Конспект на тему Сложные предложения с разными видами связи (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: Девятое марта.

Учитель: Джаппарова С.К

Класс: 9-а

Тема: Сложные предложения с разными видами связи

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые ( эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы ( работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ»

Цели урока: помочь учащимся практически усвоить понятие "сложное предложение с различными видами связи", показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.

Задачи урока:

обучающая - повторить материал о сложных предложениях, обеспечить усвоение знаний по теме «Сложное предложение с различными видами связи»;

развивающая - обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;

воспитывающая - отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе, патриотическое воспитание, развитие исторической памяти, воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Оформление, оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс, мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, «Рабочий лист обучающегося» (Приложение 1) «Опросный лист» (Приложение 2) кластер «Сложные предложения» (Приложение 3).



Ход урока:


I. Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, "Классная работа".

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Орфографическая разминка.

Индивидуальная работа.

а) 3 человека у доски. Списать, произвести орфографический разбор слов.

Первый ученик. Н - НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.

Второй ученик. ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.

б) 2 ученика работают на местах по карточкам.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.

Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак, что б…льная хоч…т уснуть, и все вышли п…тихоньку из св…тлицы.

[ ], (что…), и [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

- Объясните значение слова "СВЕТЛИЦА".

Светлица - в старину светлая парадная комната в доме.

- Подберите СИНОНИМ.

Комната.

Карточка №2

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.

С моря (в) ответ отры…сто грянул пушеч…ный выстрел, и, когда дым лёг на св…ркавшие искрами волны, всё опять стихло.

[ ], и, (когда…), [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным времени.

Фронтальная работа (весь класс). Слайд 2.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

решё…ый вопрос

приказа…о отойти

в вяза…ой шапочке

говорила пута…о

(она) чем-то встревоже…а

некраше…ый пол

зва…ый ужин

выглядела испуга…о

Самопроверка. Слайд 3.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

решённый вопрос (от глагола совершенного вида - НН, связь - согласование)

приказано отойти (краткое причастие - Н, примыкание)

в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида - Н, согласование)

говорила путано (наречие образовано от путаНый - несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревожена (краткое причастие - Н, управление)

некрашеный пол (от глагола несовершенного вида - Н, согласование)

званый ужин (от глагола несовершенного вида - Н, согласование)

выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка - НН, примыкание)

2. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой.

Слайд 4.

Конспект на тему Сложные предложения с разными видами связи (9 класс)

III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.

1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).

Слайд 5. Примерный образец.

2. Приём «РАФТ». Рассказать (с опорой на кластер) о сложных предложениях, о средствах связи между предикативными частями внутри сложного предложения, о различиях бессоюзных и союзных сложных предложений (задание 2 «Рабочего листа учащегося»).

«Р» - роль: учитель

«А» - аудитория: ученики 9 класса

«Ф» - форма: лекция

«Т» - тема: сложное предложение

3. Работа со схемами. Схема на доске.

Слайд 6.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [ ],и [ ].

б) [ ], (чтобы.. .).

в) [ ], ( когда.. ..).

г) [ ], [ ].

Слайд 7.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

2 ) а) [ ], ( что. . . ).

б) [ ], но [ ].

в) [ ], а [ ].

г) [ ], и [ ].

Слайд 8.

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

3) а) [ ] - [ ].

б) [ ]: [ ].

в) [ ], и [ ].

г) [ ]; [ ].

4. Оздоровительная пауза.

Упражнения для предупреждения зрительного утомления:

  • Быстро и легко поморгайте 20 раз.

  • Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.

  • Поднимите глаза к верху, сделайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.

IV. Изучение нового материала. (Вызов.)

Слайд 9.

1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения.

Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.

2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.

3. Обращение к учебнику (§18, с.109). Выделить главное. (Работа в группах постоянного состава).

Инсерт. (Метод активного чтения. Маркировка текста с использованием значков «V», «+», « - », «?» (по мере чтения ставятся на полях справа)). После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста (задание 4 «Рабочего листа учащегося»).

