Урок русского языка в 4 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Развитие умения писать слова с изученной орфограммой «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». Урок - соревнование.

Цели: 1. Закрепить знания, умения и навыки учащихся по этой теме.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся через групповую форму работы, использование элемента соревнования.

3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке.

Оборудование: таблица «Падежные окончания имён существительных», правило действия по алгоритму, сигнальные карточки с гласными буквами е, -и (у каждого ученика), листы с текстами для работы по группам, наборы кружочков разного цвета (жёлтый, красный, синий) для каждой группы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

---я рада приветствовать вас, ребята. Займите свои места и покажите готовность работы на уроке.

----сегодня у нас необычный урок, гости приехали посмотреть, как вы живёте, как вам работается. Начинаем наш урок. Сразу запишем домашнее задание: по дидактическому материалу с.52, упр. 91 по заданию учебника. Прочитайте, спросите, что непонятно.

2. Объявление темы урока.

---Мы приближаемся к завершению изучения темы «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

На уроке вы покажете свои знания, умение работать в группах. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы. У нас 3 группы по 4 человека. У каждой группы на столах наборы цветных кружков: красный - отлично, верный ответ, жёлтый - хорошо, синий - можно подтянуться. В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующим кружком. В конце урока будут подводиться итоги соревнования.

3. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.

---Ребята, я приготовила каждой группе по 2 вопроса. Будьте внимательны.

Вопрос 1 группе: «Чем отличаются однокоренные слова и формы одного и того же слова (на примере одного существительного)».

(Однокоренные слова: дом, домик, домище - меняется основа слова.)

(Формы одного слова: дом, нет дома, у дома - меняется окончание.)

Вопрос 2 группе: «Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам) Приведи примеры изменения имён существительных по числам. (Стол - столы, карандаш - карандаши)»

Вопрос 3 группе: «Что такое окончание и для чего оно служит. (Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Например, конь, нет коня».

Вопрос 1 группе: «Расскажите о падежах и изменении имён существительных по падежам. Приведите примеры. (В русском языке 6 падежей, изменение имён существительных по падежам называется склонением. Например: И.п. существует (что?) земля, Р.п. нет (чего?) земли и Т.Д.»

Вопрос 2 группе: «Сколько склонений имён существительных в русском языке? (В русском языке 3 склонения: 1, 2, 3. К 1 скл. Относятся сущ. М. и ж. р. С окончаниями - а, -я. Например: папа, дядя и т.д.)»

Вопрос 3 группе: «Какое мы знаем правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных?»

---Теоретическая разминка прошла. Оцените работу вашей группы на данном этапе урока.

2. Устный диктант с использованием сигнальных карточек -е, -и.

---Пока мы проведём устный диктант с использованием сигнальных карточек, 1 группа работает у доски.

Индивидуальное задание.

1.Вставьте пропущенные буквы и безударные падежные окончания.

уча.вовать в праздник.

узнал из пов.ст.

прие.жал к матер.

выр.зал из бумаг.

увидел на к.ртин.

2. Вставить пропущенные безударные падежные окончания, определить падеж.

Возвратился из поездк.

Живёт вроскош.

Волновался до дрож.

Вырос в мор.

Поступил по совест.

3. Какография.

--- Тебе, Юля, как командиру группы, ответственное задание - исправить ошибки.

Шырако извесна тулская писателница Наталья Демидовна Парыгина. Её всигда волновала тема воспитания маладёже. Она печятала статьи вгазети, встричалас с людьми на заводи, стройке, делала их гироями своих повестей. Её гирои учят нас выбирать правельный путь в жизне.

---Юля, прочитай нам, пожалуйста, а мы послушаем.

---Ребята, это известная тульская писательница, её книги есть в библиотеке, они очень интересные, посоветуйте прочитать старшим братьям и сёстрам.

4. Вставить пропущенные безударные падежные окончания имён существительных, определите склонение

На подушк., без гореч., для земляник., у дочер., у дяд., к соседк., к мыш., для радост., на озер., без бол.

Диктант (проверка по карточкам)

О побед., к черёмух., в памят., в панцир., о мор., без радост., в долин., без паник., по дорог.

---Оцените работу 1 группы.

5. Словарная работа.

---Следующий этап - словарная работа. Все пишут в тетрадях, а у доски работает 3 группа. Заполним кроссворд с загадками. Если вы правильно отгадаете их и заполните слова по горизонтали, то узнаете, какое слово зашифровано в вертикальном столбце из начальных букв.

Загадки.

1. Орехи в земле, листья на земле.

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили?

2. Пушистая вата плывёт куда-то.

Вот вата ниже, - и дождик ближе.

3. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?

4. Чёрненькая собачка

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

5. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

6. Поле чёрно-белым стало

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

7. Самый блестящий, самый твёрдый и самый ценный из дорогих камней.

Картофель

Облако

Рояль

Замок

Иней

Ноябрь

Алмаз

---Получилось слово «корзина». Что оно означает?

Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки. В баскетболе - обруч с сеткой.

---Это слово однозначное или многозначное? (Многозначное) Запишите 2 однокоренных слова, выделите корень.

Корзина, корзинка, корзиночка. Слова - родственные, т.к. имеют одинаковый корень, близки по смыслу.

Составьте устно предложение со словом корзина в П.п.

В корзине лежали яблоки.

3 группа оценила свою работу.

6. Физминутка.

--- Тихонько встали и посмотрели, как обстоят дела в соседних группах. Сели под счёт 3.

7. Работа с учебником.

---Следующий этап урока - работа с учебником упр.92.Прочитали задание. Все пишут в тетрадях, а у доски работает 2 группа. Списать, вставить орфограмму б.гл. в падежных окончаниях имён существительных, определить склонение.

1. Без букваря и грамматик. не учатся и математик.

2. От радост. кудри вьются, а от печал. секутся

3. На чужой сторонушк., рад своей воронушк.

4. На суш., в океан., в атмосфер. и даже в вечных льдах обитают живые существа.

Проверка

---Оцените работу своей группы

1. Самостоятельная работа

---Следующий этап - самостоятельная работа в группах. Каждая группа получает текст, необходимо вставить пропущенные буквы и написать название текста.

Прогулка

Мы шли по дорожке к роще. Справа расстилалось поле пшеницы, а слева - поле гречихи. На опушке рощи было много лесных ягод. На небе плыли легкие облака. После прогулки мы радостные вернулись домой.

Наблюдения

Мы наблюдали за птицами и насекомыми. Вот к березке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке. Грачи важно расхаживали по полянке. Пчелы перелетали от кашки к гвоздике, от фиалки к ромашке. Интересные получились наблюдения.

Ель на поляне

В лесу на поляне растет ель. На ели висят шишки. Часто на ветке сидит белочка. Нередко к ели прилетает дятел. Зимой около ели увидишь на снегу следы зверей и птиц. На пушистом сугробе лежит шишка.

---Оцените работу групп по тексту

2. Итог урока

---Подведем итоги нашей работы. (Выставляется полотно на доску). Подсчитываем кружки.

1 группа

2 группа

3 группа

---Подведем общий итог урока. Что мы делали на уроке?

Что понравилось?

Что не понравилось?



© 2010-2022