Рабочая программа факультативного курса «Успешное чтение» для 5-6 классов ООО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3 г.Киренска»

г. Киренск, у. Репина,4, телефон: 8 (39568) 3-21-70, e-mail: [email protected]



Рассмотрено

на заседании МО «Многоточие»

протокол №____

от «___» _______2014г

Руководитель МО

_______О.А. Трифонова

Согласовано

Зам. директора по УВР

________ Т.П. Лосинская

« » _____2014г

Утверждаю

Директор школы

________ Н.В. Тюрнёва

«___» ________2014г






Рабочая программа

факультативного курса

«Успешное чтение»

для 5-6 классов ООО








Разработана

Трифоновой Оксаной Александровной,

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории















Киренск, 2014

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ООО, а также основной образовательной программой ООО. Данная программа разработана с учетом особенностей второй ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности подростка.

В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции, разрушается преемственность поколений: подростки не владеют «межпоколенной» информацией. Смещение культурных ценностей, изменение традиционного круга чтения ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников

Считается, что общий язык культуры создается на тех текстах, которые уже сформировали языковое сознание функционирующих поколений. Создание «языка культуры» не может обойтись без чтения некоторого набора одинаковых текстов.

Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом. Это означает, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой. Получается, что именно школа и несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.

Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Читающий человек - культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек - залог устойчивости социума, членом которого он является.

По мнению социологов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства:

уровень жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, качество образования, сохранение и развитие культурного и духовного наследия. И даже на оборону и безопасность страны.

Цель: Стимулирование читательского интереса, повышение престижности чтения среди школьников.

Задачи:

- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);

- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

Место в образовательном процессе: Целесообразно использование в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в классе.

Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.

Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 2 года.

Уровень готовности детей - дети с разным уровнем читательского развития.

Учебный материал программы предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы.

Принципы программы:

  • интеграция;

  • систематичность;

  • наглядность;

  • деятельностный подход;

  • личностно-ориентированный подход.

Методическое сопровождение: «Портфель читателя».

Что такое Читательский портфель? (как мы его себе представляем)

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;

Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка (в дополнение к формальному табелю успеваемости).

Тематическое планирование для учащихся 5-6 класса составлено из расчета 0,5 часа в неделю, всего 34 часа за два года обучения.

Тематическое планирование:

Тема

Кол-во занятий

Формы работы

Планируемый результат

  1. Как хорошо уметь читать!

1

Беседа, работа с текстом

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  1. Осваиваем виды чтения

4

Приёмы графической организации текста.

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

• откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о

мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  1. Учимся читать учебные тексты

5

Работа с текстом. О структуре учебного текста, составление планов, приёмы конспектирования,

разметка текста.

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка и т. Д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования

определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

  1. Учимся читать и понимать художественные тексты тексты

5

Составление планов, приёмы конспектирования,

разметка текста.

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- выделять главную и избыточную информацию;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования

определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

  1. Чудо поэтического слова

3

Подготовка проектов: «Горячая десятка», «Книга на сцене»

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  1. Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение. Эпитет

2

Работа с текстом

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- знать о роли средств выразительности в тексте художественного стиля.

- уметь использовать эпитет и сравнение при выполнении заданий творческого характера

  1. Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора.

4

Работа с текстом

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- знать о роли средств выразительности в тексте художественного стиля.

- работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  1. Комплексный анализ текста

4

Работа с текстом

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

  1. «По следам любимых героев». Читаем художественную литературу

6

Чтение вслух произведений, работа с текстом

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;


  1. Почитайте родителям

1

Рекомендации для семейного чтения

Результаты изучения курса

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ученик научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученик получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации, её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Ученик получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится:

• откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Ученик получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Литература:


  1. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. - СПб, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 2008

  2. Галактионова Т.Г, Филиппова ЕС. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения. Чтение детей и взрослых. Книга и развитие личности. - СПб. АППО, 2012.

  3. Галактионова Т.Г., Назаровская Я.Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. - М: Просвещение, 2014

  4. Загашев И.О. «Образовательная технология "Развитие критического мышления средствами чтения и письма". - Педагогический университет «Первое сентября»., № 17-24, 2004

  5. Загашев И.О., Заир - Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя - СПб; Альянс "Дельта", 2003.

  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

  7. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. - М.: Экзамен, 2014.

  8. Изучение речеведческих понятий. Авт.-сост. А.А.Фешина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Использование ИКТ при реализации программы "Стратегии смыслового чтения", - shcool-26.blogspot.ru/2013/04/blog-post_22.html

  10. Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. "Русский язык", 2009, №7.

  11. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. - М.; АК, 2006.

  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. Народное образование. 1998.

  13. Тихомирова И. И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. - "Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря". Приложение к журналу "Школьная библиотека", - М., "Школьная библиотека", 2004

  14. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках, - bibliofond.ru/view.aspx?id=565413

  15. Чтение в составе универсальных учебных действий (По пособию для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова. - Москва, «Просвещение», 2010)


© 2010-2022