- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ. Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ. Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Амосова Р.М. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Автор: Амосова Р.М.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
Цель: выявить и раскрыть нравоучительный смысл поговорок и пословиц в русском языке, установить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Задачи:
-
Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; научить проводить анализ их; обогащать знания о культуре родного языка;
-
Развивающие: развивать навыки речи учащихся;
-
Воспитательные: воспитывать любовь к родной литературе, к семье; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, сборник пословиц и поговорок.
Ход урока:
-
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
(Рассказ о происхождении пословиц, о влиянии их на жизнь, быт и духовные чувства людей)
2. Сравнение пословицы и поговорки.
-Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.
(ученики читают словарную статью)
Слайд 1.
ПОСЛОВИЦА - краткое образное выражение с назидательным смыслом.
Пословица имеет одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный: В гостях хорошо, а дома лучше.
Только образный план: Горбатого могила исправит.
Пословица может выполнять самые разные функции:
- подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает),
- давать оценку (это хорошо, а то плохо),
- рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.
Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела).
Слайд 2.
Образность пословицы часто связана с реалиями быта, повседневной жизни: Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают.
Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения: Любишь кататься - люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай.
Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.
Слайд 3.
ПОГОВОРКА - образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок.
Например, «надоел как горькая редька» - выражение досады.
Чем отличается пословица от поговорки?
(Ученики делятся мнениями)
- Это определения пословицы и поговорки из словарной статьи. А теперь прочитайте более понятное для вас и короткое определение и запишите в тетради.
Слайд 4.
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).
- Иными словами и пословицы, и поговорки - это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка - это часть суждения без вывода.
-
Актуализация полученных знаний.
- Посмотрите на слайд. Попробуйте определить, в каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?
Слайд 5.
-
Легок на помине;
-
Хоть шаром покати;
-
Свинью подложить;
-
Когда рак на горе свистнет;
-
Работать, спустя рукава;
-
Рвет и мечет.
-
Сколько волка ни корми - всё равно в лес смотрит;
-
Изба красна углами, а осень - пирогами;
-
На языке - медок, а на уме - ледок;
-
Ученье - свет, а неученье - тьма.
-По каким признакам вы поняли это?
-Приведите свои примеры пословиц и поговорок?
-Какой из этих двух жанров, на ваш взгляд, наиболее точно раскрывает смысл задуманного?
-
Игра «Собери пословицу»
На парте каждого учащегося пословицы, напечатанные на бумаге и разделенные по словам.
- Соберите пословицу из слов и запишите её в тетрадь.
Далее каждый ученик вслух (по цепочке) читает свою пословицу и объясняет её смысл.
СПЕРВА АЗ ДА БУКИ, А ТАМ - И НАУКИ
НЕРАЗУМНОГО УЧИТЬ - В БЕЗДОННУЮ КАДКУ ВОДУ ЛИТЬ
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ
ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, А ЛЮДЕЙ СМОТРИ В ДЕЛАХ
ГОРЬКА РАБОТА, ДА СЛАДОК ХЛЕБ
В ЛЕС ИДУТ И НА ТРОИХ ОДИН ТОПОР БЕРУТ
ДВОЕ ПАШУТ, А СЕМЕРО РУКАМИ МАШУТ
НА ГОЛОВЕ ГУСТО, А В ГОЛОВЕ ПУСТО
ЛОБ, ЧТО ЛОПАТА, А УМА НЕБОГАТО
КОНЬ ПОЗНАЕТСЯ ПРИ ГОРЕ, А ДРУГ ПРИ БЕДЕ
ВЕШНИЙ ЛЕД ОБМАНЧИВ, А НОВЫЙ ДРУГ НЕНАДЕЖЕН
С КЕМ ХЛЕБ-СОЛЬ ВОДИШЬ, НА ТОГО И ПОХОДИШЬ
СКАЗАЛ БЫ СЛОВЕЧКО, ДА ВОЛК НЕДАЛЕЧЕ.
ВОЛКОВ БОЯТСЯ - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ
С РОДНОЙ ЗЕМЛИ - УМРИ, НЕ СХОДИ
СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА.
ВСЯКАЯ СОСНА СВОЕМУ БОРУ ШУМИТ
ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЕ ГНЕЗДО НЕ МИЛО
ПРОДАЙ КАФТАН, ДА КУПИ БУКВИЦУ
КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД СЛАДОК
Слайд 6. Подбери пословицу к иллюстрации
5. Итоги игры. Выставление отметок.
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Назовите пословицу, которая соответствует вашему настроению
7. Фронтальный опрос
Слайд 7.
Пословица - это…
Поговорка - это…
8. Итог урока:
- Пословицы и поговорки являются одним из наиболее ярких и интересных жанров малого фольклора. Они обогащают и украшают нашу речь.
Слайд 8.
Выводы учащихся.
7.Домашнее задание: нарисовать пословицу или поговорку.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ
6