Интегрированный урок по химии и литературе Биохимия любви

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка интегрированного урока

по литературе и химии




«БИОХИМИЯ ЛЮБВИ»






Любовь... Она волнует и вдохновляет, о ней сочиняют стихи и поэмы, снимают кино и поют романсы. О ней говорят и думают подростки.

Мы решили не только обсудить эту проблему со своими студентами, но и поразмышлять с ними о том, что же происходит внутри организма человека, когда возникает это прекрасное чувство - любовь...

Цель урока: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературе в ракурсе психологии межличностных отношений.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, экран; диск художественного фильма «Ромео и Джульетта», слайды произведений живопи­си и скульптуры на тему любви, анимационный фильм «Моя любовь».

Задание на дом: из курса органиче­ской химии повторить материал о строе­нии и свойствах аминов, аминокислот, о строении полипептидов; из курса биоло­гии - материал об обмене веществ в клетке; из курса литературы - прочитать рассказ И.М. Бунина «Темные аллеи» (девушки), «Муза» (юноши), повторить биографию и особенности творчества писателя, выучить стихотворения о любви (отдельным уча­щимся - лучшим чтецам класса).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Урок проводится по окончании изучения химических свойств аминокислот. В соответствии с программой кур­са общей биологии на этот период учащими­ся изучены химический состав, строение и метаболизм клетки (обмен веществ в клетке). На уроках литературы студенты познакоми­лись с литературным наследием начала XXв., в частности с произведениями певца любви И.М.Бунина. В ходе подготовки к уроку студенты вы­бирают среди одноклассников 4-6 лучших чтецов. По количеству чтецов организуют­ся звенья, в которые по желанию распре­деляются остальные студенты группы.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Обобщение и систематизация знаний:

  1. Вступление

Преподаватель предлагает вниманию пирамиду потребностей личности, разработанную основателем гуманистиче­ской психологии Абрахамом Маслоу (опубликована в начале 60-х гг. XX в.). Внимание студентов заостряется на по­требности «в принадлежности и любви» как основной эмоциональной потребно­сти человека. студенты называют различ­ные аспекты этого многогранного понятия (любовь родителей к детям, любовь детей к ро­дителям и близким, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к Родине и т.д.). Преподаватель сообщает о том, что на данном уроке речь пойдет о любви между мужчиной и жен­щиной.


И все же, что такое любовь? Что происходит с человеком, когда он испытывает её.

Дадим несколько определений любви:

Вот определение любви из учебника Немова «Психология».

Любовь - высшее духовное чувство человека, богатое разноoбразными эмоционaльными переживаниями, основанное нa благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от тебя зaвисящее для благопoлучия любимого человека.

Любовь - это спoсoбность не раздумывая отдать свою жизнь зa другого.

Любовь - это то, что нельзя пoнять головой, ее нужно пoчувствовать сердцем.

ЛЮБОВЬ- это прежде всего болезнь. Когда человек влюблен, он становится слепым...

А сколько пoсловиц и пoговорок придумано про любовь, все они правдивы и таят много смысла! Ведь «любви все возрасты покорны», «с милым рай и в шалаше», «зa любимым хоть нa край света»!

Итак, любовь между мужчиной и жен­щиной - какова она? Выделением каких веществ в организме человека она сопро­вождается и какими процессами обеспе­чивается?

2. Преподаватель зачитывает эпиграф урока:

Попробуй химию любви понять - Влюбленность, страсть и умиротворённость. На чем основана сердечная сплоченность? И как своей любовью управлять?

Тема любви в искусстве (сообщение студента)

Тема любви звучит во многих литератур­ных, музыкальных, художественных произ­ведениях, она находит свое воплощение в сценическом искусстве и кинематографе. Учитель демонстрирует слайды произведе­ний живописи (В.М.Васнецов, МА.Врубель, П.Гоген, П.О.Ренуар, К.Моне), скульптуры (О.Роден), фотографии кадров из извест­ных учащимся кинофильмов, иллюстриру­ющие красоту любви. Студенты называют произведения, изучае­мые на уроках литературы, в которых гово­рится о любви, называют имена героев этих произведений (Татьяна Ларина и Евгений Онегин, Мери Лиговская и Александр Печорин, Наташа Ростова и Андрей Болконский, Соня Мармеладова и Родион Раскольников, Аксинья Астахова и Григорий Мелихов и т.д.). Преподаватель обращает внимание на разные оттенки про­явления чувств Наташи Ростовой, показан­ные Л.Н.Толстым на примере ее взаимоот­ношений с Андреем Болконским, Анатолем Курагиным и Пьером Безуховым.

