- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект на тему Сложные предложения с разными видами связи (9 класс)
Конспект на тему Сложные предложения с разными видами связи (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Джаппарова С.К. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дата: Девятое марта.
Учитель: Джаппарова С.К
Класс: 9-а
Тема: Сложные предложения с разными видами связи
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые ( эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы ( работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ»
Цели урока: помочь учащимся практически усвоить понятие "сложное предложение с различными видами связи", показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
Задачи урока:
обучающая - повторить материал о сложных предложениях, обеспечить усвоение знаний по теме «Сложное предложение с различными видами связи»;
развивающая - обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;
воспитывающая - отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе, патриотическое воспитание, развитие исторической памяти, воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Оформление, оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс, мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, «Рабочий лист обучающегося» (Приложение 1) «Опросный лист» (Приложение 2) кластер «Сложные предложения» (Приложение 3).
Ход урока:
I. Организационный момент. Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, "Классная работа".
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Орфографическая разминка.
Индивидуальная работа.
а) 3 человека у доски. Списать, произвести орфографический разбор слов.
Первый ученик. Н - НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.
Второй ученик. ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.
б) 2 ученика работают на местах по карточкам.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак, что б…льная хоч…т уснуть, и все вышли п…тихоньку из св…тлицы.
[ ], (что…), и [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.
- Объясните значение слова "СВЕТЛИЦА".
Светлица - в старину светлая парадная комната в доме.
- Подберите СИНОНИМ.
Комната.
Карточка №2
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
С моря (в) ответ отры…сто грянул пушеч…ный выстрел, и, когда дым лёг на св…ркавшие искрами волны, всё опять стихло.
[ ], и, (когда…), [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным времени.
Фронтальная работа (весь класс). Слайд 2.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
решё…ый вопрос
приказа…о отойти
в вяза…ой шапочке
говорила пута…о
(она) чем-то встревоже…а
некраше…ый пол
зва…ый ужин
выглядела испуга…о
Самопроверка. Слайд 3.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
решённый вопрос (от глагола совершенного вида - НН, связь - согласование)
приказано отойти (краткое причастие - Н, примыкание)
в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида - Н, согласование)
говорила путано (наречие образовано от путаНый - несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревожена (краткое причастие - Н, управление)
некрашеный пол (от глагола несовершенного вида - Н, согласование)
званый ужин (от глагола несовершенного вида - Н, согласование)
выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка - НН, примыкание)
2. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой.
Слайд 4.
III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.
1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 5. Примерный образец.
2. Приём «РАФТ». Рассказать (с опорой на кластер) о сложных предложениях, о средствах связи между предикативными частями внутри сложного предложения, о различиях бессоюзных и союзных сложных предложений (задание 2 «Рабочего листа учащегося»).
«Р» - роль: учитель
«А» - аудитория: ученики 9 класса
«Ф» - форма: лекция
«Т» - тема: сложное предложение
3. Работа со схемами. Схема на доске.
Слайд 6.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
Слайд 7.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
2 ) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
Слайд 8.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
4. Оздоровительная пауза.
Упражнения для предупреждения зрительного утомления:
-
Быстро и легко поморгайте 20 раз.
-
Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.
-
Поднимите глаза к верху, сделайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.
IV. Изучение нового материала. (Вызов.)
Слайд 9.
1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения.
Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.
2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.
3. Обращение к учебнику (§18, с.109). Выделить главное. (Работа в группах постоянного состава).
Инсерт. (Метод активного чтения. Маркировка текста с использованием значков «V», «+», « - », «?» (по мере чтения ставятся на полях справа)). После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста (задание 4 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 10.
«V»
(известное)
«+»
(новое)
« - »
(противоположное известному)
«?»
(непонятное)
4. Обобщить. Тему урока формулируют учащиеся.
- Нашли вы ответ?
- Как же называется такое предложение?
- А почему оно так называется?
- Так как можно определить тему нашего урока?
5. Слово учителя.
- Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.
- А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?
(Осмысление.)
6. Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи.
Запишем предложение.
Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны.
- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.
Слайд 11.
Алгоритм работы
1. Выделяем ГО.
2. Указываем границы предикативных частей.
3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.
4. Строим схему.
- Запишите его себе в тетради.
V. Закрепление материала.
1. Работа в группах постоянного состава; задание дифференцированное.) Списать указанное предложение. Начертить схему. (Задание 4 «Рабочего листа учащегося»).
2. Защита своих схем у доски.
Слайд 12.
3. Беседа.
- Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?
- А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?
- Внесите дополнения в свои схемы.
5. Соотнесите предложения со соответствующими схемами (задание 5 «Рабочего листа учащегося»).
1) [ ],[ ],[ ].
2) [ ], (где...).
3) [ ], а [ ].
4) [ ]; [ ], [ ], а [ ].
5) [ ], (которых ...) : [ ].
Слайд 14.
Самопроверка по ключу. Выставление оценок.
- Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм.
VI. Подготовка к ГИА. (Рефлексия.)
Тестовые задания в формате ГИА (Задание В9).
IX. Запись домашнего задания.
Слайд 29.
§ 18, yпражнение 245.
X. Итог урока.
- Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили?
- На какую тему были подобраны все предложения? Почему?
Слайд 30.
Заполните таблицу.
Знал(а)
Хотел(а) узнать
Узнал (а)
Рабочий лист учащегося
Тема урока__________________________________________________________
Цель урока__________________________________________________________
Задачи урока________________________________________________________
Задание 1. Составьте кластер «Сложные предложения».
Задание 2. «РАФТ».
«Р» - роль: учитель
«А» - аудитория: ученики 9 класса
«Ф» - форма: лекция
«Т» - тема: сложное предложение
Опорные слова для текста лекции:
Задание 3. Инсерт.
«V»
(известное)
«+»
(новое)
« - »
(противоположное известному)
«?»
(непонятное)
Задание 4. Спишите указанное предложение. Начертите его схему.
1. Новокузнечане сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и во всех рядах войск они участвовали во всех сражениях которые предопределили нашу победу.
2. В памяти тех кто в 1942 году штурмовал Пехово навсегда останется подвиг выпускника Кемеровского пехотного училища Авдюнова Н. Д. трижды он водил свой батальон в атаку был ранен но до последнего дыхания старший лейтенант продолжал управлять боем.
3. Никто солдату не ответил
Никто его не повстречал
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал. /М. Исаковский/
4. Мы знаем что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет. /А. Ахматова/
5. В суровый час раздумья нас не троньте
И ни о чём не спрашивайте нас
Молчанью научила нас на фронте
Смерть что в глаза глядела нам не раз. /Н. Рыленков/
Задание 5. Соотнесите предложения со соответствующими схемами.
1. Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат. /С. Орлов/
2. Батареи издали рокочут
Утопают города в дыму
Падают разорванные в клочья
Небеса нерусские во тьму. /С. Орлов/
3. Летит клубясь над танкодромом
Газойля дым в начале дня
Где в сталь закованные громы
Стоят на линии огня. /С.Орлов /
4. Пусть помнят те
Которых мы не знаем
Нам страх и подлость
Были не к лицу. /Н. Майоров/
5. Довела фашистская неволя
До свинцовой до чужой реки
Веет ветер ходит дождик в поле
А края родные далеки. /Н. Грибачев/
Рефлексия. Заполните таблицу.
Знал(а)
Хотел(а) узнать
Узнал (а)