше?
Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим - это по моей части.
(Становится на место -ик-.)
Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким - стану, захочу быть большим - буду! Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.
(Все уходят.)
2.Исследовательская работа.
- Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
- Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)
- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)
- Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
- Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)
- Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.
В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.
- Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?
(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)
- Прочитайте из учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.
- Почему в слове бессуффиксный две С?
- Как вы понимаете значение этого слова?
(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)
- Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.
- Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.
- Перечислите 4 морфемных способа образования слов.
Итак, в зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова
можно распределить на две группы: 1) слова, образованные морфологическим способом (с
помощью различных морфем); 2) слова, образованные неморфологическим способом (без
помощи морфем).
3. Показ презентации. Комментарий учителя.
1.Морфологический способ.
Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
2. Неморфологический способ.
Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую)
Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ). Лексико-синтаксический (сращение).
Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).
В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.
V. Закрепление нового материала.
1.Работа с учебником.
Выполнение устных и письменных упражнений.
Выполнение упражнения по учебнику
Доску делят на две части . В один столбик выписывают слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в другой- остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы.
Выполнение упражнения по учебнику
Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку. За это упражнение можно поставить оценки.
Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты в разные стороны, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)
Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон.(бег на месте)
2. Самостоятельная работа c индивидуальными карточками
- Образуйте от этих глаголов слова без суффиксальным способом: бегать, поджигать, восходить.
- Запишите 3-4 существительных, образованных без суффиксальным способом. Составьте с ними предложения.
-Постройте словообразовательные цепочки к следующим словам: цветочный ,верхневолжский
Образец выполнения задания: цветочный-образовано от слова цветок путем присоединения суффикса-чн-, следовательно, слово цветочный образовано суффиксальным способом.
Учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями
- Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:
1 - приставочный способ
2 - суффиксальный способ
3 - приставочно-суффиксальный способ
4 - сложение (основ или целых слов)
5 - сложение сокращенных основ
6 - переход одной части речи в другую
летчик
парашютистка
электровоз
малодоступный
престранный
ЦБ
турпоход
птицефабрика
учительская
МГУ
привстать
сотрудник
кресло-кровать
сбербанк
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, а зеленую - если согласны.
1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.
3. Слово бег образовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово лесной образовано от слова лес.
Рефлексия:
Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы на вопросы:
• удовлетворены ли вы результатами своей работы на уроке?
• согласны ли вы со всеми выводами или у вас есть сомнения?
• что для вас было самым интересным?
• достигли ли вы своей цели на уроке?
• хотели бы вы продолжить исследование?
Домашнее задание:
Подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»;
Подготовить карточку для одноклассника, включив в неё 12 слов, образованных разными способами.