Слайд 10.

«V»

(известное)

«+»

(новое)

« - »

(противоположное известному)

«?»

(непонятное)


4. Обобщить. Тему урока формулируют учащиеся.

- Нашли вы ответ?

- Как же называется такое предложение?

- А почему оно так называется?

- Так как можно определить тему нашего урока?

5. Слово учителя.

- Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.

- А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?

(Осмысление.)

6. Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи.

Запишем предложение.

Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны.

- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.

Слайд 11.

Алгоритм работы

1. Выделяем ГО.

2. Указываем границы предикативных частей.

3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.

4. Строим схему.

- Запишите его себе в тетради.

V. Закрепление материала.

1. Работа в группах постоянного состава; задание дифференцированное.) Списать указанное предложение. Начертить схему. (Задание 4 «Рабочего листа учащегося»).

2. Защита своих схем у доски.

Слайд 12.

Конспект на тему Сложные предложения с разными видами связи (9 класс)

3. Беседа.

- Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?

- А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?

- Внесите дополнения в свои схемы.

5. Соотнесите предложения со соответствующими схемами (задание 5 «Рабочего листа учащегося»).

1) [ ],[ ],[ ].

2) [ ], (где...).

3) [ ], а [ ].

4) [ ]; [ ], [ ], а [ ].

5) [ ], (которых ...) : [ ].

Слайд 14.

Самопроверка по ключу. Выставление оценок.

- Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм.

VI. Подготовка к ГИА. (Рефлексия.)

Тестовые задания в формате ГИА (Задание В9).

IX. Запись домашнего задания.

Слайд 29.

§ 18, yпражнение 245.

X. Итог урока.

- Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили?

- На какую тему были подобраны все предложения? Почему?

Слайд 30.

Заполните таблицу.

Знал(а)





Хотел(а) узнать

Узнал (а)













































Рабочий лист учащегося

Тема урока__________________________________________________________

Цель урока__________________________________________________________

Задачи урока________________________________________________________

Задание 1. Составьте кластер «Сложные предложения».

Задание 2. «РАФТ».

«Р» - роль: учитель

«А» - аудитория: ученики 9 класса

«Ф» - форма: лекция

«Т» - тема: сложное предложение

Опорные слова для текста лекции:

Задание 3. Инсерт.

«V»

(известное)

«+»

(новое)

« - »

(противоположное известному)

«?»

(непонятное)


Задание 4. Спишите указанное предложение. Начертите его схему.

1. Новокузнечане сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и во всех рядах войск они участвовали во всех сражениях которые предопределили нашу победу.

2. В памяти тех кто в 1942 году штурмовал Пехово навсегда останется подвиг выпускника Кемеровского пехотного училища Авдюнова Н. Д. трижды он водил свой батальон в атаку был ранен но до последнего дыхания старший лейтенант продолжал управлять боем.

3. Никто солдату не ответил
Никто его не повстречал
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал. /М. Исаковский/

4. Мы знаем что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет. /А. Ахматова/

5. В суровый час раздумья нас не троньте
И ни о чём не спрашивайте нас
Молчанью научила нас на фронте
Смерть что в глаза глядела нам не раз. /Н. Рыленков/

Задание 5. Соотнесите предложения со соответствующими схемами.

1. Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат. /С. Орлов/

2. Батареи издали рокочут
Утопают города в дыму
Падают разорванные в клочья
Небеса нерусские во тьму. /С. Орлов/

3. Летит клубясь над танкодромом
Газойля дым в начале дня
Где в сталь закованные громы
Стоят на линии огня. /С.Орлов /

4. Пусть помнят те
Которых мы не знаем
Нам страх и подлость
Были не к лицу. /Н. Майоров/

5. Довела фашистская неволя
До свинцовой до чужой реки
Веет ветер ходит дождик в поле
А края родные далеки. /Н. Грибачев/

Рефлексия. Заполните таблицу.

Знал(а)

Хотел(а) узнать

Узнал (а)


















© 2010-2022