Рабочая программа проектной деятельности Занимательный русский язык 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Азовский район, село Самарское

МБОУ Самарская СОШ №4 азовского района

«Утверждаю»

Директор МБОУ Самарской СОШ № 4

Приказ от 29.08.2014 г. № 109

И.В. Пивненко.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

проектной деятельности «Занимательный русский язык»

Основное общее образование 5 класс



Количество часов 35

Учитель Вавилова Татьяна Николаевна

Рабочая программа проектной деятельности в 5 классе разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ Самарской СОШ №4 в соответствии с требованиями ФГОС.

Пояснительная записка

Рабочая программа проектной деятельности в 5 классе разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ Самарской СОШ №4 в соответствии с требованиями ФГОС.

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи на основе следующих этапов: постановка проблемы, изучение теории по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов достижения результата.

Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками.

В основе проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве. С помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно; повторять практический материал, правильно, непринужденно уметь себя оценивать.

Цель проектной деятельности - развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и настойчивого стремления овладеть этими богатствами, воспитание любви и уважения к русскому языку.

Задачи:

1 расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, полу­чаемые учащимися на уроках;

2 расширить лингвистический кругозор учащихся;

3 развивать творческие способности учащихся;

4 формировать умение детей самостоятельно работать с Интернет-ресурсами.


Общая характеристика учебного курса

Проект по созданию и оформлению тематических упражнений создан на базе учебника по русскому языку для 5 класса по редакцией Е.А. Быстровой. В ходе выполнения проекта школьники повторяют изученный материал, закрепляют основные правила орфографии и пунктуации при подборе заданий, т.к. слова, словосочетания и предложения для своих заданий, формулировку заданий подбирают сами.

Это парный проект. Работа в парах требует терпимости друг к другу, умения аргументировать решение, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Данный проект позволит отойти от авторитарности в обучении, ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получат сумму знаний по русскому языку, но и обучатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Самостоятельная деятельность позволит решить проблему разноуровневой подготовки учащихся, т.к. каждая пара трудтся в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения.

У обучающихся появятся реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

Выполнение проекта даст возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

Место проекта «Занимательный русский язык» в базисном учебном плане

Проект «Занимательный русский язык» входит в федеральный компонент БУП-2004 года и согласно учебного плана МБОУ Самарской СОШ №1 изучается в 5 классе 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Основные разделы курса и последовательность их прохождения: «Подготовительный этап», «Организационный этап», « Практический этап», «Заключительный этап», «Этап подведения итогов»

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема

УУД

1

Подготовительный этап

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

- владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения,

- сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация,

- умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом,

- умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


2

Организационный этап

Анализ имеющейся информации.

3

Практический этап

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4

Заключительный этап

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5

Этап подведения итогов

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

К-во ч

Вид контроля

Планируемый результат

Основные виды учебной деятельности

Оборудование

Доп литература

Дата

предметные

метапредметные

личностные

1

Выбор темы проекта

1

Научиться выявлять коммуникативные возможности языка.

Умение видеть проблему . ставить вопросы . выдвигать гипотезы

Формирование «стартовой» мотивации к изучению материала. Осознание красоты

и эстетической ценности русского языка

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Постановка цели.

ПК

04.09.14

2

Формирование рабочих групп

1



ормировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

-объяснять языковые

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Распределение и выбор заданий

ПК


11.09.14

3

Анализ имеющейся информации.

5

Текущий

Уметь составлять план, подбирать материал, логически излагать свои мысли. Осознать значение слова как части речи, повторить полученные ранее знания

Расширить представление о месте частей речи в русском языке, уметь опознавать различные части речи

Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, владение устной речью, умение логично излагать свою точку зрения.

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.

Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.

Построение плана деятельности:

Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции

ПК

18,25.09

3,9,16.10

Практический этап

4

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

«Путешествие в страну Морфологию»

3

Текущий

Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, объяснять языковые явления, процессы.

Уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить его чистоту.

Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.

Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.

Исследование. Сбор данных с помощью учебника русского языка 5 класса, справочников по русскому языку в кабинете, Интернет. Анализ и обработка данных. Интерпретация результатов. Разработка игрового материала.Подбор музыкального сопровожденияПодбор и изготовление иллюстративного материала

ПК

А. Акишина "Игры на уроках русского языка".

Т. Жаркова "Занимательный русский язык".

Н. Соловьева "Русский язык в задачах и играх".

23,30.10

13.11

6

Имя существительное - ведущая часть речи.

6

Текущий

Расширить представление об имени существительном, его морфологических и синтаксических признаках, овладеть навыками нахождения его в предложении

ормировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

-объяснять языковые

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Осмыслить понятие «предмет» в грамматике.

Выявлять

грамматическое значение,

определять

морфологические признаки

имени

ПК

20, 27.11,

4, 11,18, 25.12

7

Самая изобразительная часть речи. (Имя прилагательное").

7

Текущий

Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного, осмыслить понятие «признак предмета», уметь разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль

-Формирование навыков работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования структуры слова.

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Осмыслить понятие «признак предмета». Разграничивать

постоянные и

непостоянные

морфологические признаки

имени прилагательного.

ПК, проектор Определять синтаксическую роль

прилагательных

в предложении

ПК

15,22, 29.01

5, 12, 19, 26.02

8

Самая подвижная часть речи. (Глагол).

7

Текущий

Расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глагола

ормирование навыков работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования структуры слова.

Формирование мотивации к изучению нового на основе составления алгоритма выполнения задания.

Расширить знанияо значении играмматическх признаках глаголов. Осмыслить понятие «действие».Распознавать семантику глаголов

ПК

5, 12, 19.03

2,9, 16, 23.04

5

Обсуждение и оценка полученных результатов

5

Презентация проекта

Уметь осмысливать морфологические особенности частей речи

Формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки.Формирование навыков речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний. Формирование навыков самопроверки и взаимоконтроля в ходе решения задач.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Формирование навыков самодиагностики, самокоррекции, взаимопроверки.

Формирование навыков проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в обучении.

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы - консультация с учителем.

ПК

30.04,

7, 14, 21, 28.05



В оценке результата проекта (исследования) учитывается:

  1. участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;

  2. выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;

  3. также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).

Литература:

Е.А. Быстрова «Русский язык». Учебник для 5 класса в 2 ч. М.: ООО «Русское слово», 2012.

А.А. Акишина «Игры на уроках русского языка». М.: «Просвещение», 1999.

Т.В. Жаркова «Занимательный русский язык». М.: «Просвещение», 1984.

Н.Ф. Соловьева «Русский язык в задачах и играх». М.: «Просвещение», 2000.

А.Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.





  1. СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Адаменко В.А.

29.08. 2014года


  1. СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ Самарской СОШ №4

от 29.08. 2014 года №





© 2010-2022