- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку и литературному чтению
Конспект урока по русскому языку и литературному чтению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Серенко А.П. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс 2в
Тема урока «Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме».
Педагогическая цель:
- способствовать ознакомлению обучающихся с мягким знаком, его свойством обозначать мягкость согласного звука на письме, формированию умения определять количество букв и звуков в словах;
-создать условия для развития умения объяснять смысл пословиц, записывать предложение по памяти.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные):
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты:
- проявляют положительные качества личности: скромность, бережливость, совестливость.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные - владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические - умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Основное содержание темы, понятия и термины:
- обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь;
- мягкий знак; правописание мягкого знака на конце слова; правописание слов с мягким знаком на конце;
- антонимы.
Образовательные ресурсы: орфограмма «Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Словарь антонимов.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 2 класс, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
-
-
Этапы урока
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые умения
1.Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе, психологическая подготовка обучающихся к уроку, проверка готовности обучающихся к уроку.
Метод: эмоциональная речь учителя.
Критерии: полная готовность класса, эмоциональность поведения, быстрый настрой.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
На уроке не зевай -
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Готовность учащихся к активной учебной познавательной деятельности.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
2.Проверка выполнения домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№126, 127)
Цель: повторить способ определения мягкости согласных на письме (и, е, ё, ю, я).
Метод: фронтальный, словесный
Критерии: ……………..
Организует проверку домашнего задания
- Проверяем упражнение №126. Какова была учебная задача?
- Какие слова называют «антонимы»?
- Где их можно найти?
- Прочитайте слова. Объясните свой выбор.
Слайд №2
Оцените смайликом свою работу.
- Проверяем упражнение №127
- Дайте характеристику выделенных букв.
Слайд № 3
Оцените смайликом свою работу.
Оцените выполнение домашнего задания светофором.
Дети читают слова-антонимы и проговаривают способ определения мягкости согласного звука в слове. Сверяют свои ответы с ответами на слайде №2 и оценивают смайликом в тетради.
Дают характеристику выделенных букв. Сверяют свои ответы с ответами на слайде №3 и оценивают смайликом в тетради.
Оценивают выполнение домашней работы светофором.
Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий.
Различают твердые и мягкие согласные звуки. Распознают звуки по указанным признакам. Владеют умением работать со словарем антонимов.
Подготовка к основному этапу занятия
Цель : обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний (мягкий знак на конце слова), определение темы урока и постановка учебной задачи для обучающихся.
Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, диалог учителя с классом.
Критерии :полнота, точность ответов, активность обучающихся Методы мотивирования активности обучающихся: положительная оценка ,похвала ,одобрение.
- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Слайды № 5-8
Он в сапожках красных броди
Из воды сухим выходит.
Шею важно выгибает,
Криком «га-га-га» встречает. (гусь).
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке белой я зимой,
А летом с бритой головой. (пень).
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два. (огонь).
Ходит плавно взад-вперёд,
А полов не достаёт.
Кто уходит иль войдёт,
Ручку им всегда пожмёт. (дверь).
Учитель организует работу обучающихся над определением темы урока:
- Прочитайте отгадки.
-Что объединяет эти слова?
- О чем мы будем говорить на уроке?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
(Тема урока «Мягкий знак» учитель фиксирует на доске.)
- Чему мы будем учиться? Поставим цель урока.
(Цель: узнать все о мягком знаке.)
Чтобы достичь цели надо поставить учебные задачи.
Задачи:
-
Узнать что такое мягкий знак.
-
Место мягкого знака в слове и его роль.
3. Новое открытие.
-
Правописание мягкого знака.
- Что у нас получилось? (план работы)
- Молодцы! Будем работать по плану.
Отгадывают загадки, записывают отгадки
В процессе эвристической беседы обучающиеся формулируют тему ( Мягкий знак.), и учебную задачу: путем исследования узнать все о мягком знаке, составляют план работы.
3.Чистописание
Письмо целой строки мягкого знака по образцу.
-Нарисуем мягкий знак,
нежно капелькой, вот так.
Пишут целую строку мягкого знака
Владеют умением правильного написания буквы и соединений.
.Изучение нового учебного материала
Цель: обеспечение осмысления и первичного запоминания действий, отработка навыка поиска информации по теме………...
Цели для учителя: определить ,насколько сформированы знания и умения обучающихся на данном этапе.
Методы изложения: проблемно-диалогические, самостоятельная работа, составление алгоритма, работа по образцу. Методы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах, работа со словарями.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу: обучающиеся с помощью учителя составляют алгоритм работы, осознанно отвечают на вопросы педагога.
Методы мотивирования учебной активности учащихся : опора на знания обучающихся о мягком знаке, эмоциональная речь педагога, дифференцированные задания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-
Решаем первую грамматическую задачу: что такое мягкий знак.
Звукобуквенный анализ слов, записанных на доске:
рысь лось моль
- Почему количество букв и звуков не совпадает?
- Что узнали о мягком знаке?
Учитель фиксирует вывод на доске.
-
Решаем вторую грамматическую задачу: место мягкого знака в слове
- Где стоит мягкий знак в слове?
- Какую же роль он играет?
Учитель фиксирует вывод на доске.
-
Словарная работа.
- Вспомним словарные слова с мягким знаком на конце.
Записываем под диктовку: тетрадь, медведь, снегирь.
- Подчеркните согласный, мягкость которого обозначает мягкий знак.
- Новое словарное слово спрятано в ребусе. Прочитайте это слово.
