- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему
Урок по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Евдокимова А.И. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Евдокимова Анна Игоревна
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Пойковская СОШ №2»
Нефтеюганского района ХМАО-Югра
Тема: Коварные корни
(Буквы Е-И в корнях с чередованием).
Цели:
1. Образовательные: 1) знакомство учащихся с чередованием гласных Е-И в корнях и способом действия при выборе орфограммы Е-И в корне слова; 2) формирование навыка написания орфограммы Е-И в корне слова;
2. Развивающие: развитие внимания, наблюдательности, связной речи, умения анализировать и делать выводы;
3. Воспитательные: воспитание интереса к родному языку, изучаемому предмету.
Попутное повторение: правописание гласных А-О в корнях с чередованием ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС.
Оборудование: компьютерная презентация (Приложение), тетради с тестами, карточки для групповой работы.
Ход урока:
1. Актуализация знаний о глаголе.
1) Коллективная фронтальная работа.
- Какую часть речи мы изучаем? (Глагол)
- Проверим прочность ваших знаний по изученным темам в форме блиц-опроса: «да», «нет» параллельно фиксируем ответ на 2 листочках (один сдаём, другой проверяем и оставляем себе) (Слайд №2)
2) Самопроверка (Слайд №3)
3) Коррекция знаний: в чём ошиблись?
4) Самостоятельное оценивание работы (Слайд №4)
5) Выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №5)
2. Первичное усвоение новых знаний.
1) Беседа.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «корень»?
- Какова роль данных корней? (Слайд №6)
2) Наблюдение №1 (Слайд №7)
- Что общего у всех 3 групп слов?
- Кто догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.
а) Подсказка №1 для тех, кто не догадался (Слайд №8).
- Что общего у всех 3 групп слов?
- Кто теперь догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.
б) Подсказка №2 для тех, кто ещё не догадался (Слайд №9).
- Что общего у всех 3 групп слов?
- Кто уже догадался, пусть запишет свой ответ на листочке.
в) Вывод делают сами ребята: у всех 3-х групп слов в корне безударная гласная.
3) Наблюдение №2 (Слайд №10)
- Определите, чем отличаются все 3 группы слов?
4) Вывод делают сами ребята: 1 группа слов - безударные проверяемые гласные,
2 группа - чередующиеся гласные О-Е, 3 группа - чередующиеся гласные И-Е)
5) Самостоятельное оценивание работы и выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №11)
- Что мы называем чередованием звуков? (Слайд №12)
- В каких позициях могут находиться эти гласные?
6) Сообщение учащегося об ученых-лингвистов, занимавшихся изучением данной проблемы. (Слайд №13)
7) Слово учителя. Наш урок называется «Коварные корни». (Запись темы урока)
- В чём их «коварство»?
- Чередуются гласные А-О, Е-И.
Запись грамматической темы: Буквы Е-И в корнях с чередованием. (Слайд №14)
8) Постановка целей.
- Что мы должны узнать на уроке и чему научиться? (Слайд №15)
3. Попутное повторение.
1) Беседа.
- Вспомните, что вы уже знаете о правописании некоторых из этих корней с чередующимися гласными?
- Что является условием выбора гласной в корнях ЛАГ - ЛОЖ? (Слайд №16, 17)
- Что является условием выбора гласной в корнях РАСТ - РОС? (Слайд №18, 18)
- А слова-исключения? (Слайд №20)
- Что нужно помнить о чередующихся гласных? (Слайд №21)
2) Самостоятельное оценивание работы и выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №22)
4. Усвоение новых знаний.
1) Наблюдение. Определите условия выбора гласных И-Е в корне. (Слайд №23)
2) Самостоятельное выведение правила учащимися (сначала письменно, потом проговаривают в парах друг другу, коллективно проверяют) (Слайд №24)
3) Взаимооценка работы и выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №25)
4) Создание таблицы корней. Задание: записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием (Слайд №26, 27).
5) Составление алгоритма пользования правилом (Слайд №28)
6) Работа в парах (проговаривание алгоритма друг другу).
5. Закрепление знаний.
1) Работа с учебником.
а) Индивидуальная самостоятельная работа. (Слайд №29)
- Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно?
На основе упражнения 654 (часть 1) распределительный диктант (в два столбика в словосочетаниях, с обозначением условия выбора орфограммы)
самопроверка (Слайд №30)
- На какую тему словосочетания и предложения?
б) Коллективная работа (с учителем). (Слайд №31)
- на основе упражнения 654 (2 часть) зрительный комментированный диктант
(образец рассуждения на стр. 245) с последующей оценкой учителя.
- На какую тему словосочетания и предложения?
в) выставление оценки в Лист учёта ЗУН (Слайд №32)
2) Самостоятельная работа с тестом (по вариантам): «Третий лишний» (Слайд №33)
а) индивидуальная помощь учителя
б) самопроверка (Слайд №34)
в) самооценка (Слайд №35)
3) Работа с текстом
а) диктант «Проверяю себя»
б) самопроверка (Слайд №36)
в) самооценка (Слайд №37)
г) выполнение грамматических заданий (Слайд №38)
д) самопроверка (Слайд №39)
е) самооценка (Слайд №40)
4) Работа над орфографической зоркостью: найти неправильные написания слов, записать без ошибок, графически объяснить (Слайд №41).
а) взаимопроверка (Слайд №42)
б) взаимоценка (Слайд №43)
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Почему эти корни «коварные»?
6. Самооценка учащимися своей работы за урок (Слайд №44).
7. Д/з (Слайд №45)
1) Обязательное для всех (составление таблицы (кластера) по теме)
2) на выбор
- упр. из учебника
- составление теста из 10 заданий на «Чередующиеся гласные в корне слова»
- составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»
4