Приёмы и формы анализа литературного произведения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Приемы и формы анализа

художественного произведения



Выполнила

Варкентин Т.И., учитель русского языка

и литературы СШ № 81 г. Караганды



Караганда, 2015 г.

Используемая литература:



  1. Г.И. Беленький, М.А. Снежневская

Изучение теории литературы в средней школе.

М., «Просвещение», 1983г.


  1. И.С. Збарский, В.П. Полухина

Внеклассная работа по литературе

М., «Просвещение», 1985г.


  1. В.М. Лизинский

Приемы и формы в учебной деятельности

Центр «Педагогический поиск»,

М., 2002г.

Питает жизнь ключом своим искусство,

Другой твой ключ - поэзия сама.

Заглох один, - в стихах не стало чувства,

Забыт другой, - струна твоя нема.

С.Я. Маршак.


I Развитие навыков творческого чтения.

  1. Развитие навыков сравнения.

а) Сравнение вариантов одного произведения.

б) Сравнение разных переводов одного произведения.

в) Сравнение различных рецензий на одно произведение.

г) Сравнение различных иллюстраций к одному произведению.

д) Сравнение прозаического произведения с инсценировкой или экранизацией.

е) Сравнение различных решений одной проблемы разными авторами.

2. Развитие стилистического чутья.

а) Подобрать стилистически характерные для данного автора отрывки. Объяснить, в чем характерность подобранных отрывков.

б) Узнать автора по отрывку. Объяснить, почему данный отрывок должен принадлежать тому или иному автору.

в) Узнать автора по пародии на него.

г) В прозаическом или стихотворном тексте, где пропущены преподавателем отдельные слова, воспроизвести пропущенное и аргументировать выбор того или иного слова. Сравнить с авторским текстом и объяснить, почему автор предпочел именно данное слово.

д) Дописать стихотворение на основании данного начала, прочитанных первых двух строк следующей строфы и последних (рифмующихся) слов оставшихся двух строк. Сравнить и обсудить варианты.

е) Написать сочинение в заданном стиле (стилизация или пародия) на заданную тему.

3.Мысленный эксперимент с художественным образом.

а) Рассказать фабулу произведения от имени одного из его героев.

б) Приготовить пересказы отрывков произведения от имени двух или нескольких его героев.

в) Рассказать от имени героя о событии, в произведении не упоминающемся.

г) Написать о поведении героя в измененных обстоятельствах.

д) Написать о прошлом героя.

е) Представить себе детство героя, среду, в которой сформировался его характер.

ж) Написать о будущем героя.

з) Написать концовку произведения, которое прочитывается не до конца. Потом сверить с авторской и обсудить.

  1. Развитие навыков суждения и оценки

а) Выписать из книги место, которое особенно понравилось, и объяснить почему.

б) Выписать место, которое показалось неубедительным или фальшивым, и объяснить почему.

в) Написать аннотацию и рецензию на одно и то же произведение, показать разницу между аннотацией и рецензией.

  1. Углубление понятия о композиции произведения.

а) Составить план к произведению.

б) Выделить в прочитанном произведении элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

II Литературно - творческие упражнения.

  1. Описания, наблюдения, характеристики.

  2. Творчество в рамках жанра.

а) Диалоги. Записать услышанные и придумать такие диалоги, в которых бы отразились особенности собеседников.

б) Сценки. Задача та же: сделать персонажей сценки узнаваемыми.

в) Развитие журналистских навыков: интервью, очерк, фельетон, рассказ.

  1. Развитие литературно - творческого воображения.

а) Сочинение по ассоциации (темные подворотни, девочка в розовом платье, старинная книга).

б) Свободные сочинения с обусловленным местом (Курильские острова, Чистые пруды) или временем (век, десятилетие)

  1. Работы, поощряющие самонаблюдение и самовыражение школьников.

а) Сочинения в эпистолярном жанре.

б) Сравнение с литературными образцами, написанными в эпистолярном жанре.

в) Страницы из дневника. Жанровая свобода дневника, допускающая включение воспоминаний, выписок из прочитанного, рассуждений, оценку людей и событий.

г) Сочинения, требующие анализа философских и этических понятий, рассуждения о красоте и правде.

Данные упражнения, приемы и формы помогают учащимся грамотно анализировать художественное произведение.


© 2010-2022