Учащимся предлагается, посовещавшись в группах, выразить мнение о том, какой быва­ет любовь, используя пары прилагательных-антонимов. Преподаватель записывает на доске:

долгая - короткая,

счастливая - несчастная,

страстная - спокойная,

взаимная - безответная,

земная - неземная.

Согласно коллективному мнению, предложенных прилагательных подчёркиваются те, которые выражают желаемое для человека в жизни (они выделены в тексте).

Сообщение студента о теме любви в цикле рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи» (приложение 1)

Обращаясь к творчеству И.А.Бунин певца страстной любви, предлагается ответить на вопросы:

  • Что характерно для творчества И. А. Бунина в любовной тематике? (Любовь как вспышка, как метеоритное свечение - прекрасна, но непродолжительна.)

  • Как можно охарактеризовать чувства переживаемое главными героями рассказ Надеждой («Темные аллеи») и художника от лица которого ведется повествование («Муза»)? (Роковая любовь.)

  • Почему в домашнем задании девушкам было предложено прочитать рассказ «Тёмные аллеи», а юношам - «Муза»? (Смысл - переживание главным героям рассказов.)

  • Отчего же расстаются герои рассказов И.А.Бунина? (Любовь героев лишена гармонии.)

  • Возможно, сам автор не верит в силу любви и ее долговечность?

Преподаватель предлагает вернуться к этому вопросу позже.


  1. Химия любви

студенты получают экземпляры текста «Любовь и химия» (приложение 2), содержащего информацию по данной теме, и читают его в группах.




Анализируя текст, студенты называют вещества, вырабатываемые в организме любящего человека, характеризуя внешние признаки его поведения; на основании это­го выделяют различные этапы проявления любви.

Преподаватель выписывает на доску названия этих веществ с соответствующими комментариями.

амфетамины - выделяются в период, со­ответствующий первой стадии любви (влю­бленность);

эндорфины - выделяются в период, соот­ветствующий второй стадии любви (благо­денствие);

окситоцин - катализатор и закрепитель (на физиологическом уровне) - выделяется на обеих стадиях.

Далее преподаватель отмечает, что наряду с це­лым рядом внешних (притягательная внеш­ность, повышенное внимание, стечение обстоя­тельств) и внутренних (подсознательное стрем­ление найти в представителе противоположно­го пола сходство с матерью / отцом) предпосы­лок возникновение чувства обеспечивается особыми веществами, вырабатываемыми в организме объекта любви. Это - феромо­ны - вещества, обладающие характерным тонким специфическим (привлекательным для конкретного человека) запахом.


  1. Биохимия первой стадии любви

Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Ромео и Джульетта» (сцена на балконе в доме Капулетти (39-50 мин.)), после чего преподаватель читает:

Волненье сердца, замиранье, трепет

И речь, похожая на детский лепет, -

И кажется, в крови адреналин,

Но уверяю, то фенилэтиламин! -

Его влюбленность щедро поставляет,

И он волненье сердца вызывает!

Преподаватель знакомит аудиторию с новыми тер­минами, давая соответствующие коммен­тарии.

Начинается влюбленность с фенилэтиленаминовой атаки, которое приводит организм в состояние, которое и принято называть "влюбленностью". Его признаки одинаковы для всех.

Сообщение студента: Признаки воздействия фенилэтиламина (приложение 3)

Преподаватель:

За выбросом фенилэтиламина в кровь выбрасывается дополнительный адреналин - вещество, которое поможет расчистить дорогу к предмету интереса.

При благополучном течении романа (взаимном интересе) адреналин дает неутомимость и способность на экстраординарные поступки, свойственные всем влюбленным. Вспомните - "по морозу босиком к милому ходила", "под окном твоим я готов стоять".

На первой стадии любви фенилэтиламин и адреналин вырабатываются в огромном количестве и пoддерживают влюбленных в состоянии эйфории. Причем организм быстро привыкает и требует все большие количества. А большие дозы для него разрушительны.

При неблагополучном развитии событий (у объекта влюбленности интерес отсутствует) предметом агрессии может стать сам избранник (не оценил, не понял).

Встречаются люди, которым «хронически не везет» в любви - их любовь остается безответной. Но действительно ли дело в «невезении», несправедливость судьбы? Они зaчастую сознaтельно или бессознaтельно избегают oбъекты, отношения с которыми могут быть нaлажены. Да им не ответили взaимностью. Зато им не нaдо договариваться о взaимопoнимании, не нaдо предъявлять себя. Зато - адренaлин! Зато - переживания! Что они oбычно вспoминaют? Да свои чувства, конечно. Ведь и таким oбразом можно пoлучать чувство сoбственной важности.

