Урок-соревнование в 6 классе по теме Имя прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа №16

с углублённым изучением отдельных предметов.


План-конспект открытого урока русского языка в 6Б классе.

Тема « Имя прилагательное».

Учитель Асанова Л. В.





Нижнекамск

2010

Цели и задачи: 1.Добиваться от учащихся знания основных признаков имени прилагательного как части речи. Работать над лексическим значением прилагательного, учить видеть смысловые оттенки одного прилагательного в разных предложениях.

2. Учить видеть роль прилагательного в речи, развивать потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, развивать умение оперировать такими лексическими понятиями как «синонимы», «антонимы», «прямое и переносное значение слова». Совершенствовать умение согласовывать прилагательные в роде, числе и падеже.

3. Формировать интерес к русскому языку, стимулировать уч-ся к овладению нормами литературного языка.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок- соревнование

Методы и приёмы: словесный, беседа, объяснение, наглядный, практический, частично-поисковый,

Оборудование и наглядность: карточки с планом комплексного анализа текста, карточки с текстами для анализа, карточки с предложениями для работы по третьему, пятому заданию, иллюстрации для 9-го задания, сигнальные карточки, звёздочки.



Ход урока.

  1. Орг. момент.

_ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок- повторение по теме « Имя существительное». Урок необычный. Вы будете соревноваться друг с другом. Класс мы поделили на три команды. И ваша задача- правильно выполнить как больше заданий. За каждое правильно выплненное задание команда получает звёздочку.

  1. Обобщение изученного материала.

1 задание.

-Спишите предложение, расставляя знаки препинания, выделите основы, подчеркните прилагательные как члены предложения, составьте схему.( 3 ученика работают на доске, остальные в тетрадях.) У каждой команды свое предложение.

  • Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера, и в прибрежных кустах завозились утки.

- Проанализируй своё предложение. Объясни правописание слова прибрежный.

  • Луна не тускла, не бледна, не задумчива, не туманна, а чиста, прозрачна, как хрусталь.

- В чем особенность твоего предложения?

  • Неопытный человек скажет, что все соловьи поют одинаковые песни.

- Какова структура твоего предложения? Объясни орфограмму в слове неопытный.

(Проверка при помощи сигнальных карточек)

2 задание.

- Ребята, я буду читать пословицы по очереди каждой команде, ваша задача объяснить значение пословицы при помощи прилагательного, раскрывающего какое-либо качество человека. Если команда не может подобрать нужное слово, ей помогают другие команды, ответившая правильно, получает звёздочку.

  • В рубашке родился. (везучий)

  • Семи пядей во лбу.(умный)

  • Лесом шёл, дров не видел.(невнимательный)

  • Сухим из воды выйдет.(ловкий)

  • Мухи не обидит. (смирный)

  • За смертью посылать.( нерасторопный)

  • Ни «а», ни «б» не смыслит. (глупый)

  • Молодец на овец, а на молодца сам овца. (трусливый)

  • Здоров на еду, да хил на работу. (ленивый)

3 задание.(на карточках)

Учитель читает обе карточки.

- Кто узнал произведение по отрывкам? (« Снежная королева»)

- Кто автор?

- На карточке даны предложения. Из них 1-я команда выписывает синонимы к слову красивый, 2-я команда- к слову некрасивый. У 3-й команды свои карточки. Она выписывает синонимы к слову необычный.

Для 1-й и 2-й команды:

  1. - Что ты хнычешь?- спросил он Герду.- У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! Фу! - закричал он вдруг. - Эту розу точит червь. Какие гадкие розы. А у этой стебель скривился. Торчат в безобразных ящиках, и сами безобразные.

  2. Берега реки очень красивы; повсюду здесь росли чудесные цветы, прекрасные вековые деревья, на склонах паслись овцы и коровы, но людей нигде не было видно.

  3. Герда обвила его (куст) ручонками, стала целовать цветы и вспомнила о тех великолепных розах, что цвели у неё дома, а потом и о Кае.

  4. Она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более пленительного лица. (Г.Х. Андерсен)

Для 3-й команды:


  1. Наконец она подплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился крытый соломой домик с необыкновенными красными и синими стёклами в окошках; у дверей его стояли два деревянных солдата и отдавали ружьями честь всем, кто проплывал мимо.

  2. Окна были высоко от пола и все застеклены разноцветными- красными, голубыми и жёлтыми стёклышками; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом.

  3. Тут она взяла с полки и развернула большой кожаный свиток, он был покрыт какими-то странными письменами.

