Сценарий устного журнала по русскому языку на тему: Латынь вокруг нас

 Может показаться странным, зачем объяснять значение слов, если существую толковые словари, в которых можно без особого труда найти значение многих слов - заимствований, и все-таки лингвисты всего мира считают необходимым анализировать слова, разлагать их на словообразовательные элементы. Логика деления слова на части заимствована из древних языков. Зная "полуфабрикаты"элементов слов, обучающиеся не стали бы задумываться о значении слова и том, как его написать правильно, так как многие слова ру...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»


Преподаватель русского языка и литературы

Нечипоренко Любовь Николаевна


Сценарий устного журнала «Латынь вокруг нас», 10 класс

Сценарий устного журнала по русскому языку на тему: Латынь вокруг нас



Открываем первую страницу устного журнала, используя интерактивную доску

1-й ведущий:

может показаться странным, зачем объяснять значение слов, когда существуют толковые словари, в которых мы без особого труда найдем значение многих слов - заимствований, и все-таки лингвисты всего мира считают необходимым анализировать слова, разлагая их на словообразовательные элементы. Логика деления слова на части заимствована из древних языков.

Многие слова в русском языке являются заимствованиями из древнегреческого и латинского языков.

Так, многие обычные слова, которые мы привыкли считать исконно русскими, на самом деле часто оказываются сложением слов из Греко-латинских элементов. И если бы мы знали эти «полуфабрикаты», не стали бы задумываться над тем, что означают эти слова и как написать трудное словарное слово.

Возьмем слово асимметрия. Как писать две с или две м, а или о.

Вторая страница.



2-й ведущий:

сейчас мы попробуем разложить это слово на части: а в греческом языке означает отрицание, т.е. не;

сим - вместе, значение которого в русском языке несет приставка со; а метр - синоним слова размер. Таким образом, а-сим-метрия по значению соотносится со словом не-со-размерность. После такого расклада вряд ли человек напишет это слово неправильно.

Большинство греко-латинских заимствований в русском языке - научные. Ученые разных стран, чтобы лучше понимать друг друга, называют научные термины латинскими и греческими элементами слов - это языки мертвые (так как на них никто не говорит), нейтральные, всем одинаково чужие, поэтому и никому не обидно.

Третья страница.

3-й ведущий:

сегодня большинство наук называются греческими - логиями (означает мыслить, - графиями (писать, воспроизводить), - метриями (мерить). Но эти значения со временем размылись. География не меньше требует умения мыслить, чем геология - описывать, а геометрия оторвалась от гео -земли, которую она когда-то измеряла, и занимается более широкими вопросами. Астрология вообще не считается наукой, наука же носит имя астро-номия - звездо-законие.

Четвертая страница.

4- й ведущий:

О человеке - антропо-логия

О боге - тео-логия - бого-словие

О времени - хроно-логия

О душе - психо-логия

Библио-графия - умение разбираться в книгах

Стено-графия - умение быстро, плотно писать

Типо-графия - печатание с выпуклых образцов

Лито-графия - печатание с каменных досок

Фото-графия - печатание с помощью света

При этих науках - соответственные устройства:

теле-граф - «дально-писать»

теле-фон - «дальне звучать»

теле-пат - «дально-чувствовать»




Пятая страница.

5-й ведущий:

если бы мы спросили у древнего грека, что такое катэтос, он бы нам сказал, что это отвес, Отсюда в русском и в других иностранных языках математический термин катет обозначает то же самое, сравни: катастрофа, катар, катаракта, каталог, катапульта.

Когда что-то движется вокруг чего-то, то время этого обращения называется перо-од. Когда сходятся на совет церковные чины, то это - син-од




Шестая страница.





6-й ведущий:

Диа-лог - разговор между лицами

Диа-лектика - рассуждение, ход мыслей

Про-гноз - предвидение будущего

Диа-гноз - познание настоящего

Мы говорим сим-вол - это предмет, обозначающий другой предмет или понятие, единое с ним. Происходит соединение.

А какую взять, противоположную приставку, чтобы получить значение «разъ-единение»?






Седьмая страница.

7-й ведущий:

приставку диа - получится сам диа-вол, который губит людей, заводя рознь между ними. Так дьявола представляли древние греки

Вот до каких глубинных значений и смыслов можно дойти.



Восьмая страница.


8-й ведущий:

а теперь попробуем сопоставить слова полигон, тригонометрия, диагональ. Значения слов разные, и, тем не менее, все эти слова составлены по одной словообразовательной модели. Их одинаковый элемент гон в переводе с греческого означает угол. Теперь можно ответить на вопрос: почему здание военного министерства в Вашингтоне называется Пентагоном?

Конечно, потому, что оно имеет пятиугольную форму.

Мы часто не догадываемся о том, что многие слова, на первый взгляд, совершенно не связанные между собой по значению, имеют логическое сходство. Например, что общего между такими словами, как теорема и театр, спектакль и конспект?

Вообще театр и спектакль построены по одной модели - латинское спектаре и греческое теомай означают одно и то же - смотреть, А что тогда означает слово конспект? Обзор. Таким образом, слово конспект и спектакль имеют общую смысловую основу.

Девятая страница.

9-й ведущий:

слово теорема первоначально означало зрелище (как и театр), а затем возникло значение рассмотрение какаго-нибудь утверждения для доказательства.

И таких соответствий в русском языке очень много. Целый ряд слов, например, связан с латинским словообразовательным элементом танг, такт, тегр, что означает трогать, касаться, сюда же по логике относятся математические термины тангенс, котангенс, что означает буквально - касающийся (соприкасающийся), касательная.

В потоке жизни мы даже не задумываемся над тем, что многие слова из различных областей знания, искусства, самых разнообразных наук имеют одно и тоже происхождение, и в результате, не зная происхождения слов, их исконного значения, мы теряем существенно больше времени на осмысление информации, чем, если бы мы обладали этим знанием. В русском языке греко-латинских словообразовательных элементов так много, что даже талантливый с феноменальной памятью человек не сможет удержать их всех в голове.

Десятая страница.

10-й ведущий:



Несколько примеров:

Агр (о) - земля, почва, поле - агроном, агротехника, агрохимия.

Аг (ог0, ег, ог, иг - вести, сопровождать, воспитывать, производить, уводить, уносить, вызывать, уходить - демагог, педагог, стратегия;

Библио - книга, сочинение, листок, глава - библия, библиотека;

Бронх - горло - бронхи, бронхит;

Гаст - желудок, живот - гастрология, гастрит, гастроном.

Гео - земля - география, геология, геометрия, геофизика

Гемо - кровь, относящийся к крови - гематология, гематома, гематоген

Гипн - сон - гипноз


Одиннадцатая страница.


Сценарий устного журнала по русскому языку на тему: Латынь вокруг нас



Вывод на интерактивной доске:

Изучайте латынь, узнав которую, познаете русский язык.



© 2010-2022