- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа проектной деятельности Занимательный русский язык 5 класс
Рабочая программа проектной деятельности Занимательный русский язык 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вавилова Т.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ростовская область, Азовский район, село Самарское
МБОУ Самарская СОШ №4 азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Самарской СОШ № 4
Приказ от 29.08.2014 г. № 109
И.В. Пивненко.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проектной деятельности «Занимательный русский язык»
Основное общее образование 5 класс
Количество часов 35
Учитель Вавилова Татьяна Николаевна
Рабочая программа проектной деятельности в 5 классе разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ Самарской СОШ №4 в соответствии с требованиями ФГОС.
Пояснительная записка
Рабочая программа проектной деятельности в 5 классе разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ Самарской СОШ №4 в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи на основе следующих этапов: постановка проблемы, изучение теории по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов достижения результата.
Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.
В основе проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве. С помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно; повторять практический материал, правильно, непринужденно уметь себя оценивать.
Цель проектной деятельности - развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и настойчивого стремления овладеть этими богатствами, воспитание любви и уважения к русскому языку.
Задачи:
1 расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
2 расширить лингвистический кругозор учащихся;
3 развивать творческие способности учащихся;
4 формировать умение детей самостоятельно работать с Интернет-ресурсами.
Общая характеристика учебного курса
Проект по созданию и оформлению тематических упражнений создан на базе учебника по русскому языку для 5 класса по редакцией Е.А. Быстровой. В ходе выполнения проекта школьники повторяют изученный материал, закрепляют основные правила орфографии и пунктуации при подборе заданий, т.к. слова, словосочетания и предложения для своих заданий, формулировку заданий подбирают сами.
Это парный проект. Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать решение, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Данный проект позволит отойти от авторитарности в обучении, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получат сумму знаний по русскому языку, но и обучатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Самостоятельная деятельность позволит решить проблему разноуровневой подготовки учащихся, т.к. каждая пара трудтся в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения.
У обучающихся появятся реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
Выполнение проекта даст возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
Место проекта «Занимательный русский язык» в базисном учебном плане
Проект «Занимательный русский язык» входит в федеральный компонент БУП-2004 года и согласно учебного плана МБОУ Самарской СОШ №1 изучается в 5 классе 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Основные разделы курса и последовательность их прохождения: «Подготовительный этап», «Организационный этап», « Практический этап», «Заключительный этап», «Этап подведения итогов»
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел
Тема
УУД
1
Подготовительный этап
Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;
Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;
Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;
Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;
Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
- владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения,
- сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация,
- умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом,
- умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
2
Организационный этап
Анализ имеющейся информации.
3
Практический этап
Выделение материала, который будет использован в исследовании;
Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);
Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.
4
Заключительный этап
Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.
5
Этап подведения итогов
Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
К-во ч
Вид контроля
Планируемый результат
Основные виды учебной деятельности
Оборудование
Доп литература
Дата
предметные
метапредметные
личностные
1
Выбор темы проекта
1
Научиться выявлять коммуникативные возможности языка.
Умение видеть проблему . ставить вопросы . выдвигать гипотезы
Формирование «стартовой» мотивации к изучению материала. Осознание красоты
и эстетической ценности русского языка
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
Постановка цели.
ПК
04.09.14
2
Формирование рабочих групп
1
-Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
-объяснять языковые
Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.
Распределение и выбор заданий
ПК
11.09.14
3
Анализ имеющейся информации.
5
Текущий
Уметь составлять план, подбирать материал, логически излагать свои мысли. Осознать значение слова как части речи, повторить полученные ранее знания
Расширить представление о месте частей речи в русском языке, уметь опознавать различные части речи
Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, владение устной речью, умение логично излагать свою точку зрения.
Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.
Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.
Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.
Построение плана деятельности:
Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
ПК
18,25.09
3,9,16.10
Практический этап
4
Выделение материала, который будет использован в исследовании;
«Путешествие в страну Морфологию»
3
Текущий
Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, объяснять языковые явления, процессы.
Уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить его чистоту.
Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.
Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.
Исследование. Сбор данных с помощью учебника русского языка 5 класса, справочников по русскому языку в кабинете, Интернет. Анализ и обработка данных. Интерпретация результатов. Разработка игрового материала.Подбор музыкального сопровожденияПодбор и изготовление иллюстративного материала
ПК
А. Акишина "Игры на уроках русского языка".
Т. Жаркова "Занимательный русский язык".
Н. Соловьева "Русский язык в задачах и играх".
23,30.10
13.11
6
Имя существительное - ведущая часть речи.
6
Текущий
Расширить представление об имени существительном, его морфологических и синтаксических признаках, овладеть навыками нахождения его в предложении
-Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
-объяснять языковые
Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.
Осмыслить понятие «предмет» в грамматике.
Выявлять
грамматическое значение,
определять
морфологические признаки
имени
ПК
20, 27.11,
4, 11,18, 25.12
7
Самая изобразительная часть речи. (Имя прилагательное").
7
Текущий
Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного, осмыслить понятие «признак предмета», уметь разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль
-Формирование навыков работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования структуры слова.
Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.
Осмыслить понятие «признак предмета». Разграничивать
постоянные и
непостоянные
морфологические признаки
имени прилагательного.
ПК, проектор Определять синтаксическую роль
прилагательных
в предложении
ПК
15,22, 29.01
5, 12, 19, 26.02
8
Самая подвижная часть речи. (Глагол).
7
Текущий
Расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глагола
-Формирование навыков работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования структуры слова.
Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.
Расширить знанияо значении играмматическх признаках глаголов. Осмыслить понятие «действие».Распознавать семантику глаголов
ПК
5, 12, 19.03
2,9, 16, 23.04
5
Обсуждение и оценка полученных результатов
5
Презентация проекта
Уметь осмысливать морфологические особенности частей речи
Формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки.Формирование навыков речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний. Формирование навыков самопроверки и взаимоконтроля в ходе решения задач.
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.
Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.
Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы - консультация с учителем.
ПК
30.04,
7, 14, 21, 28.05
В оценке результата проекта (исследования) учитывается:
-
участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
-
выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
-
также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).
Литература:
Е.А. Быстрова «Русский язык». Учебник для 5 класса в 2 ч. М.: ООО «Русское слово», 2012.
А.А. Акишина «Игры на уроках русского языка». М.: «Просвещение», 1999.
Т.В. Жаркова «Занимательный русский язык». М.: «Просвещение», 1984.
Н.Ф. Соловьева «Русский язык в задачах и играх». М.: «Просвещение», 2000.
А.Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
-
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Адаменко В.А.
29.08. 2014года
-
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Самарской СОШ №4
от 29.08. 2014 года №