Фенилэтиламин и адреналин - амфетамины. Амфетамины - вещества, относящиеся к катехоламинам - классу органических веществ, обладающих мощным физиоло­гическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами (биогенный - происходящий от живого организ­ма, связанный с ним; оказывающий стимули­рующее влияние на организм).

Студентам предлагается рассмотреть изображенные на информационных листах химические формулы катехоламинов - адреналина, норадреналина, дофамина и фенилэтиламина. Студентам

.

предлагается выявить сходство в составе и строении катехоламинов. (Наличие бензольного кольца, алкила, аминогруппы.) Отмечается и то, что в отличие от остальных катехоламинов в молекуле фенилэтилмина отсутствуют гидроксильные группы связь которых с бензольным кольцом обеспечивают им свойства фенолов. Делаем вывод о том, что сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется, очевидно, наличием аминогрупп. Студенты называют химические свойства которыми должны обладать данные вещества в связи с их принадлежностью к классу аминов. (Горение, протекающее с образованием азота, углекислого газа и воды, взаимодействие с водой, сопровождающее высвобождением гидроксильной группы - ОН и созданием щелочной среды; взаимодействие с кислотами и аминокислотами с образованием более сложных веществ.)

Работа в группах:

Сначала в группах, а затем коллективно (с необходимыми комментариями преподавателя) рассматриваются предположения относительно возможных вариантов химических превращений данных веществ в организме:

1) выделение в кровь азота в результате их окисления («сгорания»);

2) создание щелочной среды в тканях орга­нов и в крови;

  1. дезаминирование с выделением в кровь аммиака (иона аммония NH );

  2. участие в синтезе ряда новых веществ, оказывающих физиологическое воздей­ствие на различные органы и организм в целом.


Преподаватель зачитывает цитату: «Симптомы любви и стресса подозритель­но похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обе­их ситуациях одни и те же». Этот вопрос целесообразно рассмотреть с двух сторон, учитывая, что процессы в организме про­исходят под действием биологических ка­тализаторов - ферментов:

  1. воздействие продуктов анаболизма (ре­акции синтеза) катехоламинов;

  2. воздействие продуктов их катаболизма (реакции распада).



  1. Биохимия второй стадии любви и действия окситоцина

В присутствии партнера организм вырабатывает эндорфины, беспечивающие ощущения покоя, нежности, ровного и заметного удовольствия от присутствия другого.

Прелесть эндорфинов в том, что организм к ним не привыкает, они как сахар, кода чересчур сладко, то уже невкусно, но и только. Поэтому в кровь пoступают ровно. Важный момент: даннaя фазa практически не ограниченa временем. Тем, кому удается в ней остаться, жутко пoвезло. Хотя это само пo себе ещё не гарантирует химически верность до грoба. Ощущения фенилэтиламина перебьют с лёгкостью эндорфин.

Преподаватель предлагает студентам обратить­ся к информационному листу, на котором представлены формулы β-эндорфина и окситоцина.

β -эндорфин:

H N -Тир-Гли - Гли - Фен - Мет - Tpе - Сер-Глу-Лиз-Сер-Глт-Тре-Про -Лей - Вал-Тре - Лей - Фен - Лиз - Асн -Ала -Иле - Вал-Лиз-Асн-Ала-Гис-Лиз-Лиз-Гли - Глн - ОН

Окситоцин:

HN -Цис-Тир-Илей-Глн-Асп-Цис - Про -Лей - Гли - CONH

Студенты приходят к выводу о том, что эти вещества относятся к классу полипептидов, отмечают число аминокислотных звеньев в их молекулах (31 и 9 соответственно, т.е. в частности окситоцин является нонапептидом). Параллельно студенты просматривают по учебнику химичские формулы соответствующих аминокислот, входящих в состав данных веществ, отмечают наличие дисульфидного мостика в молекуле окситоцина между остатками двух молекул цистеина в пептидной цепи.

Ещё раз остановимся на эндорфине и окситоцине:

Эндорфин - (endorphin) - представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют «природным наркотиком» или «гормоном радости». Любовь, творчество, слава; власть - любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.

Биологические функции β-эндорфина: обез­боливание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления, стимуляция со­кращений мышц полового тракта. Считается, что эндорфины контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.