-Чтобы правильно написать новое словарное слово, что необходимо сделать?
Учитель предлагает нескольким ученикам поработать в большом словаре Ожегова, один из учеников работает с компьютером.
- Проговорим правильное написание слова и запишем в тетрадь, выделяя орфограмму.
- Чтобы правильно употреблять это слово в речи, мы должны знать его лексическое значение.
- Введем слово в предложение.
- Как вы думаете, мягкий знак является орфограммой?
Буква мягкий знак в словах (ь) - это орфограмма.
Учитель фиксирует вывод на доске.
-
Работа в парах по карточкам.
Вписать в слова пропущенный мягкий знак.
океан_ снегир_ звер_
олен__ шофёр_ пенал_
лебед_ мебел_ огон_
обед_ глобус_ тетрад_
Фронтальная проверка.
Самооценка выполненной работы.
- Во всех ли словах на карточке вы вставили мягкий знак? Почему?
5. Работа по учебнику
- Откройте учебник на странице124. Найдите упражнение 203. Прочитайте задание.
- Какую учебную задачу нам надо решить?
Работа со словами упражнения.
Брат - брать, мел - мель …
- Одинаковое ли количество букв в словах?
- А звуков?
- Почему?
- Какую роль играет мягкий знак в этих словах.
- Что произошло со словом когда поставили мягкий знак?
- Изменилось лексическое значение - появилось новое слово.
Какое же открытие вы сделали? Что ещё умеет мягкий знак?
Учитель фиксирует вывод на доске.
- Запишите пары слов в тетрадь
Подведем итог нашего исследования. Составление карточки для Тетради открытий.
Звукобуквенный анализ слов выполняют 3 ученика у доски, остальные дети работают в тетрадях со словом рысь.
- Мягкий знак не обозначает звука.
- Мягкий знак - это буква которая не обозначает звука.
- Мягкий знак стоит на конце слова, после согласного.
- Мягкий знак обозначает мягкость предшествующих согласных.
Записывают слова под диктовку. Один ученик работает у доски.
Оценивание выполненной работы.
Словарное слово мебель.
- Найти это слово в орфографическом словаре учебника.
Записывают слово в тетрадь, выделяя орфограмму.
Пытаются дать лексическое значение слова мебель. Читают научное лексическое значение слова из большого словаря и интернета.
Составляют предложение с новым словом. Записывают в тетрадь под диктовку учителя.
Отвечают на вопрос.
Работают в парах ручками разного цвета.
Проверяют, оценивают свою работу.
Отвечают на вопрос.
Читают задание.
Определить что обозначает каждое слово.
- Разное.
- Одинаковое.
Отвечают на вопрос.
Рассуждают.
Умеет образовывать новые слова.
Записывают слова.
Составляют карточку из заготовленных деталей.
4.Закрепление изученного.
Цель для учителя: установление правильности и осознанности усвоения нового материала.
Цель для обучающихся: уметь самостоятельно применять знания о мягком знаке. Методы достижения поставленных целей: самостоятельная работа в рабочей тетради с последующей проверкой, работа в группе - поиск слов с мягким знаком ( на картинках). Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового материала: умение находить слова с мягким знаком и правильно их записывать, умение объяснить роль мягкого знака в слове.
Возможные пути и методы реагирования на ситуацию, когда часть детей не освоила материал: организация индивидуальной работы по карточкам, планирование последующих уроков с учетом уровня усвоения темы урока.
Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 61. Найдите упражнение № 134. Прочитайте задание.
- Какая учебная задача перед вами стоит?
Фронтальная проверка выполненной работы.
Групповая работа.
Разгадать картинный кроссворд. (приложение №1)
Фронтальная проверка.
- Как кроссворд связан с нашей темой урока?
- Какие новые знания дают нам слова кроссворда?
Дифференцированная работа по карточкам.
Разгадать кроссворд, каждое слово которого заканчивается мягким согласным звуком.
Решают кроссворд.
Проверяют и оценивают смайликом свою работу.
Работают в группе.
Отвечают на вопрос.
Мягкий знак пишется не только на конце слова, но и в середине.
Работают индивидуально по карточкам.
Рефлексия.
Цель для учителя: анализ и оценка деятельности на уроке, планирование перспективы работы.
Цель для обучающихся: мобилизация полученных знаний и умений.
Методы достижения поставленных целей: фронтальная беседа, индивидуальная карта самооценки.
Учитель организует беседу с обучающимися:
- Какую тему мы начали изучать сегодня на уроке?
-Что мы узнали на уроке?
- Как вы думаете, достигли ли мы своей цели?
- Чему научились?
- Какие возникли трудности?
- Какое задание было самым интересным?
Учитель предлагает школьникам оценить самостоятельно результат своей работы на уроке по карте самооценки.
. Домашнее задание.
Цель самостоятельной работы для обучающихся: закрепить умения проверять слова с двумя безударными гласными. Цель для учителя: определить уровень усвоения материала. Критерии успешного выполнения задания: правильность выполнения заданий, грамотность.
Предлагается дифференцированное домашнее задание:
если осталось затруднение - выполните упражнение учебника № 204 на стр.125,
если сегодня поработали с успехом - выполните упражнение рабочей тетради № 129, 130 на стр. 59.
Минутка чистописания:
Мягкий знак, хитрый знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо «есть» получим «ест».
Станут «пенками» «пеньки»,
«Уголками» «уголки»,
«Банька в «банку» превратится!
Вот что может получится,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.