Модуль Словосочетание 8 класс

Представлен образец изучения темы "Словосочетание" по модульной технологии обучения. Модуль состоит из нескольких блоков: 1) технологическая карта изучения темы с определением основных задач и указанием дополнительного домашнего задания к отдельным урокам; 2) теоретический блок, содержащий основную информацию по изучаемой теме; 3) блок актуализации, выявляющий остаточные знания и определяющий степень готовности к изучению нового материала; 4) практический блок, содержащий задания, необходимые дл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗЕЦ МОДУЛЬ № 2 (фрагмент) © Дмитриева Н. Н.

8 класс СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА № 2

Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях

Связь слов в словосочетаниях.

Порядок слов в предло-жении. Связь подлежа-

щего и сказуемого.

Описание архитектурного памятника

1 - 2

3 - 4

5 - 6

Р.Р. 3

Ⓣвх. ⓘ

㉨ △ ⃞ ◪

Д\з: 1) ТМ2 - I; 2) § 7;

3) упр. 64, 71;

4) СД№ 2 - учить;

5) СМ№ 30 - II;

6) ä схема разбора словосочетания; подготовка к тесту;

7) индивид. зад-я:

№ 2

СД№ 2 ▲⃞ ◪ Ⓣк.

Ⓣвх. ⓘ △ ㉨ ⃞

Д\з: 1) ТМ2 -II (А);

2) §§ 8, 9;

3) вопросы на стр. 47;

4) упр. 85;

5) индивид. зад-я:

№ 2

6) ä

ⓘ ▲

㉨ ⃞ ◪

Д\з: 1) ТМ2-II (Б, В, Г);

2) § 10;

3) упр. 105;

4) СД№ 3 -учить;

5) ä

СД№ 3

⃞ - особенности описания архитектурного памятника.

Изложение-описание архитектурного памятника

Д\з: 1) упр. 108;

2) СД№ 2-3 -повторить;

3) СМ№ 30 -III, V

Условные обозначения

△ - теоретический блок ▲- проверка теоретического блока

㉨ - объяснение учителя ■ - самостоятельная работа (оценка в журнал)

ⓘ - анализ работы, работа над ошибками ● - контрольная работа

⃞ - обучающая работа Ⓣвх. - входной тест ; Ⓣк. -контрольный тест

◪ - самостоятельная работа СД№ -словарный диктант

(оценка в журнал по желанию) Р.Р. - творческая работа

◍ - домашний диктант ä - задания, помещённые после техкарты

К.д. - контрольный диктант СМ№ - справочный модуль

 - блок коррекции

↯ОБЩИЕ ЗАДАЧИ. К концу изучения темы НУЖНО

ЗНАТЬ: 1) признаки словосочетания;

2) название вида словосочетания по главному слову;

3) название способа связи слов в словосочетании.

УМЕТЬ: 1) выделять из предложения словосочетание;

2) определять главное и зависимое слово;

3) задавать вопрос от главного слова к зависимому;

4) определять вид по главному слову; определять способ связи слов;

*5) определять грамматическое значение словосочетания;

* 6) правильно употреблять словосочетания и корректировать допущенные ошибки

ä К урокам 1 - 2. Схема разбора словосочетания

  1. Выделить из предложения словосочетание.

  2. Найти главное и зависимое слово, задать вопрос, указать, какими частями речи они выражены.

  3. Определить вид по главному слову (именное, глагольное, наречное).

  4. Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).

  5. Определить грамматическое значение словосочетания (признак действия - обстоятельственное; признак предмета - определительное; предмет, на который направлены действие или признак, - дополнительное).

Образец. По небу плывут лёгкие облака.

Модуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 класс x где? x где?

Плывут по небу - глаг. + сущ. в Дат. п. с предл.; глагольное; управление; признак действия (обстоятельственное значение).

Модуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 класс какие? x какие? x

Лёгкие облака - прил. + сущ.; именное; согласование; признак предмета (определительное значение)

ä К урокам 1 - 2. В контрольном тесте будут такие задания:

  1. Вопросы на знание теории.

  2. Найти и отметить словосочетания

  3. Найти в словосочетании главное слово и определить вид словосочетания по главному слову

  4. Указать способы связи слов в словосочетаниях.

  5. Определить грамматическое значение словосочетаний.

  6. Найти ошибки в употреблении словосочетаний.

ä К урокам 3 - 4. Домашнее задание.

Прочитайте предложения, найдите грамматические ошибки, исправьте их и запишите предложения в исправленном виде.

1. Герой для спасения людей готов был пожертвовать всё. 2. Я оплатил за покупку и получил коньки.