  4. Герда вспомнила большие красивые снежинки под увеличительным стеклом, но эти хлопья были гораздо больше и страшнее; а кроме того, вид у них был самый диковинный, и двигались они сами, как живые.

( Г. Х. Андерсен)

4 задание.

- В следующих отрывках из басен Крылова найдите антонимы к словам

1-я команда - к слову сильный

2-я команда - чистый

3-я команда - подберите синоним к слову длинный.

Данные слова запишите вместе с теми, которые вы нашли.

  • У сильного всегда бессильный виноват.

  • «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?»

  • Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать.

Укажите способ образования найденного слова. Подберите к найденному слову однокоренные.

1-я : Бессильный- сильный (приставочный). Сила, силач, силовой, всесильный…

2-я : Нечистый- чистый(приставочный).Чистота, чистюля, чистить, чистенький.

3-я : Предлинный- длинный (приставочный). Длина, длиннющий, длинненький.

5 задание.(на карточках)

- Для следующего задания вам понадобится карточка №2

-Допишите окончания имён прилагательных, определите их род, число, падеж. Велик… землю, любим… землю, где мы родились и живём, мы Родиной светл…, мы Родиной мил…,мы Родиной нашей зовём!( М. Лисянский)

  • В осеннн… тумане, в январск… снегу стоит Ленинград на морск… берегу.( Н. Поляков)

  • О Русь- малинов… поле и синь, упавшая в реку,- люблю до радости и боли твою озёрн… тоску.(С. Есенин) Я клянусь: без устали повсюду охранять родим… края.(Б. Дубравин).

К доске приглашаются по одному представителю от 1-й и 3-й команды.

Представитель 2-й команды работает на месте.

Морфологический разбор прилагательного

Любимую(землю)

Родимые (края)

В осеннем (тумане)

1-я и 3-я команды сверяют разборы с разборами на доке, представителю от 2-й команды задаются вопросы по разбору.

Примерные вопросы:

- Какую часть речи разбирали?

- Какая нач. форма у данного слова?

- Перечисли пост. признаки?

- Назови непост. признаки.

- Какова синтаксическая функция?

6 задание. (на карточках)

- Найдите карточку №4 . Какие Значения имеет выделенное прилагательное в приведённых ниже предложениях?

1-я команда рассматривает 1-е предложение, 2-я - второе, 3-я - третье.

1. При взгляде на эту крохотную грустную фигурку мне стало ясно. Что в словах Тыбурция, хотя я и не понимал их значения, - заключается горькая правда.

2. …Вместе с тем дрогнула в моем сердце и нота щемящей любви, смешанной с горьким сознанием: никогда этот человек не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей.

  1. Отец тяжело перевёл дух. Я съёжился ещё более, горькие слёзы жгли мои щёки.

(В.Г. Короленко)

Для справок: горький, -ая, -ое.

  1. Имеющий неприятный вкус. Горькое лекарство.

  2. Полный горя, очень тяжёлый. Горькая доля.

  3. Вызывающий огорчение, горе. Горькое разочарование, горькая весть.

  4. Несчастный. Горький сирота.

7 задание.

-Образовать от данных на доске прилагательных различные варианты степеней сравнения, которые не должны повторяться. ( Задание выполняется всеми членами команды по цепочке.)

  • Опасный (опаснее, опасней, более опасный, менее опасный, опаснейший, самый опасный, наиболее опасный, наименее опасный, наиопаснейший).

  • Причудливый (причудливее, причудливей, более причудливый, менее причудливый, причудливейший, самый причудливый, наиболее причудливый, наименее причудливый.)

  • Тяжёлый (тяжелее, тяжелей, более тяжёлый, менее тяжёлый, тяжелейший, самый тяжёлый, наиболее тяжелый, наименее тяжёлый,

  • Лёгкий

  • Широкий

  • Мелкий

8задание.

Задание записано на доске.

Запишите начало предложений и закончите их так, чтобы первое предложение стало сложным, второе-с однородными членами, третье- с прямой речью.

1) Когда в бараньем тулупе и в сапогах из бычьей кожи на крыльцо вышел охотник…..

2) На свежем снегу хорошо были видны … … … следы.

3) Подъехал наездник в большой волчьей папахе и спросил: … .

Первая команда прочитайте 1-е предложение. 2-я - второе. 3-я - третье.

В каком значении употреблены притяжательные прилагательные? ( В прямом)

9задание

Подберите словосочетания со сложными прилагательными, к данному рисунку.

