Внеклассное занятие по литературе на базе школьного музея народного быта Прикосновение к истокам

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ НАРОДНОГО БЫТА ДЛЯ _5-х классов.

Учитель: Цыбанова Наталья Анатольевна

Школа: МБОУ «СОШ№4» г. Десногорска Смоленской обл.

ТЕМА: Фольклорные мотивы в русской литературе.

НАЗВАНИЕ: Прикосновение к истокам.

ТИП УРОКА: интерактивная игра.

ФОРМА УРОКА: турнир славянских племён.

ЭПИГРАФ: Начало искусства слова - в фольклоре. (М.Горький)

Да не насытится око зрением, а ум богатством…(пословица)

Цель: - обобщить знания учащихся о русском фольклоре и фольклорных традициях русской литературы;

- через интерактивную игру помочь уяснить, что фольклор - исток нашей культуры;

- развивать информационную, коммуникативную, исследовательскую компетенции учащихся, обогащать их словарный запас;

- воспитывать интерес к духовному наследию прошлого, любовь к родной культуре.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, раздаточные карточки, музейные экспонаты.





ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Экспозиция.

Не за морем, не за океаном,

Не за островом, не за Буяном-

На реке Десне, в граде пригожем

Живут два славянских племени-

Березовичи да Кленовичи.

Порешили они праздник устроить,

Умом и знаниями потягаться,

Солнце красное и весну зазвать,

Сами пришли и друзей пригласили.

Знакомьтесь:

Березовичи - предводительница ……………

Кленовичи - предводитель ……………………….

Гости же наши станут Советом Старейшин и тоже в турнире участие примут, но вне конкурса. А ……(имена детей-помощников)…………………………………………………. Наречём мы Землёй-Матушкой и Зарёй-Заряницей, будут они за турниром следить, баллы подсчитывать.

2.Постановка цели и задачи:

Нам предстоит с вами, братья славяне, убедить наших потомков 21 века, что русская литература прочно стоит на фундаменте УНТ - фольклора. «Начало искусства слова - в фольклоре»,- скажет в 20 веке писатель Максим Горький. Так ли это? Турнир Березовичей и Кленовичей даст ответ на этот вопрос . Мы прикоснёмся к живым истокам русской культуры, откроем неисчерпаемый родник слов, образов, тем.

Практически нет ни одного русского писателя и поэта, который прошёл бы мимо фольклорных мотивов. Что же это такое, фольклорные мотивы?

3.Разминка:

Послушаем стихотворение.

Откроем книги и увидим,

Как силы света бьются с тьмой,

Перун стрелою тучи гонит,

Зима сменяется весной;

Упомянул поэт Ярилу,

Или о Велесе сказал,

Или герой, упав на землю,

В тоске к ней, Матери, припал,

Иль своровал Нечистый месяц,

В болото Леший ли завёл,

Или к Заре, красе-девице,

Добрый молодец пришёл,

Или народным метким словом

Поэт героя описал,

Или пословицей премудрой

Путь правды людям подсказал,

Одушевил ли кто берёзку,

Живых цветов букет собрал,

Иль уваженье к роду-племени

Ещё разок нам показал -

Всё это взял он у народа,

В той поэтической душе,

Которая для нас, потомков,

Сияет огоньком во тьме. Н.А.Цыбанова

Я прчитаю стих-е ещё раз, а вы отметьте, в чём же проявляются фольклорные мотивы в литературе, поочерёдно назовите их.

Конкурс 1. ОБРАЗ ДЕРЕВА В ИСКУССТВЕ.

Итак, это была разминка, она не оценивалась. А теперь проверим ваше домашнее задание. У славянских племён были покровители среди деревьев, животных, природных стихий. Они назывались тотемными. Тотем защищал род от тёмных сил, способствовал процветанию племени. Вы должны были подготовить рассказ о своём тотеме. Послушаем племена. (Приложение 1)

Конкурс 2.»Собери цветок ромашку».

Я раздаю конверты с частями ромашки: в серединке фамилии писателей и поэтов, на лепестках - названия произведений. Соберите цветок по соответствию.

Итак, в этих произведениях звучат фольклорные мотивы, писатели в них опирались на УНТ, изучали его, создавали с его помощью русскую национальную культуру.

Конкурс 3. «Без родни и слово не живёт».

Фольклор оставил нам много слов-родственников. Но время-кудесник развело эти слова в разные стороны, и мы забыли, что когда-то они были однокоренными. Заглянув в славянские времена, мы восстановим историческую память. Вам предлагаются слова, вы должны подобрать к ним исторических родственников, и, возможно, нам яснее станет их лексическое значение.

1)Во многих произведениях русской литературы мы встретим слово «воздух».

И вопрос для вас простой,

Думать надо головой:

Назовите те слова,

Что для воздуха родня. (дух, душа, одухотворить)

2)У Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» мы читаем о действиях Мороза-воеводы:

Взобравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт…

Какие родственники есть у слова «палица»? Слушайте подсказку:

Перун, бог огня и грозы,

У вас, славяне, славится,

Вооружён он палицей,

От которой тучи плавятся (палить, спалит, запал).

3)В сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях» У А.С.Пушкина читаем:

И царевна очутилась

В светлой горнице. Кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый…

Какие однокоренные слова были у слова «горница»? Подсказка:

Дом славянский - это храм,

Для семьи всё свято там,

Горе семейство молится

Пред святыми в горнице.

