Урок по литературе Образ русской женщины в творчестве А. Н. Некрасова

Цель данного урока:познакомить учащихся с стихотворениями А.Н. Некрасова, которые посвящены русским женщинам;воспитывать интерес к изучению русской литературы; умение видеть и понимать прекрасное;воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.На данном уроке использовала презентацию "Образ русской женщины в творчестве А.Н.Некрасова", портреты любимых женщин поэта,романсы на стихи Некрасова, воспоминания современников поэта, цитаты из писем А.Я.ПанаевойНа протяже...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образ русской женщины в творчестве А.Н.Некрасова

Цель: познакомить учащихся с произведениями А.Н.Некрасова;

продолжить обучение анализу поэтического текста, умению выделять главное,

сопоставлять, обобщать и делать выводы;

развивать монологическую речь учащихся, образное мышление, словарный запас;

воспитывать высокие нравственные качества учащихся;

воспитывать интерес к изучению русской классической литературы, творчеству

Н.А.Некрасова.

Оборудование к уроку: на уроке используются поэтические тексты Н.А.Некрасова, воспоминания современников поэта, цитаты из писем А.Я.Панаевой, презентация.

На уроке применяются приёмы технологии развития критического мышления, личностно ориентированного обучения. Используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.

Высказывания:

«О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!» (Н.А.Некрасов)

«Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства…» (Н.Г.Чернышов)

«Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…» (Н.А.Некрасов)

«От любви к женщине родилось всё самое прекрасное на земле».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. За окном хорошая погода, поэтому на душе тепло и спокойно. А хорошее настроение всегда располагает на приятную беседу.

II.Актулизация темы. Мотивация.

(Цель: развитие потребности учащихся в изучении темы)

- Прочитайте эпиграфы (на доске) и скажите, какой теме они посвящены, какое слово ключевое, опорное в них?

(предполагаемые ответы: женщина, любовь, роль женщины в жизни поэта)

- С именем какого поэта у вас ассоциируются эти слова?

(учитель объявляет тему урока)

Николай Алексеевич Некрасов…

Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан", "Я лиру посвятил народу своему", "Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать". Мы привыкли к тому, что Некрасов - поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.

Елена Андреевна, женщина образованная, со сложившимися духовными запросами, певица с удивительным голосом.

"Как вспоминали о ней старики: небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня".

Она была несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром.

Её страдальческий образ запечатлён в стихотворениях "Рыцарь на час", "Несчастные", "Баюшки -баю", "Затворница", в неоконченной поэме "Мать".

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты -

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Однажды, в 1841 году, возвращаясь из Петербурга в родительский дом, Некрасов торопился на свадьбу сестры Елизаветы, а попал на похороны внезапно умершей матери, не успев повидаться с ней. На фоне "Лунной сонаты" Бетховена.

У той плиты, где ты лежишь, родная,

Припомнил я, волнуясь и мечтая,

Что мог ещё увидеться с тобой.

И опоздал!

Ночь. Лунный свет заливает землю, церковь, могилы, поэт полон печальных дум.

Повидайся со мною, родная!

Появись лёгкой тенью на миг!

всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, - грудью своей

Защищая любимых детей.

Да, я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой - царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения

Ты, чистейшей любви божество!

Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли: (предлагается учащимся подтвердить словами из текста)

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом - нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…». Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь.

Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли, имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Глубина содержания и сила художественного обаяния обусловила распространение стихотворения в качестве народной песни.

(Звучит романс "Что ты жадно глядишь на дорогу" в исполнении Л.Зыкиной).

Сердечность, искренность и глубина чувств русской девушки-крестьянки показаны и в поэме "Коробейники". Ожидание возлюбленного, тоска по нему, чистая любовь невесты Катеринушки, которая предпочла всем щедрым подаркам "бирюзовый перстенёк", показаны в этом произведении. Прослушаем отрывок из поэмы, который стал одной из самых популярных народных песен.

("Коробейники" в исполнении Надежды Кадышевой).

В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки.

Об этом мы узнаём, читая поэму "Русские женщины".

Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь.

Поэт написал две части, каждая из которых может быть названа поэмой: "Княгиня Трубецкая" (1871 год) и "Княгиня Волконская" (1872 год). Готовность обречь себя на все тяготы жизни жены каторжника, самоотречение, стойкость - это всё черты, присущие Екатерине Ивановне Трубецкой.

(Показ портретов Трубецкого и Трубецкой на компьютере).

(Инсценировка отрывка из поэмы "Княгиня Трубецкая").

Беседа:

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?

- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой - не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине?

- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1-ой части поэмы?

Не менее ярко показан ещё один образ женщины-декабристки, жены Сергея Григорьевича Волконского, Марии Николаевны.

(Показ портретов на компьютере).

В 1827 году она последовала в Сибирь за мужем, оставив в Петербурге маленького сына Николая. Ребёнок вскоре умер.

Некрасов преклоняется перед ней, пожертвовавшей всем ради мужа, ради любви.

Обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем свете прежних дней.

Теперь я хочу раскрыть ещё одну страничку жизни и творчества Некрасова.Поэт, восхищённый женщинами всех сословий, всю жизнь преклонявшийся перед ними, конечно же, не мог не любить и не быть любимым. Поговорим о любви в жизни поэта, попытаемся понять, какую роль в его жизни сыграло это высокое, светлое чувство.

Учащимся предлагаются вопросы и задания.

- Как писали о любви А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов?

Предлагаю вам составить словесный ассоциативный ряд, вспомнив любовную лирику этих поэтов. Запишите свои мысли, ассоциации.

(Ребята после самостоятельной работы читают свои записи).

- А теперь предположите, как писал о любви Н.А. Некрасов, чье творчество вы сейчас изучаете на уроках литературы?

(Ребята зачитывают свои предположения).

- Чтобы понять, насколько вы близки к истине, мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихов).

В начале сороковых годов Н.А. Некрасов познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой (Брянской).

(Показ портрета на компьютере).

С самого раннего детства и до последних дней судьба обращалась с ней жестоко. Много страдала она от тяжёлого деспотического характера родителей, особенно матери, картёжницы и самодурки.

"Меня никто не ласкал, а потому я была очень чувствительна к ласкам," - вспоминала она. В восемнадцать лет она вышла замуж. Её муж, Иван Иванович Панаев, увлекающийся светскими удовольствиями, вскоре после после женитьбы охладел к жене. Она многое прощала ему, надеясь, что он образумится. Но этого не случилось.

Некрасова же не покидала надежда покорить сердце этой женщины.

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне.

(Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь свою считаю, -

Я праздную его в душе моей!

Писал Некрасов в стихотворении "Да, наша жизнь текла мятежно".)

Некрасов стал всё чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года он заглядывал к ним чуть не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Отношения Некрасова и Панаевой не были узаконены церковным браком, так как в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова в самом высоком и лучшем смысле этого слова. Однако толки и сплетни вокруг "незаконного" брака не прекращались очень долго.

Панаева постоянно помогала Некрасову в работе. Вместе написали романы "Три страны света", "Мёртвое озеро" и другие.

У Авдотьи Яковлевны родился от поэта сын, который юридически считался сыном Панаева. Вскоре мальчик умер. Это уже был третий ребёнок, которого она потеряла. Поэт писал Тургеневу: "Бедный мальчик умер. До сей поры не могу справиться с собой." Некрасов глубоко переживал за Авдотью Яковлевну. Она заболела и уехала лечиться за границу, на морские ванны. Настроение у неё было подавленное, нервы расшатаны:

Лицо без мысли, полное смятенья,

Сухие, напряжённые глаза -

И кажется, зарёю обновленья

В них никогда не заблестит слеза.

В этот период обстоятельства личной и общественной жизни Некрасова были достаточно сложными, обострилась болезнь, что сильно отразилось на его и без того нелёгком характере. Нервы сдали, он стал раздражаться по пустякам. Чтобы как-то рассеяться, поэт уехал в Москву и жил на даче у Боткина. Авдотья Яковлевна поехала вслед за ним, но вскоре вернулась после одной из очередных ссор.

В записной книжке Некрасова сохранилась запись:

"Без клятв и общественного принуждения я всё сделала во имя любви, что только в силах сделать любящая женщина." Но вскоре она вернулась.

Тяжёлый год - сломил меня недуг,

Беда застигла, - счастье изменило, -

И не щадит меня ни враг, не друг,

И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! Стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щёки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упрёки…

Здоровье Некрасова ухудшается. Он пишет Тургеневу: "Скажи, понравятся ли тебе эти стихи?"

Давно - отвергнутый тобою,

Я шёл по этим берегам

И, полон думой роковою,

Мгновенно кинулся к волнам;

Они приветливо яснели…

На край обрыва я ступил -

Вдруг волны грозно потемнели,

И тайный страх меня смутил!...

Поздней, - любви и счастья полны,

Ходили часто мы сюда,

И ты благословляла волны,

Меня отвергшие тогда…

Теперь один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов,

И та же мысль приходит снова,

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят сурово,

А манят в глубину свою.