10задание ( на доске)

- Как вы знаете в русском языке можно, выражая одну и ту же мысль, использовать параллельные (синонимичные) сочетания. В следующих сочетаниях замените существительные прилагательными, сохраняя мысль, выделите суффиксы.

Объясните правописание суффиксов в прилагательном

ткацкий

серебряная


Для 1-й команды:

  1. Дом барина- барский

  2. Станок ткача- ткацкий

  3. Ложка из серебра - серебряная

  4. Избушка из дерева- деревянная

  5. Грива льва- львиная

  6. Компот из клюквы - клюквенный

  7. День без ветра- безветренный

Для 2й команды:


  1. Звание учителя

  2. Шапка киргиза

  3. Плащ из кожи

  4. Ваза из стекла

  5. Пух лебедя

  6. Крыша из соломы

  7. Гнездо грача

Объясните правописание суффиксов в прилагательном

учительский

стеклянная



Для 3й команды:

1.Аппетит как у зверя

2.Жара в июле

3.Удобрение из торфа

4.Солдатик из олова

5.Когти ястреба

6.Произведение, не имеющее цены

7.Зарядка утром

Объясните правописание суффиксов в прилагательном

ястребиный

бесценный



11задание (на карточках)

Комплексный анализ текста по плану.


  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Докажите, что это текст. Определите тему и главную мысль. Озаглавьте текст.

  3. Определите тип речи.(Повествование, описание, рассуждение.)Определите вид связи между предложениями (Цепная, параллельная, сочетание цепной и параллельной связи). Укажите средства связи между предложениями в тексте.(Лексические: синонимы, антонимы, повторы слов, однокоренные слова. Грамматические: союзы, , замена существительного местоимением.)

  4. Определите стиль текста. (Художественный, официально-деловой, научный, публицистический, разговорный…) Назовите приметы стиля (лексические, грамматические, синтаксические особенности; целевая направленность текста).

Текст для 1-й команды. По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцвела черёмуха. Зато зацвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно- зелёными. Взошедший овёс зелёными солдатиками расставился по чёрному полю. В болотах поднялась высоко осока, дала в тёмную бездну зелёную тень, по чёрной воде завертелись жучки- вертунки.( М. Пришвин)

Текст для 2-й команды.. Текст-это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности. Текст имеет заглавие. В тексте можно выделить план содержания и план выражения этого содержания (языковые средства). Специальные языковые средства отражают связь предложений в тексте.

Текст для 3й команды..

-А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? - спрашивал круглолицый Колечка.

-Ну, это просто, - пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. - Нешто ты

колодезь- журавль не видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

-А я так полагаю, что журавль прежде колодца был, - задумчиво заметил Петрак. - Птица раньше объявилась…

- Факт раньше! - воскликнул поражённый этой мыслью Колечка…

Примерный анализ 1-го текста

Это текст, так как все предложения объединены по смыслу и интонационно. Тема- красота весенней природы, главная мысль -наблюдение за прекрасным в природе.

Тип речи описание. Так как здесь описывается природа. Вид связи - сочетание цепной и параллельной. Первые три предложения - цепная связь . Они связаны лексическими средствами связи - это использование однокоренных слов (отцвела, зацвела), синоним к этим словам-раскрылись. однокоренные слова. Грамматические средства: союзы зато, тоже. Остальные предложения связаны параллельной связью.

Стиль теста- художественный. Приметы стиля: использование эпитетов, сравнений.

Примерный анализ 2-го текста

Это текст, так как все предложения объединены по смыслу и интонационно. Тема- понятие текста. Тип речи- повествование. Вид связи - цепная. Предложения связаны между собой повтором слова текст. Это слово повторяется в каждом предложении.

Стиль текста - научный. Его особенности- научная терминология (языковые средства, план содержания, план выражения).

Примерный анализ 3-го текста

Это текст, так как все предложения объединены по смыслу и интонационно. Тема- лексическое значение слова журавль и его происхождение. Форма речи- диалог. Вид связи - цепная. Предложения связаны между собой повтором слова журавль, а также используется синоним-птица. Большую роль в этом тексте играет интонация (вопросительная, восклицательная).

Стиль текста - разговорный. Приметы стиля: 1) форма диалога

2) просторечные слова - нешто, колодезь

III. Подведение итогов урока.

- А сейчас подведём итоги нашего соревнования. Какая команда набрала большее количество звёздочек?

IV. Д/з Внимательно прочитайте 3 главу былины « Илья Муромец и Соловей Разбойник», найдите в ней прилагательные и установите, какие из них являются постоянными эпитетами и часто встречаются в произведениях устного народного творчества.

© 2010-2022