- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературного чтения Осеева В. Волшебное слова
Конспект урока литературного чтения Осеева В. Волшебное слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мироевская Н.С. |
Дата | 09.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
В.Осеева "Волшебное слово"
2013 год
Цель: Знакомство с биографией и рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»
Метапредметные УУД
ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,энциклопедий, справочников.
Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов)
Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)слайд 1
- Положите цветок добра и хорошее настроение на обе ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка и вам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро и хорошее настроение в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас и доставляет радость. У вас появляются новые силы. Вы чувствуете, как ваше сердечко наполняется удовольствием и радостью. Вам приятно и радостно. Вас овевает теплый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами на уроке.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пошлите друг другу добрые мысли.
2. Вступительная беседа
-Дорогие ребята, совсем недавно на уроках чтения вы начали изучать новый раздел. Давайте вспомним, как он называется? А для тех, кто затрудняется - моя подсказка.
-Что здесь нарисовано? Правильно, барабан. На нём и написана тема. Начинайте читать с заглавной буквы, двигаясь дальше по дорожкам от одной буквы к другой. (Я и мои друзья.)
Слайд 1
-У каждого из вас есть друзья или люди, с которыми вы очень часто общаетесь. Какие правила в общении с людьми вы знаете?( Быть честным, не придавать, помогать , быть вежливыми по отношению друг к другу.)
-Правильно! Каждый человек должен быть вежливым.
-Что такое вежливость?( ответы детей)
- До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа- от слова « ведать», « знать». Вежа- человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и « вежество». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово « вежество» превратилось в « вежливость».
- Это качество важно для всех людей.
3) Речевая разминка(работа в четверках)
(6-ти группам по выбору раздаются стихи. На подготовку 3 мин. Группа должны прочитать стихотворение и выбрать одного кто будет читать у доски)
- У вас на партах лежат стихотворения о вежливых словах, прочитайте их про себя и подготовьтесь к выразительному чтению
До свидания!
« До свидания!»
На прощанье говорим;
О том и речь
Что ещё нас ждут свиданья,
Много -много новых встреч!
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути! »-
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Здравствуйте.
-Здравствуйте! -ты скажешь человеку.
-Здравствуй! -улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрый день.
-Добрый день! -тебе сказали.
-Добрый день! -ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Физминутка:
Я попрошу вас встать. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда. Когда я назову вежливое слово.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры похлопайте в ладоши!
Потопайте!
Попрыгайте, пожалуйста!
Руки вперёд.
Глазки закройте, пожалуйста!
Будьте так любезны, откройте глазки!
Прыгните!
Присядьте, пожалуйста!
Сядьте на место, пожалуйста!
4. Работа в парах
-У вас на партах лежат листочки. На них записаны различные слова.
Посмотрите, прочитайте слова! Что вы заметили? На какие 2 группы можно разделить их?
Не забывайте о правилах работы в паре:
-уметь договариваться
-работать дружно
-учитывать мнение соседа
*Крибли-крабли-бумс
* Спасибо
*Эники-беники
*Пожалуйста
*Трах-тибидох
*Извините
*Абракадабра
- По какому признаку вы разделили слова?
-Как мы называем эти слова?(вежливые)
-Как ещё называют эти слова?( волшебными)
-Почему их отнесли к волшебным словам?( они делают нас добрее, внимательнее друг к другу)
-Посмотрите, пожалуйста, на данную выставку книг.
Слайд
-Чтобы узнать тему урока прочитайте автора и названия этих книг.
-Попробуйте найти книгу, которую мы сегодня будем читать. Её название соответствует кроссворду на доске.(волшебное слово)
-Автор всех этих книг замечательная писательница Валентина Осеева.
О ней нам расскажет…
Что вы узнали о В.Осеевой?
Слайд
5.Работа над новым произведением
Словарная работа
Прежде чем мы познакомимся с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов и выражений, которые встречаются в тексте и могут быть вам непонятны: слайд
- Чуть не поддал хорошенько - …(чуть не ударил)
Стряпала - …(готовит еду)
Противень - …(металлический лист с загнутыми краями для жарения, выпечки в духовом шкафу)
Слайд
Нам встретятся сложные слова и выражения.
-
Пав-ли-ко-вой
-
Про-бор-мо-та-ла
-
Мор-щи-нис-то-е
-
Го-рячень-ко-го
-
При-го-ва-ри-ва-ла
-
Пу-те-шест-вен-ник
Физминутка для глаз
Первичное чтение ( чтение со стопами)
Проверка первичного восприятия:
-
О чем заставляет задуматься этот рассказ
-
Почему В. Осеева назвала его « Волшебное слово»?
-
Кто является главными героями этого рассказа?
-
Что случилось с Павликом?
-
Как об этом узнал старик? Найдите в тексте это предложение.
-
Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели в начале рассказа? Почему?
-
Почему Павлик хотел убежать из дома?
-
Правда ли, что все обижали мальчика? Почему?
-
Что же за слово прошептал ему старик?
-
Всегда ли вежливое слово может быть волшебным? (вежливое слово становится волшебным, если его произносят от души, с добротой и нежностью)
-Найдите в тексте совет, как надо произносить это слово?
Слайд
-У меня на слайде иллюстрация к тексту найдите, строки, которые соответствуют ему.
Слайд
-У меня на экране есть план к рассказу, но части перепутались местами.
-Кто вспомнит, как называется план, когда части названы предложениями из текста? (цитаты)
Давайте с помощью данных в плане цитат постараемся восстановить последовательность событий в тексте. В классе развешаны листы с этими цитатами вам нужно выбрать первую и выполнить то движение которое показано рядом ??????Поставим рядом с названием нужную цифру.
-
« Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста»
-
« Скоро совсем убегу»
-
« Я хочу тебе помочь и скажу тебе это слово»
-
«Лена, дай мне одну краску, пожалуйста»
-
«- Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
-
« Скамейка была пуста»
Итог урока Рефлексия
Чему учит произведение В. Осеевой?
Действительно, вежливые слова имеют волшебную силу. Народная мудрость гласит: (Слайд)
-Доброе слово путь к сердцу откроет.
-
Какие вежливые слова мы с вами сегодня вспомнили?
-
Что важного вы узнали для себя?
-
Какую главную мысль мы нашли в рассказе?
-
Кому урок понравился?
-На следующем уроки мы продолжим работу над рассказом « Волшебное слово»
-У вас на столе лежат на парте сердечки двух цветов.
Слайд
КРАСНОЕ - означает « меня взволновали события рассказа, я сопереживаю герою»
БЕЛОЕ - «мне было безразлично»
-Выберите нужное и возьмите его в руки
-Я очень рада, что ваши сердечки открылись для добрых слов и поступков.
Домашнее задание:
Слайд
-Я предлагаю вам дома прочитать выразительно рассказ или нарисовать иллюстрацию к тексту, а также желающие могут составить кроссворд для ребят на тему «Волшебное слово»