Окситоцин - гормон задней доли гипо­физа. Глав­ные стимулы высвобождения окситоцина - нервные импульсы, которые возникают при раздражении грудных сосков.

Биологические функции окситоцина состоят в усилении сокращения гладких мышц матки и связанном с этим ускорени­ем родов, в стимуляции выброса молока из молочной железы.

Преподаватель: всех наверное интересует, когда же финал?

Финальная фаза наступает обычно через 18-30 месяцев. Гормональный фон приходит в норму, люди видят друг друга, как они есть. Пара, которая создавалась все это время, или уже имеет достаточно общего, чтобы жить вместе и без этой химической поддержки или люди понимают, что больше ничего интересного друг в друге найти не могут.

Через три года однозначно уровень эндорфина в крови снижается до уровня, когда человек уже готов влюбиться снова.

6. Гармония любви. Воспитание чувств.

Преподаватель, подводя итоги знакомства с рассматриваемыми веществами, отмеча­ет, что 2-фенилэтиламин (а вместе с ним и адреналин) оказывает на нервную систему возбуждающее действие, в то время как эн­дорфин - успокаивающее. Внимание учащихся обращается на то, что эти вещества обладают наркотическими свойствами. Од­нако, будучи синтезированы в самом орга­низме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесенных извне.

Если концентрация 2-фенилэтиламина в организме не может повышаться постоянно, это не означает, что любовь угасла, потому что в отсутствие стрессов мозг поставляет достаточное количество эндорфина, кото­рый обеспечивает ощущения душевного ком­форта, радости, счастья от близости любимо­го человека. А если мы все-таки нуждаемся в тех ощущениях, которые щедро «дарил» нам 2-фенилэтиламин? В наших силах стимули­ровать его выброс в организме любимого с помощью тех конкретных элементов, кото­рые доставляют ему удовольствие, вызывают трепетные воспоминания, позволяют видеть в нас того человека, на свидание к которому стремился когда-то. (Преподаватель может привести примеры.)

Гарантом сохранения любви американ­ский психолог-практик Гэри Чепмен счита­ет выбор в пользу воспитания своих чувств, желание и умение выражать их на языке любви своего возлюбленного. Им выявлены пять языков любви: слова поощрения, время, подарки, помощь, прикосновения.

Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного вза­имной симпатией. Общность интересов, со­ответствие уровней интеллектуального раз­вития, стремление к взаимопониманию и со­вместным радостям - вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страст­ной и спокойной, земной и неземной.

Преподаватель возвращается к обсуждению во­проса: почему расстаются герои Бунина?

Возможно, он называл любовью лишь ту стадию проявления чувств, при которой превалирующая роль принадлежит фенилэтиламину? Возможно, он сам не достигал стадии, когда выделение эндорфина оказы­вало столь глубокое воздействие, что исчеза­ла потребность в выбросе фенилэтиламина?

Можно предположить, что он не встречал в жизни гармоничных любовных союзов.

На эти вопросы можно найти ответ, прочитав биографию Бунина и достаточ­но автобиографичный, как считают иссле­дователи его творчества, роман «Жизнь Арсеньева». Видимо, в его произведениях звучат отголоски собственной драматич­ной любви к Вареньке Пащенко (Варвара Владимировна), разрушенной взаимным недоверием и упреками, ссорами, потерей взаимопонимания...

Преподаватель читает фрагмент из литературо­ведческого рассказа Леонида Николаевича Афонина «Юношеский роман Бунина»:

«Можно спорить об автобиографичности «Жизни Арсеньева», находить в ней несовпаде­ния с фактами бунинской биографии, но неоспо­римо, что это о Варе Пащенко вспомнил Бунин, когда, завершая роман, просто и мудро написал, что время бессильно убить подлинное чувство: «Недавно я видел ее во сне - единственный раз за всю свою долгую жизнь без нее. Ей было столько же лет, как тогда, в пору нашей общей жизни и общей молодости, но в лице ее уже была прелесть увядшей красоты. Она была худа, на ней было что-то похожее на траур. Я видел ее смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому, никогда».

С этими строками перекликается замеча­тельное стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Не будем пить из одного ста­кана...» (его читает преподаватель)

Не будем пить из одного стакана

Ни воду мы, ни сладкое вино,

Не поцелуемся мы утром рано,

А ввечеру не поглядим в окно.

Ты дышишь солнцем, я дышу луною,

Но живы мы любовию одною.

Со мной всегда мой верный, нежный друг.

С тобой твоя веселая подруга.