3. В своём рассказе автор описал о природе нашего края. 4. Этот человек со всеми грубит.

5. Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями. 6. Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Часть I. Словосочетание

Модуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 класс ?

1. Строение : X ( связь по смыслу и грамматически) 2. Вид по главному слову: а) глагольное: x - глагол; б) именное : x - существительное, прилагательное;

Модуль Словосочетание 8 класс в) наречное: x - наречие

3. Способы связи слов ( по зависимому слову):

Способ связи

Вопросы

Часть речи зависимого слова

Примеры

Согласование

Какой? Чей?

Прил., прич., мест., порядк. числ.

Липовая аллея, лечащий врач, наш дом, второй день

Управление

?? косвенных падежей

Сущ. (с предл.); мест. (с предл.)

Помог другу, ничем не заниматься, шли впереди колонны, дружил со мной, чтение книги, два шага, жил в селе

Примыкание

Как? Что делая? Зачем?

Нареч., дееприч., н.ф. глаг.

Говорил громко, очень смешно, ушёл не простившись, уехал учиться


4. Грамматическое значение словосочетаний:

а) определительное ( признак предмета) : любимый город, варенье из вишни; б) обстоятельственное (признак действия, признак признака): жить в городе,

говорить громко, очень неожиданный, уехал учиться;

в) дополнительное (действие направлено на предмет) : подарить вазу, испечь пирог.

* Примечание: не образуют словосочетания:

1) грамматическая основа предложения;

2) существительные с производными предлогами: в течение дня, ввиду болезни;

3) сочетания с союзами и частицами: тоже яркий, чтобы помочь, вряд ли успеем, даже осенью;

4) сочетания, которые образуют один член предложения (сост. глаг. сказ-е; сост. имен. сказ-е):

Я готов помочь. Он работал бухгалтером. Я выбрал самые красивые цветы.

Модуль Словосочетание 8 класс

БЛОК АКТУАЛИЗАЦИИ № 2

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Входной тест ( с последующей самооценкой и самоанализом)

Задание № 1. Укажите правильный ответ

Словосочетание - это:

1) подлежащее и сказуемое

2) сочетание двух(и более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически

3) слова, связанные по смыслу

Задание № 2. Укажите, какие сочетания слов не являются словосочетаниями

  1. шумящая листвой 5) давай подумаем

  2. пребывание за границей 6) программа конференции

  3. из-за горы 7) книга отпечатана

  4. с того берега 8) в течение месяца

Задание № 3. В каких словосочетаниях правильно выделены главные слова?

  1. быстро побежали 5) упали на землю

  2. весёлый смех 6) четыре дерева

  3. читать книгу 7) уехали отдыхать

4) писать аккуратно 8) третий день

х

Задание № 4. Укажите словосочетание глагол + существительное

  1. рассчитать конструкцию 5) восход солнца

  2. петь вполголоса 6) вышит шёлком

  3. претворить в жизнь 7) стоят сосны

  4. относиться по-товарищески 8) произведён расчёт


Задание № 5. Укажите словосочетания с грамматическими ошибками

  1. узнал по возвращению домой 5) уволен согласно приказа

  2. красивый пенальти 6) поступить вопреки совету

3) уехал по окончании школы 7) горячее кофе

4) ароматная шампунь 8) строгий ГАИ


Задание № 6. Укажите словосочетание, в котором вид связи согласование

  1. выучить наизусть

  2. совершенно точно

  3. горячие лучи

  4. одеться по-зимнему


Задание № 7. Укажите словосочетание, в котором вид связи примыкание

  1. пять дней

  2. расположенный на берегу

  3. яркие краски

  4. немного застенчивый

Задание № 8. Укажите словосочетание, которое разобрано правильно

Модуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классх куда? х куда?

1) едут на дачу - глагол + наречие, глагольное, примыкание

Модуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классМодуль Словосочетание 8 классх как? х как?

2) продвигались медленно - глагол + наречие , глагольное, примыкание

Правильных ответов - 18 Оценки за тест:

«5» - 0-1 ошибка «3» - 5-8 ошибок

«4» - 2-4 ошибки «2» - 9 и более ошибок

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ № 2
Уроки 1 - 2. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Грамматическое значение

словосочетаний.

Задачи: 1) повторить известные сведения о словосочетании;

2) уметь определять способы связи слов в словосочетании;

3) уметь определять грамматическое значение словосочетаний.

Задание № 1. Входной тест из МОДУЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ № 2 -I.

Задание № 2. Прочитайте в учебнике § 7 (стр. 28 - 29). Соотнесите эту информацию с ТМ 2 - I (1, 2). Составьте вопросы по содержанию этого материала. Работа в парах. Совместная проверка.

