Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»

"Описание материала: Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися. Тема методической работы относится к разделу «Синтаксис и пунктуация». В рабочей программе на нее отведено два часа. Из пяти закономерностей усвоения русского языка доминирующей является пятая закономерность - «Опережающее овладение устной речью по сравнению с письменной.» На I курсе обучающиеся уже хорошо владеют устной речью, имеют языковое чутье, хорошо тренированный речевой аппарат, способны оценить выразительность и красоту родной речи. Если обучающемуся этого возраста дать карточку с текстом, напечатанным без знаков препинания, то он не сразу разберется в написанном, при чтение вслух не сможет улавливать, где нужно сделать логическое ударение, какая в том или ином месте должна быть интонация. Многие преподаватели замечают, что обучающейся с низким уровнем ... Расстановка знаков препинания в предложении, первоначально лишенном их,- один из самых трудных видов работы по пунктуации, так как в данном случае обучающейся лишен возможности опираться на произношение, тогда как при диктанте, например, чтение и произношение предложений преподавателем дает возможность уловить смысловое членение речи. В работе обучающегося над разбором сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, над пунктуацией в нем большое значение имеют схемы, позволяющие лучш... "Вторая закономерность («Язык-это знаковая система») также важна в изучении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, так как знаки помогают обозначать на письме паузы, интонацию, указывают на смысловое и синтаксическое членение предложения и текста. Знаки препинания помогают быстрее ориентироваться в структуре предложения, правильно улавливать интонацию и обозначать ее тем или иным знаком (например, интонация при постановки двоеточия или при запятой, и это нужно почувствовать, ... Не менее важным для изучения сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными является чувство языка, т.е. неосознанное умение следовать нормам речи (четвертая" закономерность). Прислушиваясь к правильной устной речи, обучающейся интуитивно запоминает порядок составления сложноподчиненных предложений, их связь по смыслу, употребление тех или иных слов, союзов для связи этих предложений. Очень заметна эта закономерность в тренировочных упражнениях (замена деепричастных оборотов придаточными предложениями, придумывание главного предложения после предложенного придаточного и т.д.) Важна и "третья закономерность - «Убеждение в красоте родной речи». Здесь необходимо обращать внимание обучающих на синтаксические конструкции, способствующие выразительности языка (например, сочетание деепричастных, причастных, сравнительных оборотов, плавный переход придаточного предложения в другое и т.д.). Это лучше всего изучается на образцах классической русской литературы, на стихах поэтов, выразительной прозе писателей. Необходимо подтвердить примерами. Таким образом, при изучении темы «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях» присутствуют все пять закономерностей, но главной является пятая закономерность («Опережающее овладение устной речью по сравнению с письменной»), ей «помогают» остальные закономерности, которые являются не доминирующими, а факультативными, т.е. в своей совокупности помогающими усвоению материала.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»Конспект урока по русскому языку «Методика обучения синтаксису»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО «МУ № 4 ДЗМ»








для студентов 1 курса по специальностям 060501 Сестринское дело,

060604 Лабораторная диагностика



МОСКВА

2013


Составлена в соответствии с примерной программой министерства Образования РФ обязательным минимумом содержания образования для специальности 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика.

ОДОБРЕНА на заседании ЦМК №1

ГБОУ СПО «МУ № 4 ДЗМ»

ПРОТОКОЛ №___________

От «__»____________2013 Председатель ЦМК

__________________________Девятовская Л.Ю.





УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического Совета ГБОУ СПО «МУ № 4 ДЗМ»





Протокол №_________



От «___»___________ 2013

СОСТАВИТЕЛЬ: Каргинова И.А. - преподаватель литературы, русского языка ГБОУ СПО «МУ № 4 ДЗМ»

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Горбачева Т.В. - методист Центра ППК и ПО

Власова Е.В. - преподаватель общественных дисциплин, методист ГБОУ СПО «МУ № 4 ДЗМ»

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися I курса специальность 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика.

Тема методической работы относится к разделу "Синтаксис и пунктуация".

В рабочей программе на нее отведено два часа.