Но мне понятен серых глаз испуг,

И ты виновник моего недуга.

Коротких мы не учащаем встреч.

Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поет в моих стихах,

В твоих стихах мое дыханье веет.

О, есть костер, которого не смеет

Коснуться ни забвение, ни страх.

И если б знал ты, как сейчас мне любы

Твои сухие, розовые губы!

Представитель от каждой группы студентов читает стихотворение о любви, подготовленное к уроку. Студенты анализируют по группам каждое стихотворение, определяя, о какой стадии любви в нем идет речь.

III. Подведение итогов. Просмотр м/ф «Моя любовь» А. Петрова.



Приложения

Приложение 1 Сообщение учащегося

Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»

Работавший над циклом "Темные аллеи" в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл "самым совершенным по мастерству". На мой взгляд, действительно, рассказы, вошедшие в сборник, - образец величайшего таланта писателя и, кроме того, взгляд на жизнь по-настоящему мудрого человека, человека, приблизившегося к разгадке величайших тайн мира. Основной темой цикла становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.
Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название "Темные аллеи", появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой рассказа встречает на постоялом дворе женщину, которую соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом.
Человек в произведениях А. И. Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.
По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе "Кавказ" героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: "На другой день... он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал... выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов". Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни.
Стремясь получить свою долю счастья, герои Ивана Алексеевича Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты - не важно. Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить. В рассказе "Муза" героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа - тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека. Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим. Считанные минуты счастья - всегда высочайший взлет в жизни человека, в которые он на время избавляется от горестей.
Любовь для Бунина - величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения. Но - увы! - как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа "В Париже".
Во многих рассказах цикла писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости. Он никогда не был сторонником платонического чувства, понимая, что в основе любви лежит инстинкт. В некоторых же рассказах ("Антигона", "Кума", "Визитные карточки") речь идет именно о преобладании в страсти плотского начала. Бунин не осуждает в них своих героев, ибо в их влечении все равно есть что-то, противостоящее будням жизни, есть стремление захватить свой кусочек счастья хотя бы на одну ночь.
И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные. В рассказах "Пароход "Саратов", "Ворон" Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества. В рассказе "Натали" писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью. Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек "имеет право" полюбить ("Руся", "Кавказ"). В рассказе "Галя Ганская" речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют. А героиня рассказа"Дубки" сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь.
У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дел в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. А потому многие рассказы И. А. Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.
Рассказы цикла "Темные аллеи" - образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

Приложение 2 «Любовь и химия»

Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь - неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюбленность - это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения». Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства представляет собой «акт воли, она требует дис­циплины и признает необходимость личност­ного роста».

Учеными доказано, что любовь между муж­чиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических про­цессов, протекающих в их организмах. Оказа­лось, что влюбленность и зрелая любовь свя­заны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам - харак­терные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержа­щийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя вни­мание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно че­ловеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин - представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А.Гухман пишет: «Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно? Объясняется это тем, что по­вышение концентрации фенилэтиламина в кро­ви не беспредельно. В результате экспериментов ученые пришли к выводу о том, что предельные концентрации его достигаются в период от 2 до 4 лет. Кроме того, в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмер­ного возбуждения, способствующие выработке эндорфинов - веществ, успокаивающе действую­щих на нервную систему, чем обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние чело­века. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благода­ря эндорфину - естественному болеутоляющему веществу - происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющим­ся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образо­вания фенилэтиламина, так и в период, сопро­вождающийся активным выделением эндорфи­на, организм вырабатывает окситоцин - веще­ство, повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход от состоя­ния влюбленности к возникновению глубоко­го чувства любви обеспечивается выработкой в организмах любящих конкретных веществ? Может быть, оно поможет обрести терпение и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого «отрезвления», который часто при­водит к разрыву любовного союза?

Точки зрения на эти вопросы раз­личны... Но, безусловно, права Г.А. Гухман, считающая, что любовь всегда останется чем-то большим, чем простая сумма хими­ческих веществ: «Это связь души и тела, действительности и воображения, поэзии и мечты!»


Приложение 3

Признаки воздействия фенилэтиламина

  1. Зрачки чуть расширены, глаза блестят дыхание преимущественно ртом и чуть более глубокое, чем обычно.

  2. Пульс частит, заснуть в этом состоянии сложно. И это длится не два-три дня, это может продолжаться неделями, а то и месяцами.

  3. Температура тела и артериальное давление тоже нестабильны.