Задание № 3. Из данных сочетаний слов выпишите только те, которые являются словосочетаниями. Обозначьте в них главные слова. Устно объясните свой выбор. Совместная проверка.

Купить брошюру, купленная брошюра, брошюра куплена, куплена в магазине; друг посоветовал, совет друга, советуя другу, советуя по-дружески, дружеский совет, вопреки совету, несколько советов, его советы, двумя советами, два совета, очень дружеский.

Задание № 4. Выпишите словосочетания по группам в соответствии с приведёнными схемами.

Уровень А - самостоятельная работа. Проверяет учитель.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

х х х х х

Прил. + сущ.; прич. + сущ.; прич. + сущ.; сущ. + сущ. с предл. в Род. п.; глаг. + нареч.;

Густая р..стительн..сть, усм..хнулся пр..зрительно , к..литка около изгород.., нареж?те (по)тон?ше,

обл..гчить уч..сть, н..вспаха..ное поле, бор..щийся народ, б..седа (в)течени.. часа, кол..щий глаза, придирч..вый постоял..ц.

Уровень Б - консультирует учитель.

х х х х х

прил. + сущ.; сущ. + сущ. в Род. п.; глаг. + сущ. в Вин п.; нареч. + глаг.; нареч. + нареч.

Красивые цветы, хорошо плавать, очень темно, смотреть кинофильм, гнездо орла, быстро бежать, по-осеннему пасмурно, лесная тропа, работа строителей, уделить внимание.

Задание № 5. Прочитайте примечание к ТМ 2 - I. Спишите предложения, подчеркните в них грамматические основы. Выпишите из предложений все словосочетания, составьте их схемы.

Уровень А - самостоятельная работа. Проверяет учитель.

  1. Зимой голодный заяц рад полакомиться даже молодыми всходами озимой ржи.

2. К полудню совершенно неожиданно и вопреки убеждению старика на тайгу набросился ураганный ветер.

Уровень Б - консультирует учитель.

  1. Через открытую дверь я увидел в комнате большую ёлку.

  2. В саду между деревьями пестрели на клумбах яркие цветы.

Задание № 6. Прочитайте материал § 7 (стр. 32) и ТМ 2-I (3). Охарактеризуйте каждый способ связи слов в словосочетании. Работа в парах. Совместная проверка.

Задание № 7. Спишите словосочетания, к каждому составьте схему и укажите способ связи.

Уровень А - самостоятельная работа. Проверяет учитель.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Скоманд..вал строго, четырест.. кил?ограммов, ше?ствовали по площад.., та..щий снег, увид..вший (в)дали, на восем?надцатом кил?ометре, попр..сил пр..прятать, об?яснял (не)тор..пясь.

Уровень Б - консультирует учитель.

Скорое возвращение, возвращение домой, ничем не увлекаться, никогда не встречались, три дня, с пятью рублями, каждый день, настойчивое требование, настойчиво требовать, ушёл не простившись.

Задание № 8. Прочитайте материал § 7 (стр. 35) и ТМ 2-I (4). Внимательно рассмотрите таблицу на стр. 36 - 37. Затем спишите словосочетания и определите их грамматическое значение. Работа в парах. Громкий шёпот, ягоды крыжовника, поездка верхом, мечта увидеть, лечиться в санатории, немного суровый, бледный от страха, помочь соседу, отправить письмо, обязательный для всех.

Задание № 9. Из задания № 8 выпишите по одному словосочетанию на каждый способ связи, сделайте полный синтаксический разбор словосочетаний. Обобщите изученное на уроке. Совместная проверка.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ № 2

Уроки 3 - 4. Словосочетание: повторение изученного.

Задачи: 1) уметь находить в тексте указанные словосочетания;

2) уметь делать синтаксический разбор словосочетаний;

3) научиться правильно употреблять словосочетания;

4) проверить качество усвоения изученной темы.

Задание № 1. Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетание (-я) с различными способами связи: 1) согласованием, 2) управлением, 3) примыканием.

Уровень А - самостоятельная работа. Проверяет учитель.

На помощь геологам часто приходят растения. Соли металлов всасываются их корнями и окрашивают растения в определённый цвет. Заросли высокой травы с фиолетовыми цветами помогли геологам найти богатые залежи железной руды.

Уровень Б - консультирует учитель.

Обычный лопух приносит людям пользу. Из корней этого растения готовят суп, котлеты. Некоторые хозяйки варят из них вкусное повидло и делают ароматный кофе.

Задание № 2. Спишите словосочетания и сделайте их полный синтаксический разбор.