4)Откроем стихотворение А.Блока «Русь»:

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал

И там, на кладбище, ночуя,

Подолгу песни распевал…

Из стих-я ясно, что погост = кладбище. Какие же слова в древности были одного корня с «погостом»? Подсказка:

«На земле мы только гости»,-

Славянин так говорил,

Потому он и погосты

От тьмы и недругов хранил ( гость, погостить).

Конкурс 4 «Собери пословицу»

Частенько писатели и поэты заимствуют у народа пословицы, которые помогают раскрыть образы героев, понять замысел автора. Я даю вам конверты, в которых есть слова. Из этих слов надо собрать пословицу, использованную в одном из изученных вами произведений. Назовите произведение и автора.

а) Коли обещал, сделает. - (И.Тургенев «Муму» - о Герасиме ).

б) Не годится товарища в беде бросать. - (Л.Толстой «Кавказский пленник» ).

Конкурс 5 «Все боги в гости будут к нам».

Мы уже говорили, что в произведениях часто упоминаются славянские божества. На карточках написаны имена славянских богов, вы должны рядом записать, богом чего являются.

Конкурс 6 «Отыщи в избе словечко».

А сейчас 2-х человек от команды мы отправим сочинять Зазыв солнцу «Приди, Солнце Красное!».

Двух других ребят мы позовём в нашу горницу и попросим отыскать в ней словечко.

а) Читаем у С.А.Есенина:

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко…

Покажите, с чем не может сладить мать?

б) В.А.Жуковский «Спящая царевна»:

…В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет…

Где это у нас веретёнце?

В) Продолжим стих-е Есенина:

Рыжий кот к махотке крадется

На парное молоко…

Покажите нам махотку.

Г) А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»:

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши…

Найдите в избе ковш.

Д) Н.В.Гоголь пишет о Солохе: «Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли её сын Вакула в хату гостей, но увидела, что никого нет….»

Какую такую заслонку она отодвинула?

Е) В стих-и Н.А.Некрасова о множестве соловьёв говорится, что «там их, что в кузове груздей». Найдите кузов.

Конкурс 7 «Оживим страничку».

А теперь я попрошу сюда от Берёзовичей девочку, а от Кленовичей мальчика. Представим себе картинку из стих-я Некрасова «Крестьянские дети»: «Кто ловит пиявок на лаве, где мамка колотит бельё…». Что значит колотит? Зачем? Да, она его стирает. Но мы расширим картинку и добавим, что муж ей помогает и сразу гладит это бельё. Вот хозяйке древняя стиральная машина - пральник, а хозяину - древний утюг - румбель. Покажите, как стирали и гладили в древности?

Конкурс 8 «У природы примечай».

Часто в литературе сюжеты произведений, портреты героев, описания природы строятся на народных приметах. Внимание, вопросы!

  1. «Проруби почернели, оттаивать стали». Что по этой примете определял герой рассказа И.Бунина «Деревня»? (приход весны).

  2. У Татьяны, героини рассказа И.Тургенева «Муму», была родинка на левой щеке. Тургенев пишет: «Родинки на левой щеке на Руси почитались худой приметой…» Приметой чего? (несчастной жизни).

  3. У Пушкина:

Им навстречу, грозно воя,

Пёс бежит и ко двору

Путь им кажет… К чему?

  1. Обратимся к сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб»: «Лютый мороз заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады».Отчего же стрясся этот лютый мороз? (от злобы людской)

Конкурс 9 «Нарядили мы молодца, нарядили мы девицу».

Не раз мы с вами читали при описании народной жизни об одежде. Я приглашаю сюда наряженных предводителей. Мальчик называет детали одежды девочки, девочка - мальчика.

Конкурс 10 «Там, на неведомых страничках».

Читая ту или иную страничку произведения, мы и не подозреваем порой, что в её основе лежит какой-то забытый древний обряд. Поэтому племена получили ещё одно домашнее задание-исследование. Прочитав предложенный отрывок, они должны были поискать, какой обряд мог лежать в основе эпизода. Это только гипотезы.

а) Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку».

Почему умный правитель православного государства сразу поверил в это?

Б ) За день до смерти Ванюша, герой стих-я Некрасова «Орина, мать солдатская», человек православный, идёт в чисто поле, «поглядеть на солнце красное пожелал». Почему именно к солнцу обращается герой?

Конкурс 11 «Приди, Солнце Красное».

Турнир наш подходит к концу. Русь-матушка празднует широкую Масленицу, печёт круглые, как солнце, блины, зазывает солнце красное и весну светлую. Поэтому мы и попросили представителей племён сочинить Зазыв Солнцу, который должен начинаться словами : «Приди, Солнце красное!» и объяснить, почему нам без солнышка нельзя. Послушаем, что у них получилось.

ИТОГ.

Пока подводятся итоги турнира, дай-ка спрошу вас, славяне, что вы сегодня узнали о нашей русской литературе? Мы убедились, что русская литература выросла из УНТ. Фольклор - её исток. Лишь только прикоснувшись к этому истоку, мы узнали много нового, обогатили наш словарный запас. Какие новые слова мы узнали сегодня?

Давайте будем снова и снова постигать нашу культуру, приближаться к истокам.

Итоги, награждение.



© 2010-2022