  4. Изменяется (становится более активным) выделение кожных секретов. И они имеют специальный, не очень различимый, но привлекательный запах.

  5. Аппетит снижается. Запасы расходуются очень быстро - жировые прослойки уменьшаются в размерах, фигура «стремительно приближается к идеальной».

  6. Наступает временное улучшение здоровья, иммунитет повышается, хронические хвори на время отступают, может улучшиться венозный отток. В общем, понятно, зачем: чтобы сил хватило на ухаживание и его успешное завершение и чтобы ничто не отвлекало лишний раз, пока процесс не завершен.

  7. Появляется ощущение легкости в теле и особой четкости и ясности сознания, возникает иллюзия, что любая насущная задача может быть легко решена. Это верно только для физической формы, а в интеллектуальном плане совсем наоборот - способность к сосредоточению стремится к нулю.

  8. Периодически (несколько раз в день) всплывает ощущение беспричинного счастья. Причина у него есть, и вполне весомая - новая порция гормона поступила в кровь, еще бы не счастье.


Стихи русских поэтов о любви

Бунин Иван Алексеевич

Чужая

Чужая, но любишь,
Любишь только меня.
Ты меня не забудешь
До последнего дня.
Ты покорно и скромно
Шла за ним от венца.
Но лицо ты склонила -
Он не видел лица.
Ты с ним женщиной стала,
Но не девушка ль ты?
Сколько в каждом движенье
Простоты, красоты!
Будут снова измены...
Но один только раз
Так застенчиво светит
Нежность любящих глаз.
Ты и скрыть не умеешь,
Что ему ты чужда...
Ты меня не забудешь
Никогда, никогда!

Снова сон, пленительный и сладкий

Снова сон, пленительный и сладкий,
Снится мне и радостно пьянит, -
Милый взор зовет меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.

Знаю я - опять меня обманет
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне - обмани меня!

Мы рядом шли, но на меня...

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.

Мы встретились случайно, на углу...

Мы встретились случайно, на углу.
Я быстро шел - и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп,- прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом... Была весна...
Она меня простила - и забыла.

Беру твою руку и долго смотрю на нее...

Беру твою руку и долго смотрю на нее,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке - все твое бытие,
Я всю тебя чувствую - душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!


Счастлив я, когда ты голубые...

Счастлив я, когда ты голубые
Очи поднимаешь на меня:
Светят в них надежды молодые -
Небеса безоблачного дня.

Горько мне, когда ты, опуская
Темные ресницы, замолчишь:
Любишь ты, сама того не зная,
И любовь застенчиво таишь.

Но всегда, везде и неизменно
Близ тебя светла душа моя...
Милый друг! О, будь благословенна
Красота и молодость твоя!


Осыпаются астры в садах...

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
В тишине деревенских ночей
И в молчанье осенней полночи
Вспомни песни, что пел соловей,
Вспомни летние ночи
И подумай, что годы идут,
Что с весной, как минует ненастье,
Нам они не вернут
Обманувшего счастья...

Юлия Друнина

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты - рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить..
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!


Опять лежишь в ночи, глаза открыв,
И старый спор сама с собой ведешь.
Ты говоришь:
- Не так уж он красив! -
А сердце отвечает:
- Ну и что ж!
Все не идет к тебе проклятый сон,
Все думаешь, где истина, где ложь...
Ты говоришь:
- Не так уж он умен! -
А сердце отвечает:
- Ну и что ж!
Тогда в тебе рождается испуг,
Все падает, все рушится вокруг.
И говоришь ты сердцу:
- Пропадешь!-
А сердце отвечает:
- Ну и что ж!

Эдуард Асадов

Если ты любишь, то всем существом -
Что б ни случилось, ты думать будешь
Не о себе, а всегда о нём -
Да, именно: прежде всего о нём,
О том, кого ты беспредельно любишь.

А он в этих случаях всей душою
И в буднях, и в радостях, и в борьбе,
Согласный всегда и во всём с тобою,
Тоже думает о себе...

Анна Ахматова

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.

Со мной всегда мой верный, нежный друг,
С тобой твоя веселая подруга.
Но мне понятен серых глаз испуг,
И ты виновник моего недуга.
Коротких мы не учащаем встреч.
Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поет в моих стихах,
В твоих стихах мое дыханье веет.
О, есть костер, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх.
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие, розовые губы!

Марина Цветаева

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

Марина Цветаева

Ушел - не ем:
Пуст - хлеба вкус.
Всё - мел.
За чем ни потянусь.

...Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.






© 2010-2022