- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Приёмы и формы анализа литературного произведения
Приёмы и формы анализа литературного произведения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Варкентин Т.И. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приемы и формы анализа
художественного произведения
Выполнила
Варкентин Т.И., учитель русского языка
и литературы СШ № 81 г. Караганды
Караганда, 2015 г.
Используемая литература:
-
Г.И. Беленький, М.А. Снежневская
Изучение теории литературы в средней школе.
М., «Просвещение», 1983г.
-
И.С. Збарский, В.П. Полухина
Внеклассная работа по литературе
М., «Просвещение», 1985г.
-
В.М. Лизинский
Приемы и формы в учебной деятельности
Центр «Педагогический поиск»,
М., 2002г.
Питает жизнь ключом своим искусство,
Другой твой ключ - поэзия сама.
Заглох один, - в стихах не стало чувства,
Забыт другой, - струна твоя нема.
С.Я. Маршак.
I Развитие навыков творческого чтения.
-
Развитие навыков сравнения.
а) Сравнение вариантов одного произведения.
б) Сравнение разных переводов одного произведения.
в) Сравнение различных рецензий на одно произведение.
г) Сравнение различных иллюстраций к одному произведению.
д) Сравнение прозаического произведения с инсценировкой или экранизацией.
е) Сравнение различных решений одной проблемы разными авторами.
2. Развитие стилистического чутья.
а) Подобрать стилистически характерные для данного автора отрывки. Объяснить, в чем характерность подобранных отрывков.
б) Узнать автора по отрывку. Объяснить, почему данный отрывок должен принадлежать тому или иному автору.
в) Узнать автора по пародии на него.
г) В прозаическом или стихотворном тексте, где пропущены преподавателем отдельные слова, воспроизвести пропущенное и аргументировать выбор того или иного слова. Сравнить с авторским текстом и объяснить, почему автор предпочел именно данное слово.
д) Дописать стихотворение на основании данного начала, прочитанных первых двух строк следующей строфы и последних (рифмующихся) слов оставшихся двух строк. Сравнить и обсудить варианты.
е) Написать сочинение в заданном стиле (стилизация или пародия) на заданную тему.
3.Мысленный эксперимент с художественным образом.
а) Рассказать фабулу произведения от имени одного из его героев.
б) Приготовить пересказы отрывков произведения от имени двух или нескольких его героев.
в) Рассказать от имени героя о событии, в произведении не упоминающемся.
г) Написать о поведении героя в измененных обстоятельствах.
д) Написать о прошлом героя.
е) Представить себе детство героя, среду, в которой сформировался его характер.
ж) Написать о будущем героя.
з) Написать концовку произведения, которое прочитывается не до конца. Потом сверить с авторской и обсудить.
-
Развитие навыков суждения и оценки
а) Выписать из книги место, которое особенно понравилось, и объяснить почему.
б) Выписать место, которое показалось неубедительным или фальшивым, и объяснить почему.
в) Написать аннотацию и рецензию на одно и то же произведение, показать разницу между аннотацией и рецензией.
-
Углубление понятия о композиции произведения.
а) Составить план к произведению.
б) Выделить в прочитанном произведении элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
II Литературно - творческие упражнения.
-
Описания, наблюдения, характеристики.
-
Творчество в рамках жанра.
а) Диалоги. Записать услышанные и придумать такие диалоги, в которых бы отразились особенности собеседников.
б) Сценки. Задача та же: сделать персонажей сценки узнаваемыми.
в) Развитие журналистских навыков: интервью, очерк, фельетон, рассказ.
-
Развитие литературно - творческого воображения.
а) Сочинение по ассоциации (темные подворотни, девочка в розовом платье, старинная книга).
б) Свободные сочинения с обусловленным местом (Курильские острова, Чистые пруды) или временем (век, десятилетие)
-
Работы, поощряющие самонаблюдение и самовыражение школьников.
а) Сочинения в эпистолярном жанре.
б) Сравнение с литературными образцами, написанными в эпистолярном жанре.
в) Страницы из дневника. Жанровая свобода дневника, допускающая включение воспоминаний, выписок из прочитанного, рассуждений, оценку людей и событий.
г) Сочинения, требующие анализа философских и этических понятий, рассуждения о красоте и правде.
Данные упражнения, приемы и формы помогают учащимся грамотно анализировать художественное произведение.