Статья Формирование языковой личности, владеющей коммуникативными тактиками

Компетентностный подход к обучению требует использования методов и приёмов, в первую очередь, практической направленности. Статья "Формирование языковой личности, владеющей коммуникативными тактиками" является обобщением опыта работы по развитию языковой компетенции учащихся. В ней рассматриваются некоторые формы и методы, способствующие повышению речевой культуры старшеклассников и студентов колледжей.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование языковой личности, владеющей

коммуникативными тактиками


Шульгина Н.Б., преподаватель ГБОУ СПО

«Нижнекамский нефтехимический колледж»


В основе любой деятельности человека лежит коммуникативная речевая деятельность, поэтому, в ряду других профессиональных умений, овладение коммуникативными тактиками должно продолжаться в течение всей жизни.

Умение спрашивать, слушать, говорить, отвечать - вот те действия, которые помогают человеку на пути к созданию себя, своей судьбы. «Язык - ко всем знаниям, ко всей природе - ключ», - сказал Г.Р. Державин.

Методическая тема, над которой я работаю уже много лет - «Формирование языковой личности, владеющей коммуникативными тактиками».

Языковая личность [1] - совокупность способностей и свойств человека, направленных на создание и восприятие им устных и письменных словесных произведений, отличающихся:

- структурно-языковым составом;

- точностью отражения действительности;

- целенаправленностью.

Коммуникативная тактика [1] - совокупность правил и приёмов вербального общения, реализуемых в процессе коммуникации.

Коммуникация [1] - акт социальных взаимодействий, предполагающих обмен информацией.

Самые результативные подходы в обучении языку - текстоцентрический и коммуникативно-деятельностный., т.е. язык рассматривается и усваивается не абстрактно, а с установкой на применение тех или иных средств в конкретной жизненной ситуации. Поэтому необходимо учить учащихся анализировать тексты разных стилей с точки зрения их назначения и сферы употребления.

Следующий этап работы - это составление текстов.

Необходимо отметить, что изучение стилистики на любом этапе - это творчество. Учащиеся в полной мере могут проявить свои способности, аналитические, лингвистические.

Действенными методами, способствующими формированию речевой культуры, являются лингвистический анализ текста и речевой тренинг.

Лингвистический анализ текста позволяет в совокупности рассмотреть все единицы языка без отрыва от практики общения (метапредметный уровень) и других дисциплин (межпредметные связи), формируя целостное представление о языке (так как сохранение информации в памяти учащихся, а также умение использовать эту информацию в той или иной ситуации общения - это трудная задача). Метод позволяет развивать языковое чутьё, внимание, логическое мышление; расширяется пассивный и активный словарь; это серьёзное подспорье для развития связной речи. Параллельно решаются задачи эстетического воспитания.

Речевые тренинги могут быть разными. Этот метод используется с целью формирования определённых навыков общения. Преподаватель предлагает ситуацию, обязательно оговариваются требования к учащимся. Большое значение имеет жизненный опыт учащихся, уровень сформированности у них навыков общения, культуры поведения.

Очень интересно проходит тренинг «Спор». Дело в том, что у многих людей нет представления о правилах ведения споров. Поэтому мы часто можем наблюдать, как спор перерастает в конфликт, истина находится не с помощью логических доводов, а с помощью повышенной интонации или кулаков.

Предварительная работа заключается в том, что преподаватель объясняет правила ведения спора, выясняет, что знают об этом учащиеся. Проводится словарная работа: уточняется значение слов «аргумент», «довод», «рассуждение», «умозаключение» и др.

Учащиеся делятся на группы по три человека, выбирают тему спора, но не готовятся к нему заранее.

Затем начинается работа подгрупп. Когда два человека спорят, третий наблюдает, а затем анализирует высказывания и действия споривших с точки зрения логичности, убедительности, культуры речи, жестикуляции и т.д. Можно, конечно, просто разделить класс или группу на две части. Такую форму организации спора я тоже использую. «Минус» такой формы в том, что в споре участвуют не все, а только самые активные, остальные отмалчиваются.

Тренинги, помимо формирования речевых навыков, помогают решать воспитательные задачи: способствуют развитию умения слушать и слышать других людей, уважительно относиться к чужому мнению. Умение отстоять свою точку зрения грамотно, убедительно или мудро пойти на компромисс - такие навыки пригодятся нашим ребятам в жизни. Способность грамотно, убедительно, говорить - также необходимое требование к современному специалисту любого профиля.

Таким образом, можно сказать, что, обучая наших ребят языку, мы решаем не только образовательные задачи. Мы, прежде всего, формируем в них личность, способную проявить себя на любом поприще.

Литература

1. Ю. Н. Караулов «Русский язык и языковая личность», М.: Издательство ЛКИ, 2009

© 2010-2022