Конспект урока русского языка в 6 кл. Сложные имена прилагательные

Экспертное заключение на конспект урока русского языка в 6 кл. "Сложные имена прилагательные" Шайховой Лилии Абдулловны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Шеморданского лицея» Сабинского района Республики Татарстан № п/п Наименование критерия Количество баллов 1. Соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам. 10 баллов 2. Актуальность и новизна предложенных подходов в части введения и реализации ФГОС ОО. В том числе: эффективность соч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: Класс: 6

Тема: Сложные имена прилагательные

Цели:

Познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных, повторить способы образования имён прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом; привить любовь к языку.

Планируемые результаты: знание условий дефисного и слитного написания сложных прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Многие русские слова сами по себе излучают

поэзию, подобно тому, как драгоценные

камни излучают таинственный блеск.

К.Паустовский

Ход урока

I.Организационный момент.

- Добрый день ребята!. Мы с вами сегодня проведём интересный, плодотворный урок.

II. Самоопределение к деятельности.

Работа с эпиграфом урока.

- Ребята, скажите, какое качество русских слов выделяет К.Г.Паустовский? (Поэтичность)

- С чем сравнивает писатель русские слова? (С драгоценными камнями)

- Как понимаете слово драгоценные? (Дорогостоящие)

- К какой части речи оно относится? (Имя прилагательное)

- Произведём морфемный разбор слова. Из каких частей состоит?

- Как называются слова, состоящие из двух и более корней? (Сложные)

-Значит, какова тема нашего урока? (Сложные имена прилагательные)

- Цели нашего урока.

III. Работа по теме урока.

а) Работа с текстом.

Задания к тексту.

1.Выразительно прочитать текст.

2.Выписать из текста сложные имена прилагательные в два столбика: в первый - с дефисным написанием, во второй - со слитным написанием.

Осень поработала на славу. Под каждым деревом ворох оранжево-жёлтых, багряно-жёлтых листьев. Нога утопает в этом многоцветном живом ковре. В палой листве есть запахи и лета, и осени, и зимы.

Вот берёза у нашей избы. Под коричнево-чёрным сучком дупло. Из дупла выметнулся огненно-рыжий мячик. Белка!

А это чей посвист? Снегиря. Вот он, красногрудый, нарядный, качается на ветке бузины. К нему подлетело ещё штук шесть. Никогда ещё не видел я такой празднично-нарядной бузины, как сейчас!

Не узнать и ручья. Высокорослая трава по его бокам сникла и пожухла, и весь он холодно и важно засверкал.

Вышел на опушку берёзового леска и зажмурился от удивления: ярко полыхает тёмно-зелёная озимь. Пасмурно-низкое небо, серо-фиолетовая ольха и зелёная озимь.

Такая она осень - разноликая! (По В. Бочарникову.)

Бузина - растения

Пожухла, пожухнуть - засохнуть, потускнеть

Разноликая - пёстрый

б) Попробуем объяснить правописание имён прилагательных.

в) Вывод:

I. Правописание сложных имён прилагательных зависит от способов образования имён прилагательных.

II. Сложные имена прилагательные пишутся:

Слитно пишутся сложные имена прилагательные, которые

1) образованы от пишущихся слитно имён существительных: громоотвод - громоотводное (устройство), железобетон - железобетонный (мост),

2) образованы от словосочетания: вагоноремонтный (завод) - ремонт вагонов.

Широкоупотребительны образования прилагательных с первой частью само- (самодовольный, самопишущий, самоочевидный) и обще- (общеизвестный, общепринятый, общеевропейский, общеобязательный).

Через дефис пишутся сложные прилагательные, если они

1) обозначают оттенки цветов: ярко-синий, бело - розовый;

2) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-запад - юго-западный, экс-чемпион - экс - чемпионский;

3) образованы от двух равноправных слов (между ними можно употребить союз и): русскоязычный (сайт) (сайт на русском языке), русско - английский (словарь) (соответствия русских и английских слов):

4) образованы повтором слова или от двух однокоренных слов и имеют значение высшей степени проявления признака (можно заменить сочетанием со словом очень): умный-преумный, глупый-преглупый.

IV. Сигнечес

V. Закрепление.

1) упр.533 (индивидуально: по словарю эпитетов найти к слову речь определения, выраженные сложными прилагательными) стр.69

2) Проверьте правильность написания прилагательных.

вагоноремонтное депо (ремонтируют вагоны);

мясомолочная ферма (мясная и молочная);

бледно-розовый цветок (оттенок цвета);

северо-западное направление (северо-запад);

весёлый-весёлый мультфильм (повтор слова).

судостроительная техника,

светло-голубое небо,

полезащитные насаждения,

скороспелый картофель,

немецко-французский словарь,

низкорослые деревья,

инженерно-физический институт,

юго-западный ветер,

садово-огородный участок,

кислое-прекислое яблоко,

молочно-витаминная смесь.

горнолыжный спорт,

морозостойкое покрытие,

параолимпийские игры,

конькобежный вид спорта.

2) Игра «Кроссворд». (на сервере learningorg.apps)

3) РЕЛЛИ КОУЧ (работа в парах) Ученик А образует сложное прилагательное, записывает его и объясняет правописание. Ученик В Слушает, одобряет, помогает, Благодарит. Меняются и продолжают.

(Каменныйи уголь) промышленность,

(кислый и сладкий) морс,

(российское и болгарское) сотрудничество,

(макаронные и кондитерские) изделия,

(двадцать четыре этажа) дом,

(бело) розовые облака,

(аграрный и промышленный) район,

северо (западный) ветер, (ранняя весна) сев,

(русский и английский) словарь,

(чёрная, чёрная) краска.

V. Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-В каких случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно?

- В каких случаях сложные имена прилагательные пишутся через дефис?

VI. Оценивание

VII.Итоги. Сегодня мы подтвердили мыль К.Паустовского о том, что русские слова похожи на драгоценные камни. Желаю удачи!






Приложение

Тест

1.Найти прилагательное, образованное одновременным присоединением приставки и суффикса

а) зимним

б )безвестным

в) волнистые

2.Найти прилагательное, образованное путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И

а) белоснежный

б) юго-западный

в) проволочно-гвоздильный

3.Найти сложное прилагательное, которое пишется через дефис

а) поле…защитный

б) любо…знательные

в) бледно…васильковое

4.Найти сложное прилагательное, которое пишется слитно

а) трёх…палубный

б) шахматно…шашечный

в) юго…восточный

5. Найти сложное прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис

а) Дальне…восточный

б) Геолого…разведочный

в) коротко шёрстный



  1. Творческое списывание

Задание: К выделенным словам подберите сложные прилагательные

Настали весенние дни. В (цвет) прошлогодней траве проглядывают свежие (цвет) стебельки. (Направление) ветер проносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на (цвет) берёзах. Кроны (цвет) сосен темнеют на фоне (цвет) неба. Со всех сторон слышится (?) пение птиц.

Слова для справок:

  • Желто…коричневая

  • Ярко…зелёные

  • Юго…восточный

  • Бело…ствольные

  • Вечно…зелёные

  • Ярко…голубое

  • Разно…голосье





© 2010-2022