Урок по русскому языку на тему

Данный урок из раздела "Части речи. Глагол". Это урок новых знаний: он знакомит учащихся с чередованием гласных Е-И в корнях и способом действия при выборе орфограммы Е-И в корне слова. Идёт попутное повторение тем: "Правописание гласных А-О в корнях с чередованием ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС", даются начальные сведения об учёных-лингвистах,  отрабатывается навык написания орфограммы "Гласные е-и в корне слова". Идёт работа в парах, используется само- и взамопроверка, само- и взаимооценка, выставление оце...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Евдокимова Анна Игоревна

учитель русского языка и литературы

МОБУ «Пойковская СОШ №2»

Нефтеюганского района ХМАО-Югра



Тема: Коварные корни

(Буквы Е-И в корнях с чередованием).


Цели:

1. Образовательные: 1) знакомство учащихся с чередованием гласных Е-И в корнях и способом действия при выборе орфограммы Е-И в корне слова; 2) формирование навыка написания орфограммы Е-И в корне слова;

2. Развивающие: развитие внимания, наблюдательности, связной речи, умения анализировать и делать выводы;

3. Воспитательные: воспитание интереса к родному языку, изучаемому предмету.

Попутное повторение: правописание гласных А-О в корнях с чередованием ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС.

Оборудование: компьютерная презентация (Приложение), тетради с тестами, карточки для групповой работы.

Ход урока:

1. Актуализация знаний о глаголе.

1) Коллективная фронтальная работа.

- Какую часть речи мы изучаем? (Глагол)

- Проверим прочность ваших знаний по изученным темам в форме блиц-опроса: «да», «нет» параллельно фиксируем ответ на 2 листочках (один сдаём, другой проверяем и оставляем себе) (Слайд №2)

2) Самопроверка (Слайд №3)

3) Коррекция знаний: в чём ошиблись?

4) Самостоятельное оценивание работы (Слайд №4)

5) Выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №5)

2. Первичное усвоение новых знаний.

1) Беседа.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «корень»?

- Какова роль данных корней? (Слайд №6)

2) Наблюдение №1 (Слайд №7)

- Что общего у всех 3 групп слов?

- Кто догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.

а) Подсказка №1 для тех, кто не догадался (Слайд №8).


- Что общего у всех 3 групп слов?

- Кто теперь догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.

б) Подсказка №2 для тех, кто ещё не догадался (Слайд №9).

- Что общего у всех 3 групп слов?

- Кто уже догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.

в) Вывод делают сами ребята: у всех 3-х групп слов в корне безударная гласная.

3) Наблюдение №2 (Слайд №10)

- Определите, чем отличаются все 3 группы слов?

4) Вывод делают сами ребята: 1 группа слов - безударные проверяемые гласные,

2 группа - чередующиеся гласные О-Е, 3 группа - чередующиеся гласные И-Е)

5) Самостоятельное оценивание работы и выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №11)

- Что мы называем чередованием звуков? (Слайд №12)

- В каких позициях могут находиться эти гласные?

6) Сообщение учащегося об ученых-лингвис­тов, занимавшихся изучением данной про­блемы. (Слайд №13)

7) Слово учителя. Наш урок называется «Коварные корни». (Запись темы урока)

- В чём их «коварство»?

- Чередуются гласные А-О, Е-И.

Запись грамматической темы: Буквы Е-И в корнях с чередованием. (Слайд №14)

8) Постановка целей.

- Что мы должны узнать на уроке и чему научиться? (Слайд №15)

3. Попутное повторение.

1) Беседа.

- Вспомните, что вы уже знаете о правописании некоторых из этих корней с чередующимися гласными?

- Что является условием выбора гласной в корнях ЛАГ - ЛОЖ? (Слайд №16, 17)

- Что является условием выбора гласной в корнях РАСТ - РОС? (Слайд №18, 18)

- А слова-исключения? (Слайд №20)

- Что нужно помнить о чередующихся гласных? (Слайд №21)

2) Самостоятельное оценивание работы и выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №22)

4. Усвоение новых знаний.

1) Наблюдение. Определите условия выбора гласных И-Е в корне. (Слайд №23)

2) Самостоятельное выведение правила учащимися (сначала письменно, потом проговаривают в парах друг другу, коллективно проверяют) (Слайд №24)

3) Взаимооценка работы и выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №25)

4) Создание таблицы корней. Задание: записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием (Слайд №26, 27).

5) Составление алгоритма пользования правилом (Слайд №28)

6) Работа в парах (проговаривание алгоритма друг другу).

5. Закрепление знаний.

1) Работа с учебником.

а) Индивидуальная самостоятельная работа. (Слайд №29)

- Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно?

На основе упражнения 654 (часть 1) распределительный диктант (в два столбика в словосочетаниях, с обозначением условия выбора орфограммы)

самопроверка (Слайд №30)

- На какую тему словосочетания и предложения?

б) Коллективная работа (с учителем). (Слайд №31)

- на основе упражнения 654 (2 часть) зрительный комментированный диктант

(образец рассуждения на стр. 245) с последующей оценкой учителя.

- На какую тему словосочетания и предложения?

в) выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №32)

2) Самостоятельная работа с тестом (по вариантам): «Третий лишний» (Слайд №33)

а) индивидуальная помощь учителя

б) самопроверка (Слайд №34)

в) самооценка (Слайд №35)

3) Работа с текстом

а) диктант «Проверяю себя»

б) самопроверка (Слайд №36)

в) самооценка (Слайд №37)

г) выполнение грамматических заданий (Слайд №38)

д) самопроверка (Слайд №39)

е) самооценка (Слайд №40)

4) Работа над орфографической зоркостью: найти неправильные написания слов, записать без ошибок, графически объяснить (Слайд №41).

а) взаимопроверка (Слайд №42)

б) взаимоценка (Слайд №43)

5. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? Почему эти корни «коварные»?

6. Самооценка учащимися своей работы за урок (Слайд №44).

7. Д/з (Слайд №45)

1) Обязательное для всех (составление таблицы (кластера) по теме)

2) на выбор

- упр. из учебника

- составление теста из 10 заданий на «Чередующиеся гласные в корне слова»

- составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»


4

© 2010-2022