Из пяти закономерностей усвоения русского языка доминирующей является пятая закономерность - "Опережающее овладение устной речью по сравнению с письменной."

На I курсе обучающиеся уже хорошо владеют устной речью, имеют языковое чутье, хорошо тренированный речевой аппарат, способны оценить выразительность и красоту родной речи. Если обучающемуся этого возраста дать карточку с текстом, напечатанным без знаков препинания, то он не сразу разберется в написанном, при чтение вслух не сможет улавливать, где нужно сделать логическое ударение, какая в том или ином месте должна быть интонация. Многие преподаватели замечают, что обучающейся с низким уровнем развития речи, с неразвитым чувством логического членения речи не способен правильно расставить знаки препинания, пропуская их в нужном месте, ставя совершенно не там, где необходимо, путая значения знаков препинания.

Расстановка знаков препинания в предложении, первоначально лишенном их,- один из самых трудных видов работы по пунктуации, так как в данном случае обучающейся лишен возможности опираться на произношение, тогда как при диктанте, например, чтение и произношение предложений преподавателем дает возможность уловить смысловое членение речи. В работе обучающегося над разбором сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, над пунктуацией в нем большое значение имеют схемы, позволяющие лучше усвоить структуру предложения. Это один из способов наглядного изображения материала.

Также важна для изучения этой темы первая закономерность -"Тренировка речевого аппарата". Связанная речь, которой владеет обучающейся, помогает разбираться в синтаксических конструкциях, так как в ней внутренняя, логическая связь между ее частями.

Особенно понимание этой логической связи важно в распространенных сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, когда предложения удалены друг от друга.

Вторая закономерность ("Язык-это знаковая система") также важна в изучении сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, так как знаки помогают обозначать на письме паузы, интонацию, указывают на смысловое и синтаксическое членение предложения и текста. Знаки препинания помогают быстрее ориентироваться в структуре предложения, правильно улавливать интонацию и обозначать ее тем или иным знаком (например, интонация при постановки двоеточия или при запятой, и это нужно почувствовать, уловить и зафиксировать на письме).

Не менее важным для изучения сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными является чувство языка, т.е. неосознанное умение следовать нормам речи (четвертая закономерность). Прислушиваясь к правильной устной речи, обучающейся интуитивно
запоминает порядок составления сложноподчиненных предложений, их связь по смыслу, употребление тех или иных слов, союзов для связи этих
предложений. Очень заметна эта закономерность в тренировочных упражнениях (замена деепричастных оборотов придаточными
предложениями, придумывание главного предложения после предложенного придаточного и т.д.)

Важна и третья закономерность - «Убеждение в красоте родной речи». Здесь необходимо обращать внимание обучающих на синтаксические конструкции, способствующие выразительности языка (например, сочетание деепричастных, причастных, сравнительных оборотов, плавный переход придаточного предложения в другое и т.д.). Это лучше всего изучается на образцах классической русской литературы, на стихах поэтов, выразительной прозе писателей. Необходимо подтвердить примерами.

Таким образом, при изучении темы "Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях" присутствуют все пять закономерностей, но главной является пятая закономерность ("Опережающее овладение устной речью по сравнению с письменной"), ей "помогают" остальные закономерности, которые являются не доминирующими, а факультативными, т.е. в своей совокупности помогающими усвоению материала.