Самостоятельная работа, оценка в журнал по желанию.

Горячие споры, блуза навыпуск, появились в небе, три сестры, с двумя братьями, ветер с юга, слишком неловко, встреча с другом, решить проблему, заклеивший окно.

Задание № 3. К данным словосочетаниям подберите синонимичные, запишите их. Определите, как изменяется их грамматическое значение. Работа в парах. Совместная проверка.

Меховая шапка, даль моря, стол для черчения, дружеский поступок, рассказывать с увлечением.

Задание № 4. Раскройте скобки. Из данных слов составьте словосочетания и запишите их. Используйте, где необходимо, предлоги. Обозначьте главное и зависимое слово. Работа в парах. Совместная проверка.

Уверенность (успех), вера (победа), преданность (Родина), любовь (Отчизна), забота (товарищ), внимание (человек), беспокоиться (сын), тревожиться (сын), предупредить (опасность), предостеречь (ошибка).

Задание № 5. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ.

БЛОК КОНТРОЛЯ № 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Контрольный тест

Вариант 1

Задание № 1. Укажите правильный ответ. Словосочетание - это …

  1. самостоятельные и служебные части речи, объединённые грамматически

  2. два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически

  3. два самостоятельных слова, объединённых по смыслу

Задание № 2. Укажите правильный ответ. Согласование - это способ связи, при котором…

  1. с изменением главного слова изменяются и все формы зависимого слова

  2. зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

  3. зависимое слово связывается с главным только по смыслу

Задание № 3. Укажите правильный ответ. При управлении зависимое слово выражается:

  1. существительным, местоимением, по форме сходным с ним

  2. прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением

  3. наречием, деепричастием, инфинитивом

Задание № 4. Укажите номера словосочетаний

  1. тёмный от загара 5) в течение беседы

  2. самый красивый 6) даже сегодня

  3. отправлен сувенир 7) два друга

  4. сломан ветром 8) сказал не думая

Задание № 5. Укажите, какие слова в словосочетаниях являются главными

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

С детских лет; бледный от испуга; тысяча вопросов; шлёт издалека; с пятью рублями; почти

12

незаметно

Задание № 6. Определите вид словосочетания по главному слову

  1. мой дом

  2. проверить трижды а) именное

  3. каждый из нас б) глагольное

  4. весьма важно в) наречное

  5. высоко подпрыгивая

Задание № 7. Определите способ связи слов

  1. поворот направо

  2. поворот в лес

  3. над синей гладью а) согласование

  4. нехотя повернулся б) управление

  5. попросил нарисовать в) примыкание

  6. заросший травой

  7. семь дней

  8. из трёх частей

Задание № 8. Укажите словосочетания, обозначающие предмет и его признак

  1. талантливый актёр 3) чрезвычайно увлекательный

  2. аплодировать артистам 4) спектакль с нравоучением

Задание № 9. Укажите словосочетания, обозначающие действие и его признак

  1. читать роман 4) возвратиться затемно

  2. читать быстро 5) близко от берега

  3. мечтать о будущем 6) встать поспешно

Задание № 10. Укажите, какие словосочетания употреблены неправильно

  1. счастлив успеху 5) согласно указанию

  2. предотвратить аварию 6) договорились по прибытию на место

  3. подтвердил о том 7) скучал по вам

  4. оплата за разговор 8) красивый тюль

Правильных ответов - 35 Оценки за тест:

«5» - 0-2 ошибки «3» - 6- 16 ошибок

«4» - 3-5 ошибок «2» - 17 и более ошибок

БЛОК КОНТРОЛЯ № 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Контрольный тест

Вариант 2


Задание № 1. Укажите правильный ответ. Словосочетание - это …

  1. два самостоятельных слова, объединённых по смыслу

  2. самостоятельные и служебные части речи, объединённые грамматически

  3. два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически

Задание № 2. Укажите правильный ответ. Управление - это способ связи, при котором…

  1. зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

  2. с изменением главного слова изменяются и все формы зависимого слова

3) зависимое слово связывается с главным только по смыслу

Задание № 3. Укажите правильный ответ. При примыкании зависимое слово выражается:

  1. существительным, местоимением, по форме сходным с ним

  2. прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением

  3. наречием, деепричастием, инфинитивом

Задание № 4. Укажите номера словосочетаний

  1. быстро бежать 5) ввиду непогоды

  2. книги выданы 6) именно сегодня

  3. синеющий вдали 7) два часа

  4. менее удобный 8) говоря что-то

Задание № 5. Укажите, какие слова в словосочетаниях являются главными

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ледяной ветер, промёрз до костей, шёл не останавливаясь, три дня, прекрасно образован, три дня

