Конспект урока по русскому языку и литературному чтению

Цель данного конспекта включение младших школьников в учебную деятельность и познакомить учащихся с согласными звуками(г-г*), буквами Г г. Работать над развитием фонематического слуха: а) учить сышать (г и г*) в слогах, словах, предложениях, б) определять место звука в слове. Расширять и уточнять словарный запас. Работать над развитием речи - родственные слова к теме "гриб"развивать, память, внимание, моторику руки,  работать над техникой чтения. Обучающиеся должны быть плодотворно настроены на ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 2в

Тема урока «Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме».

Педагогическая цель:

- способствовать ознакомлению обучающихся с мягким знаком, его свойством обозначать мягкость согласного звука на письме, формированию умения определять количество букв и звуков в словах;

-создать условия для развития умения объяснять смысл пословиц, записывать предложение по памяти.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):

- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные результаты:

- проявляют положительные качества личности: скромность, бережливость, совестливость.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические - умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Основное содержание темы, понятия и термины:

- обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь;

- мягкий знак; правописание мягкого знака на конце слова; правописание слов с мягким знаком на конце;

- антонимы.

Образовательные ресурсы: орфограмма «Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Словарь антонимов.

Оборудование:

- учебник «Русский язык» 2 класс, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

-

-

Этапы урока

Содержание этапа


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

1.Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к работе, психологическая подготовка обучающихся к уроку, проверка готовности обучающихся к уроку.

Метод: эмоциональная речь учителя.

Критерии: полная готовность класса, эмоциональность поведения, быстрый настрой.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

На уроке не зевай -

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Готовность учащихся к активной учебной познавательной деятельности.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2.Проверка выполнения домашнего задания. Работа в рабочей тетради (№126, 127)

Цель: повторить способ определения мягкости согласных на письме (и, е, ё, ю, я).

Метод: фронтальный, словесный

Критерии: ……………..

Организует проверку домашнего задания

- Проверяем упражнение №126. Какова была учебная задача?

- Какие слова называют «антонимы»?

- Где их можно найти?

- Прочитайте слова. Объясните свой выбор.

Слайд №2

Оцените смайликом свою работу.

- Проверяем упражнение №127

- Дайте характеристику выделенных букв.

Слайд № 3

Оцените смайликом свою работу.

Оцените выполнение домашнего задания светофором.

Дети читают слова-антонимы и проговаривают способ определения мягкости согласного звука в слове. Сверяют свои ответы с ответами на слайде №2 и оценивают смайликом в тетради.

Дают характеристику выделенных букв. Сверяют свои ответы с ответами на слайде №3 и оценивают смайликом в тетради.

Оценивают выполнение домашней работы светофором.

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий.

Различают твердые и мягкие согласные звуки. Распознают звуки по указанным признакам. Владеют умением работать со словарем антонимов.

Подготовка к основному этапу занятия

Цель : обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний (мягкий знак на конце слова), определение темы урока и постановка учебной задачи для обучающихся.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, диалог учителя с классом.

Критерии :полнота, точность ответов, активность обучающихся Методы мотивирования активности обучающихся: положительная оценка ,похвала ,одобрение.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Слайды № 5-8

Он в сапожках красных броди

Из воды сухим выходит.

Шею важно выгибает,

Криком «га-га-га» встречает. (гусь).

Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили.

В ушанке белой я зимой,

А летом с бритой головой. (пень).

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два. (огонь).

Ходит плавно взад-вперёд,

А полов не достаёт.

Кто уходит иль войдёт,

Ручку им всегда пожмёт. (дверь).

Учитель организует работу обучающихся над определением темы урока:

- Прочитайте отгадки.

-Что объединяет эти слова?

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

(Тема урока «Мягкий знак» учитель фиксирует на доске.)

- Чему мы будем учиться? Поставим цель урока.

(Цель: узнать все о мягком знаке.)