Содержание методической разработки




1

Пояснительная записка

3

2

Методический блок

6

3

Информационный блок

10

4

Приложения

25





















Мотивация занятия

Главная цель проведения данного занятия - подготовка обучающихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.
Формы работы на занятии: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
На занятии реализуются принципы: доступности, наглядности, научности.
Межпредметные связи: литература, история.
Предлагаемые на занятии задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи обучающихся. В практической работе примеры взяты из произведений М. Горького, Н. Рыленкова, Л. Андреева, К. Кулиева. Творческое задание для работы в группах предполагает дальнейшее развитие навыков выразительной, образной речи и грамотного письма.
Для развития познавательного интереса обучающимся предложены творческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля обучающим предлагаются задания последующей проверкой и самопроверкой и задания по редактированию текстов предложений.
Обращение к произведениям литературы и УНТ позволит повысить культурный уровень обучающихся.
В течение занятия используется компьютерная презентация.
Средства активизации: живое слово преподавателя, практическая работа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО
Занятие рассчитано на обучающихся со средним темпом работы.
После изучения темы «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях» обучающие должны знать:
1.чем отличается СПП от других видов СП;
2. подчинительные союзы и союзные слова;
3. виды СПП.
Должны уметь:
1. распознавать СПП и их виды;
2. ставить знаки препинания;
3. изображать графически СПП.
Будут иметь опыт:
1. в изложении своих мыслей;
2. в развитии способностей отвечать на проблемные вопросы, аргументировать ответы.


ОБОРУДОВАНИЕ


1. Мультимидийный проектор
2. Компьютер
3. Карточки для индивидуальной работы с обучающимися
4.Записи на доске

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Обучающие задачи

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

1

Организационный момент

2

Постановка цели

+

+

3

Актуализация знаний

+

+

4

Виды СПП



1)проверка знаний теории

+

+

2) практическая работа

+

+

3) работа в группах

+

+

+

4) индивидуальная работа

+

+

+

5) работа с карточками

+

+

+

5

Подведение итогов

+

+

6

Задание на дом


+

7

Оценка эмоционального состояния обучающихся на занятии


+







ХРОНОКАРТА


Содержание

Время

(мин)

1.

Оргмомент

3

2.

Фронтальный опрос

5


3.

Сообщение

10


4.

Синтаксическая разминка

10

5.

Работа по карточкам

12

6.

Словарный диктант

5

7.

Творческое задание

15

8.

Работа с поэтическими текстами

17

9.

Закрепление материала

10

10.

Задание на дом. Итоги занятия

3

ИТОГО

90













































Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»
Задачи:
Обучающая:
■ формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи;
■ формирование пунктуационных навыков.
Развивающая:
■ развитие навыков монологической речи;
■ развитие умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы.
Воспитательная:
■ воспитание любви к матери;
■ содействие формированию интереса к русскому языку.
Тип занятия: занятие обобщения и систематизации знаний.
Ход занятия
Оргмомент
Объявление цели занятия
Записи на доске до начала занятия:

I.

А) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо; как опускалась на землю мгла, как засветилась одна за другой звездочки. (Чехов) - 18 слов.

Б) Утром бабушка жаловалась, что в саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу. ( Чехов) -16 слов.

В) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица.

(Лермонтов) - 20 слов.

II.

Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Всё прекрасное в человеке - от лучей солнца и от ласки Матери. (М. Горький)
Должны знать:
1) чем отличается СПП от других видов СП;

2) подчинительные союзы и союзные слова;
3) виды СПП.

Должны уметь:

1) распознавать СПП и их виды;
2) ставить знаки препинания;

3) изображать графически СПП.

Фронтальный опрос

Какие типы сложных предложений вы знаете?

Ответ: - Сложные предложения могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными и бессоюзными.

Какие предложения называются сложносочиненными (с/с)?

Ответ: - Сложносочиненными называется такое предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, соединенных сочинительными союзами. В сложносочиненном предложении его части равноправны, самостоятельны.

Как делятся сложносочиненные предложения по союзам и значению?

Ответ: - Сложносочиненные предложения делятся на три группы. Первая-это с/с предложения с соединительными союзами "и", "да" (в значении "и"), "ни-ни", "тоже", "также"; в них перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

Вторая - это с/с предложения с разделительными союзами "или", "либо", "то-то", "не то- не то"; в них явления передаются и указывается на возможность одного явления из двух или нескольких.

Третья группа с/с предложения с противительными союзами "а", "но", "да" (в значении "но"), "однако", "зато", "же". В этих предложениях одно явление противопоставляется другому.

Что такое бессоюзное предложение?

Ответ: - Бессоюзное - это такое предложение, части которого соединяются интонационно.

А какие предложения называются сложноподчиненными?