Задание № 6. Определите вид словосочетания по главному слову

  1. по-прежнему весёлый

  2. весёлый человек а) именное

  3. смотрит в окно б) глагольное

  4. слишком тихо в) наречное

  5. засеянный травой

Задание № 7. Определите способ связи слов

  1. витрины магазинов

  2. в пятый раз

  3. известны всем а) согласование

  4. прогулка пешком б) управление

  5. приехали отдыхать в) примыкание

  6. двое из них

  7. пять посетителей

  8. твои привычки

Задание № 8. Укажите словосочетания, обозначающие действие и предмет, на который оно переходит

  1. собрать коллекцию 3) восстановить здание

  2. входить в музей 4) всемирно известный

Задание № 9. Укажите словосочетания, обозначающие действие и его признак

  1. плыть быстро 4) выполнить сегодня

  2. плавить металл 5) спуститься в подвал

  3. прочный каркас 6) настойчиво просить

Задание № 10. Укажите, какие словосочетания употреблены неправильно

  1. отказал в дружбе 5) поступил вопреки совета

  2. не откликнулся к зову 6) памятник Пушкина

  3. убеждён о главном 7) предостеречь от ошибок

  4. по приезде на вокзал 8) благоприятствует для прогулки

Правильных ответов - 35 Оценки за тест:

«5» - 0-2 ошибки «3» - 6- 16 ошибок

«4» - 3-5 ошибок «2» - 17 и более ошибок

БЛОК КОРРЕКЦИИ № 2

Часть I. Словосочетание

Задание: проанализируйте ошибки, допущенные в ПРАКТИЧЕСКОМ МОДУЛЕ и в тесте МОДУЛЯ КОНТРОЛЯ. Выберите упражнения, соответствующие тем заданиям, в которых вы сделали ошибки. Выполните эти упражнения. Для повторения правил пользуйтесь СПРАВОЧНЫМ МОДУЛЕМ для 5 - 7 классов.

Уровень А - самостоятельная работа. Проверяет учитель.

Уровень Б - консультирует учитель.

Задание № 1. Отличие словосочетаний от слов и предложений

Из данных сочетаний слов выпишите только те, которые являются словосочетаниями.

1.Бушует море, бушует над морем, бушует не утихая, около моря, бушующее море, бушует свирепо.

*2. Нарисована художником, нарисована картина, картина в раме, уникальная картина, насчёт картины, нарисована на холсте, две картины, нарисована отчётливо, несмотря на критику, не смотря на картину.

Задание № 2. Отличие словосочетаний от слов и предложений. Умение находить в предложении словосочетания

Прочитайте предложения. Выпишите из них все словосочетания.


  1. При шуме каждого мимо ехавшего экипажа я подбегал к окну.

*2. В течение ночи эскадра шла вдоль восточного берега острова, постепенно приближаясь к нему.

Задание № 3. Определение главного слова в словосочетании

Спишите словосочетания, укажите в каждом из них главное слово, определите его часть речи

Семейные традиции, совершенно непонятно, рассчитывать на удачу, по осеннему небу, по-осеннему сыро, очень внимательный, четыре дня, на четвёртый день, выпавший утром, выпавший снег, сказал не задумываясь, не задумываясь ни о чём.

Задание № 4. Определение способа связи слов

Распределите словосочетания по трём столбикам, учитывая способы связи слов:

1) согласование, 2) управление, 3) примыкание

Заполнить таблицу, заполнение таблицы, заполненная таблица, аккуратно заполненная, растаявший снег, растаявший днём, быстро растаявший, очень весело, попытка пробраться, десять тетрадей, на третий день, с двумя книгами.

Задание № 5. Правильное употребление словосочетаний. Умение исправлять грамматические ошибки

Прочитайте словосочетания, найдите в них ошибки, определите их характер. Запишите словосочетания в исправленном виде.

Оплатить за проезд, пришёл согласно расписания, отзыв на книгу, удостоиться вниманием, тропинка между домов, добиться успеха благодаря дружной работы, поступить наперекор здравого смысла, получил по прибытию поезда, предостеречь об опасности, недалеко от озера Байкала, беспокоиться за сына, тревожиться о сыне, отметил о значении открытия.


Задание № 6. Разбор словосочетаний

Спишите словосочетания и сделайте их синтаксический разбор (см. образец в СПРАВОЧНОМ МОДУЛЕ или в технологической карте № 2).

Точный расчёт, точно рассчитать, указать в отчёте, весьма приблизительно, зашёл проститься, говорил улыбаясь, цветы в корзине.


8


© 2010-2022