Чтобы достичь цели надо поставить учебные задачи.

Задачи:

  1. Узнать что такое мягкий знак.

  2. Место мягкого знака в слове и его роль.

3. Новое открытие.

  1. Правописание мягкого знака.

- Что у нас получилось? (план работы)

- Молодцы! Будем работать по плану.

Отгадывают загадки, записывают отгадки





В процессе эвристической беседы обучающиеся формулируют тему ( Мягкий знак.), и учебную задачу: путем исследования узнать все о мягком знаке, составляют план работы.

3.Чистописание

Письмо целой строки мягкого знака по образцу.

-Нарисуем мягкий знак,

нежно капелькой, вот так.

Пишут целую строку мягкого знака

Владеют умением правильного написания буквы и соединений.

.Изучение нового учебного материала

Цель: обеспечение осмысления и первичного запоминания действий, отработка навыка поиска информации по теме………...

Цели для учителя: определить ,насколько сформированы знания и умения обучающихся на данном этапе.

Методы изложения: проблемно-диалогические, самостоятельная работа, составление алгоритма, работа по образцу. Методы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах, работа со словарями.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу: обучающиеся с помощью учителя составляют алгоритм работы, осознанно отвечают на вопросы педагога.

Методы мотивирования учебной активности учащихся : опора на знания обучающихся о мягком знаке, эмоциональная речь педагога, дифференцированные задания.





ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


  1. Решаем первую грамматическую задачу: что такое мягкий знак.

Звукобуквенный анализ слов, записанных на доске:

рысь лось моль

- Почему количество букв и звуков не совпадает?

- Что узнали о мягком знаке?

Учитель фиксирует вывод на доске.


  1. Решаем вторую грамматическую задачу: место мягкого знака в слове

- Где стоит мягкий знак в слове?

- Какую же роль он играет?

Учитель фиксирует вывод на доске.


  1. Словарная работа.

- Вспомним словарные слова с мягким знаком на конце.

Записываем под диктовку: тетрадь, медведь, снегирь.

- Подчеркните согласный, мягкость которого обозначает мягкий знак.

- Новое словарное слово спрятано в ребусе. Прочитайте это слово.

-Чтобы правильно написать новое словарное слово, что необходимо сделать?

Учитель предлагает нескольким ученикам поработать в большом словаре Ожегова, один из учеников работает с компьютером.

- Проговорим правильное написание слова и запишем в тетрадь, выделяя орфограмму.

- Чтобы правильно употреблять это слово в речи, мы должны знать его лексическое значение.

- Введем слово в предложение.


- Как вы думаете, мягкий знак является орфограммой?

Буква мягкий знак в словах (ь) - это орфограмма.

Учитель фиксирует вывод на доске.




  1. Работа в парах по карточкам.

Вписать в слова пропущенный мягкий знак.

океан_ снегир_ звер_

олен__ шофёр_ пенал_

лебед_ мебел_ огон_

обед_ глобус_ тетрад_

Фронтальная проверка.

Самооценка выполненной работы.

- Во всех ли словах на карточке вы вставили мягкий знак? Почему?

5. Работа по учебнику

- Откройте учебник на странице124. Найдите упражнение 203. Прочитайте задание.

- Какую учебную задачу нам надо решить?

Работа со словами упражнения.

Брат - брать, мел - мель …

- Одинаковое ли количество букв в словах?

- А звуков?

- Почему?

- Какую роль играет мягкий знак в этих словах.

- Что произошло со словом когда поставили мягкий знак?

- Изменилось лексическое значение - появилось новое слово.

Какое же открытие вы сделали? Что ещё умеет мягкий знак?

Учитель фиксирует вывод на доске.

- Запишите пары слов в тетрадь

Подведем итог нашего исследования. Составление карточки для Тетради открытий.

Звукобуквенный анализ слов выполняют 3 ученика у доски, остальные дети работают в тетрадях со словом рысь.