Ответ: - Сложноподчиненное - это такое предложение, части которого соединены подчинительными союзами или союзным словом.

Чем отличаются друг от друга подчинительные союзы и союзные слова?

Ответ: - Подчинительный союз и союзное слово служат для связи придаточного предложения с главным, но в отличие от подчинительного союза союзное слово выполняет роль какого-либо члена предложения.

К чему именно относится придаточное предложение?

Ответ: - Придаточное предложение всегда относится к какому-либо члену главного предложения (как правило, к существительному или глаголу).

Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение? Приведите примеры.

Ответ: - Придаточное предложение может стоять перед главным. Например: "Когда начался дождь, дети бросились в дом" Еще оно может стоять после главного. Например: "Ученик пришел в школу, где изучают французский язык." И, наконец, третий случай, когда придаточное может стоять в середине главного. Например: "Утром, когда запели петухи, мальчики собрались на рыбалку"

А теперь назовите группы сложноподчиненных предложений.

Ответ: - Сложноподчиненные предложения делятся на три группы: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Обстоятельственные в свою очередь, делятся на подгруппы.

- Обстоятельственные придаточные могут быть: образа действия и степени, места, времени, причины, цели, условия, сравнения, уступки и следствия. Всего девять подгрупп.

Какие виды подчинения вам известны?

Ответ: - Нам известно последовательное и параллельное подчинение. При последовательном подчинении выстраивается как бы цепочка предложений, когда первое придаточное относится к главному, второе придаточное - к первому придаточному (и в этом случае первое придаточное становится для него как бы главным), третье придаточное - ко второму и т.д. А при параллельном подчинении придаточные предложения относятся к разным словам в одном и том же главном предложении.

Сообщение

Преподаватель: - Переходим к нашему плану. На доске вы видите три предложения, в которых придаточные по-разному связаны друг с другом. Перепишите первое предложение в тетрадь, и после этого разберем его.

Ответ (обучающийся читает вслух предложение о Егорушке): - Первое придаточное "как мало-помалу темнело небо" относится к глаголу "видел" в главном предложении. "Видел" что? - это придаточное изъяснительное. Второе придаточное "как опускалась на землю мгла" и третье придаточное "как засветились одна за другой звездочки" оба относятся также к глаголу "видел" в главном предложении и, подобно первому придаточному, являются изъяснительными.

Преподаватель: - Верно, все три придаточных предложения относятся к одному и тому же слову в главном предложении, все три имеют одно значение (они изъяснительными), так как отвечают на один и тот же вопрос. Такое придаточное называется однородным. Схема этого предложения выглядит следующим образом:


ЧТО? или КАК?

ЧТО? или КАК?



ЧТО? или КАК?





Перепишите

следующее предложение в тетрадь... А теперь разберите его. Ответ (обучающийся читает вслух предложение о бабушке): - В этом предложении два придаточных предложения: "что в саду ночью ветром посбивало все яблоки" и "что сломало одну старую сливу". Оба придаточных относятся к одному и тому же члену главного предложения, а именно к глаголу "жаловалась", оба отвечают на один и тот же вопрос (жаловалась на что?), это придаточное изъяснительные.

Преподаватель: - Все верно. Но что еще вы должны были заметить?

Ответ: - Однородные придаточные предложения здесь ведут себя, как однородные члены, поэтому запятая не ставится перед сочинительным союзом "и"

Преподаватель: - Молодец!

Запишите под диктовку еще одно предложение на это правило.

"Люблю, когда вокруг тишина, и ветер пыль несет, и в берег бьет волна" Записали? А теперь прочитайте мне это предложение со знаками препинания объясняя их постановку.

Ответ: - Главное предложение состоит из одного слова "люблю", к нему относятся три однородных придаточные (что люблю?), эти придаточные изъяснительные. Их больше двух, следовательно, запятые ставим, как при однородных членах, которых больше двух - т.е. перед каждой "и", перед каждым сочинительным союзом "и".

Преподаватель: - Все верно. И, наконец, третье предложение с доски. Перепишите его. Разберем.