Тургенев ответил: "Стихи твои просто пушкински хороши - я их тотчас на память выучил."

Брат Некрасова Фёдор Алексеевич поссорился с братом Авдотьи Яковлевны из-за денег. Во время ссоры Фёдор Алексеевич так оскорбил Авдотью Яковлевну, что она решила разойтись с Некрасовым. Вспоминая о ссорах с Панаевой и об её упрёках, поэт впоследствии напишет:

Мы с тобой бестолковые люди…

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмём и с неё долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

Но всё же разлад дал трещину в отношениях: они то жили, то расходились. Об этом свидетельствует стихотворение

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз.

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило,

И бодро мы свершали путь, -

Благослови и не забудь!

Окончательный разрыв произошёл в 1863 году. Авдотья Яковлевна вышла замуж за литератора Головачёва, родила дочь и вся отдалась её воспитанию. Но счастье длилось недолго: вскоре её муж умер.

Облик этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благородной памяти поэта. Почти через десять лет после того, как они расстались.

всё, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили, -

И этот пламень не угас!

У берегов чужого моря,

Вблизи, вдали он ей блеснёт

В минуты сиротства и горя,

И - верю я, она придёт!

Придёт… И как всегда, стыдлива,

Нетерпелива и горда,

Потупит очи молчаливо.

Тогда… Что я скажу тогда?

Безумец! Для чего тревожишь

Ты сердце бедное своё?

Простить не можешь ты её -

И не любить её не можешь.

И ещё одна женщина в жизни поэта - Зина, дочь умершего рядового (обер - офицера) Викторова, а настоящее её имя Фёкла Онисимовна.

Некрасов называл её более благозвучным именем - Зина.

Это была молодая жизнерадостная женщина, от которой веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к поэту.

Появилась она в доме Некрасова в конце 60-х годов. Ей было 19 лет.

Зина обладала в глазах поэта моральным авторитетом, а это возможно лишь при нравственной чуткости и отзывчивости с её стороны.

Часто Некрасов, передававший какой-нибудь эпизод из деревенской жизни, говорил ей ласково: "Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать". И она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут."

Поэт смотрел на свои отношения с ней серьёзно, она не была для него случайным увлечением.

Недаром он посвятил ей свою поэму "Дедушка" и три стихотворения.

Некрасов стремился дать ей образование, приглашал учителей, много занимался с ней сам.

Эта женщина любила верховую езду, охоту, рыбную ловлю.

Именно ей пришлось утешать, поддерживать больного поэта в последние годы. Его мучили боли. Когда они прекращались, он призывал Зинаиду Николаевну, усаживал возле себя и вёл с нею задушевную беседу. Суровое лицо его преображалось, глаза светились кроткой грустью.

Пододвинь перо, бумагу, книгу!

Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,

И подвижник мёртвый пал.

Помоги же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот ещё красивая картина -

Запиши, пока я не забыл!

Да не плачь украдкой! - Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:

В торжестве одержанных побед

Над своим мучительным недугом

Позабыл о смерти твой поэт!

Ухаживали за больным Некрасовым Зинаида и Анна Алексеевна Буткевич, любимая сестра поэта. Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась труднее, садилась на пол и уставлялась на зажжённую свечу:

Двести уж дней, двести ночей

Муки мои продолжаются;

Ночью и днём в сердце твоём

Стоны мои отзываются,

Двести уж дней,

Двести ночей!

Тёмные зимние ночи…

Зина! Закрой утомлённые очи!

Зина! Усни!

Больной, почти умирающий Некрасов - неожиданно для всех близких - решил обвенчаться с Зинаидой Николаевной.

Может быть, поэт хотел "хотя бы внешним образом отблагодарить свою сгоравшую на огне бескорыстной любви подругу" (но, может быть, и другое: юридически оформить её права на наследование).

Ещё за год до венчания, в мае 1876 года, понимая, что жить остаётся недолго, Некрасов написал стихотворение и посвятил его Зине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру, моя померкнет слава,

Не дивись и не тужи о ней!

Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моём, -

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

(Звучит музыка "Вальс о вальсе".)

III.Подведение итога.

Ребята, какими бы слова из эпиграфа вы бы подвели итог нашего выступления?

Каково отношение поэта к женщинам?

Как писал Некрасов о любви?

Рефлексия.

Ребята, оцените свое настроение.( можно предложить «Дерево чувств», т.е. повесить на дерево листочки разных цветов:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый - спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Закончить урок хочу словами Н.Г. Чернышевского о Некрасове: "Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства."


© 2010-2022