- Мягкий знак не обозначает звука.

- Мягкий знак - это буква которая не обозначает звука.

- Мягкий знак стоит на конце слова, после согласного.

- Мягкий знак обозначает мягкость предшествующих согласных.

Записывают слова под диктовку. Один ученик работает у доски.

Оценивание выполненной работы.

Словарное слово мебель.

- Найти это слово в орфографическом словаре учебника.

Записывают слово в тетрадь, выделяя орфограмму.

Пытаются дать лексическое значение слова мебель. Читают научное лексическое значение слова из большого словаря и интернета.

Составляют предложение с новым словом. Записывают в тетрадь под диктовку учителя.

Отвечают на вопрос.


Работают в парах ручками разного цвета.


Проверяют, оценивают свою работу.

Отвечают на вопрос.

Читают задание.

Определить что обозначает каждое слово.

- Разное.

- Одинаковое.

Отвечают на вопрос.

Рассуждают.


Умеет образовывать новые слова.

Записывают слова.

Составляют карточку из заготовленных деталей.

4.Закрепление изученного.

Цель для учителя: установление правильности и осознанности усвоения нового материала.

Цель для обучающихся: уметь самостоятельно применять знания о мягком знаке. Методы достижения поставленных целей: самостоятельная работа в рабочей тетради с последующей проверкой, работа в группе - поиск слов с мягким знаком ( на картинках). Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового материала: умение находить слова с мягким знаком и правильно их записывать, умение объяснить роль мягкого знака в слове.

Возможные пути и методы реагирования на ситуацию, когда часть детей не освоила материал: организация индивидуальной работы по карточкам, планирование последующих уроков с учетом уровня усвоения темы урока.

Работа в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 61. Найдите упражнение № 134. Прочитайте задание.

- Какая учебная задача перед вами стоит?

Фронтальная проверка выполненной работы.

Групповая работа.

Разгадать картинный кроссворд. (приложение №1)

Фронтальная проверка.

- Как кроссворд связан с нашей темой урока?

- Какие новые знания дают нам слова кроссворда?

Дифференцированная работа по карточкам.

Разгадать кроссворд, каждое слово которого заканчивается мягким согласным звуком.

Решают кроссворд.

Проверяют и оценивают смайликом свою работу.

Работают в группе.

Отвечают на вопрос.

Мягкий знак пишется не только на конце слова, но и в середине.

Работают индивидуально по карточкам.

Рефлексия.

Цель для учителя: анализ и оценка деятельности на уроке, планирование перспективы работы.

Цель для обучающихся: мобилизация полученных знаний и умений.

Методы достижения поставленных целей: фронтальная беседа, индивидуальная карта самооценки.

Учитель организует беседу с обучающимися:

- Какую тему мы начали изучать сегодня на уроке?

-Что мы узнали на уроке?

- Как вы думаете, достигли ли мы своей цели?

- Чему научились?

- Какие возникли трудности?

- Какое задание было самым интересным?

Учитель предлагает школьникам оценить самостоятельно результат своей работы на уроке по карте самооценки.

. Домашнее задание.

Цель самостоятельной работы для обучающихся: закрепить умения проверять слова с двумя безударными гласными. Цель для учителя: определить уровень усвоения материала. Критерии успешного выполнения задания: правильность выполнения заданий, грамотность.

Предлагается дифференцированное домашнее задание:

если осталось затруднение - выполните упражнение учебника № 204 на стр.125,

если сегодня поработали с успехом - выполните упражнение рабочей тетради № 129, 130 на стр. 59.

Минутка чистописания:

Мягкий знак, хитрый знак,

Без него нельзя никак.

Без него не написать

30, 20, 10, 5.

Вместо «есть» получим «ест».

Станут «пенками» «пеньки»,

«Уголками» «уголки»,

«Банька в «банку» превратится!

Вот что может получится,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.


© 2010-2022