Ответ: - Первое придаточное "чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору" относится к главному предложению, к глаголу "нанять" (нанять зачем? Чтобы втащить...), это придаточное цели. Второе придаточное "потому что была уже осень и гололедица" относится в главном предложении также к глаголу "нанять" (нанять почему?), это придаточное причины.

Преподаватель: - подведем итог в этом предложении. Два придаточных относятся к одному и тому же члену главного предложения в данном случае к глаголу "нанять"), но оба придаточных разные по значению: первое-придаточное цели, второе - придаточное причины. Такой тип подчинения, когда придаточные предложения относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы, называются неоднородными.

Подведем итог. Мы изучили пять типов подчинения: последовательное, параллельное, однородное, неоднородное, комбинированное.

Несколько обучающихся получат индивидуальные задания, в которых нужно определить вид сложных предложений и начертить схемы.
Карточка №1
У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом снами мать. Мама желает ребёнку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к ней.
Карточка №2
Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребёнок идёт к матери, он находит у неё понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать.
Карточка №3
Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждёт от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне - несказанный свет.
Синтаксическая разминка.
Задание: начертить схемы предложений, определить их вид.
1. О матерях можно рассказывать бесконечно. [ ]. П.П.
2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.
[ ] , [ ]. БСП.
3. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. [ ], и [ ]. ССП.
4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. [ ], (чья…). СПП.
Итак, мы еще раз повторили виды сложных предложений. Давайте прочитаем записанный на доске текст.
Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Всё прекрасное в человеке - от лучей солнца и от ласки Матери. (М. Горький)
Задание:
1. О чём говорит М. Горький?
2. Запишите первое предложение.
3. Какое это предложение? Докажите.
4. На какой вопрос отвечает придаточное?
Преподаватель: ССП имеют значения, которые зависят от союза, СПП также имеют разное значение или виды.
Закрепление материала.
Работа над отрывком из стихотворения Н. Рыленкова (у доски)
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, что весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Задание:
1. прочитать выразительно;
2. дать характеристику записанным предложениям;
3. определить вид придаточных по вопросу;
4. начертить схему предложения.
Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.
Начало предложений: При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца - полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители - почитай,… Мать кормит детей…
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.


Словарный диктант.
Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.
Задание:
Как вы понимаете эти выражения? Объясните значение слова «самозабвение». Послушайте письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери. Этот документ - свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия:
«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».
Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП.

Работа с текстом стихотворения балкарского поэта Кайсына Кулиева (тексты на партах).

Жизнь не прожить без чёрных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Всё, что детей их ждёт на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
Поэтому и в чёрный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.

Задание:
1.подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения;
2. запишите первое четверостишие и определите вид придаточного;
3. устная работа над 5-6 четверостишьями: определение вида придаточных предложений.

Закрепление.

Объяснительный диктант.

Запишите под диктовку предложения и составьте к ним схемы, укажите тип подчинения, подчеркните слова в главном предложении, к которым относится придаточное предложение.

А) В те края, где я рос под кленом, где резвился на желтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.

(23 слова)

(Придаточное однородное)





ГДЕ

ГДЕ




Б) Лес еще не шумел, потому, что было очень рано и ветер еще только нарождался. (15 слов)

(подчинение однородное)





ПОТОМУ ЧТО

и


В) Едва я вышел из теплого вагона на полустанок, на меня обрушилось все худшее, что таит в себе поздняя ленинградская осень. (20 слов)

(Подчинение параллельное)





ЧТО

ЕДВА



Г) Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все проверки и испытания. (17 слов)

(подчинение неоднородное)

ЧТО





ЕДВА





Д) Повсюду, где вечером еще хлюпала вода или похрустывал кружевной сахарный припай, стальные ободья катили по твердому льду. (17 слов)

(подчинение однородное)





ГДЕ

или

Е) Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнался, как будто у него в спине не было ни одной косточки . (21 слово)

(подчинение последовательное)





КАК БУДТО

КОГДА


Ж) Когда Мирон шел по двору, казалось, что длинная тень его творит вокруг тишину. (13 слов)

(подчинение неоднородное)





КОГДА



ЧТО


З) Бей врага, чтобы он обессилел, чтобы удар твой был равен по силе всей моей материнской любви. (21 слово)

(подчинение однородное)

ЧТОБЫ

ЧТОБЫ

ЧТОБЫ

И) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать. (24слова)

(подчинение последовательное)




ТАК КАК




КОТОРЫЙ



ХОТЯ


К) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неумолимому муравью, к себе в избу. (30 слов)

(подчинение параллельно)





КОТОРЫЙ

КОГДА


Преподаватель:- А теперь сделаем разбор предложений, только с конца, с готовой схемы. Я черчу на доске схемы по известным вам видам подчинения, а вы самостоятельно придумывайте предложение и записывайте в тетрадь.

А) Б)

КОТОРЫЙ

ЕСЛИ

ЧТО

ЧТО

В) Г)

ТАК КАК

ХОТЯ

ГДЕ

ГДЕ

ГДЕ

Д)

ЧТО

ПОЭТОМУ

КОГДА

Задание на дом.

А) Выучить § 83 (стр.219-221)

Б) Упр. 415 выполнить письменно.

Итог занятия:
■ Чему вы научились на занятии?
■ Какие задания понравились?
■ Над чем заставили задуматься?
■ На какие размышления навели?
Оценки за занятие.




АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ

В учебнике в § 9 правило о с/п предложении с несколькими придаточными дано после упр. 130. Это упражнение дает возможность обучающимся увидеть связь главного предложения с придаточными и связь придаточных предложений друг с другом.

После этого упражнения дано правило с линейными схемами. Правило изложено доступно пониманию, но в нем есть один существенный недостаток: не указан еще один тип подчинения (неоднородный), поэтому считается, что мой вариант изложения в конспекте полнее, чем в учебнике.

В учебнике при объяснении нового материала использован такой дидактический материал, как предложения, отрывки текстов, которые используются для языкового анализа.

При объяснении данной темы можно воспользоваться следующими наглядными пособиями: раздаточный материал ( карточки по теме с различной степенью трудности), картина, репродукции, иллюстрация ( по ним обучающийся высказывается, используя только с/п предложения).

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ





Учебник §9 предлагает закрепительные упражнения для усвоения языка и развития речи: составление с/п предложений из трех простых предложений (упр.132), графический разбор с/п предложений с составлением схем (упр.131,133-135). Для конструирования (составление предложений по заданной схеме, синонимическая замена конструкций предложений) нет ни одного упражнения. Так же недостатком считаю то. Что практически все упражнения в этом параграфе даны с одним и тем же заданием: указать тип придаточного предложения, составить схемы (упр.131,133-135), а упр.136 вообще не относится к данной теме, т.к. упор делается на стилистическую принадлежность текста. Для закрепления этой темы целесообразны следующие примеры и методы доставление предложений по готовым схемам или по схемам предыдущих упражнений, изменение одного типа подчинения на другой с допустимым искажением смысла, замена придаточного предложения деепричастным оборотом и наоборот.

В конспекте занятия демонстрируются следующие методы упражнений: объяснительный диктант, составление схем предложений (наблюдение), составление предложений по заданной схеме, синонимическая замена конструкций предложения (конструирование).

В конспекте занятие организовано так, чтобы формы учебной деятельности следовали друг за другом логично: сначала объяснение нового материала, затем его закрепление (подача нового материала разбита на части, чтобы объем нового материала не затруднил, каждая часть нового теоретического

материала закрепляется разбором предложений).

АНАЛИЗ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЗАПИСЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебник прилагает языковой материал, из которого преподаватель должен отобрать что-то для записи в тетрадь и что-то для устной работы. Так как занятие русского языка должно быть интенсивно использовано для упражнений в писании, то обучающиеся должны записать за занятие не менее двухсот слов. Списывание с учебника не предусмотрено.

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ КОНТРОЛИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

Проконтролировать усвоение знаний можно при фронтальном опросе. В учебнике (§9, стр.58) дан вопросник, подытоживающий теоретические знания обучающихся, полученные или при изучении этого и предыдущего параграфов. В конспекте занятия контролирование организовано так: с самого начала занятия обучающиеся отвечают по каждому пройденному пункту плана и получают соответствующие оценки.

На занятии предполагается:

-связанный ответ;

-разбор - связанное рассуждение по образцу о структуре предложения.

Это показывает преподавателю, усвоена ли тема и насколько осмысленно она освоена. Примерно десять обучающихся могут получить оценки за устные ответы. За письменные работы могут получить все обучающиеся, если преподаватель проверит тетради после занятия.

Готовясь к занятию, преподаватель заранее формирует свои вопросы, тщательно формирует и свои ответы на них. Эти ответы служат преподавателю своеобразным эталоном, образцами ответов. Если обучающийся отвечает на вопрос неполно, с погрешностями, то преподаватель снижает ему оценку на один балл, если же обучающийся сделал грубые ошибки в содержании, ему ставится "3". Для того чтобы научить обучающегося правильно, преподаватель, выслушав нечеткий ответ, просит других обучающихся уточнить ответ товарища. Если никто из группы не может дать ответ на "5", то преподаватель сам дает образец ответа и просит повторить.

Проверку знаний обучающихся по теме целесообразно произвести повторно, когда пройдена вся тема.

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПОВТОРЕНИЯ

Учебник в § 9 дает возможность обучающимся отвлечься от темы четыре раза: в упр. 134 требуется вспомнить правило, основанное на разграничении на письме частиц "не" и "ни"; в упр.136-аргументировать свой ответ при определении стилистической принадлежности текста; там же - указать лексическое значение слов; там же - отсылка к приложению на стр.134.

В конспекте занятия запланированы следующие виды повторения:

-опорное (повторяется материал, пройденный с начала учебного года);

-специальное (задание на дом).

Опорное повторение по данной теме необходимо, так как материал обобщается, систематизируется, предыдущий материал связан с новым, и все это обеспечивает прочность усвоения.

В конспекте занятия преподаватель пользуется терминологией (с/п, с/с, бессоюзные предложения, главное и придаточное предложение, виды подчинения и т.д.). Каждый из перечисленных терминов должен быть усвоен обучающимися.







БИБЛИОГРАФИЯ


  1. М.П. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, П.Ф. Иванченков "Методика преподавания русского языка", М., "Просвещение", 1990;

  2. С.Г. Бархударов, С.Б. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко "Русский язык" (учебник для девятого класса средней школы), М., "Просвещение",1990;

  3. Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина, В.В. Цапукевич "Сборник упражнений по современному русскому языку", М., "Высшая школа",1966;

  4. М.Р. Львов "Словарь-справочник по методике русского языка", М.,"Просвещение", 1988;

  5. "обучение русскому языку в седьмых-восьмых классах" под редакцией В.В. Бабашцевой, М.," Просвещение",1983;

  6. В.П. Озерская, В.И. Капинос, М.М. Разумовская, Т.А. Рыжик " Дидактический материал к учебнику русского языка" (восьмой класс), М., "Просвещение", 1985;

  7. А.В. Текучев "Методика русского языка в средней школе", М., "Просвещение",1980.











Карточка №1
У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом снами мать. Мама желает ребёнку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к ней.


Карточка №2
Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребёнок идёт к матери, он находит у неё понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать.


Карточка №3
Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждёт от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне - несказанный свет.

Отрывок из стихотворения Н. Рыленкова
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, что весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»

карточка с заданием.
Начало предложений: При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца - полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители - почитай,… Мать кормит детей…
Продолжение предложений: …а младенец - матери; а при матери добро; а у матери - сердце; а без матери - и вся сирота; умерли - поминай; как земля людей.

Письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери. Этот документ - свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия:
«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».


Работа с текстом стихотворения балкарского поэта Кайсына Кулиева

Жизнь не прожить без чёрных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Всё, что детей их ждёт на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
Поэтому и в чёрный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.

Презентация








© 2010-2022