РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Данная статья рассказывает, как на уроках русского языка и литературы использование краеведческого материала позволит решить нелёгкую и важную задачу формирования достойной личности. Приведены примеры использования краеведческого материала, предложенного учителем и найденного учащимися в ходе исследовательской работы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.А.Рудакова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Краеведение вносит в окружение человека высокую

степень духовности, без которой

человек не может осмысленно существовать.

Д.С.Лихачёв

На уроках русского языка и литературы очень важно использовать краеведческий материал. В чём же заключается роль краеведения?

Одной из основных задач современной школы является формирование достойной личности. Высокий образовательный уровень, духовное и физическое здоровье человека - это неотъемлемая часть богатства страны, поэтому развитие любого общества немыслимо без высоконравственных, духовно богатых личностей, людей, которые помимо овладения знаниями и профессиональными навыками ориентируются на морально-этические нормы. Думаю, что нельзя говорить о человеке как о личности, если он не приобщён к культуре, не интересуется историей своей страны, не является патриотом. Как же воспитать такие качества личности, как трудолюбие, честность, порядочность, доброту, справедливость, милосердие, бережное отношение к природе и, конечно же, любовь к своей стране, которая включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты родился, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе?

На уроках русского языка и литературы решить эту нелёгкую и важную задачу позволит использование краеведческого материала, который помогает установить связь между прошлым, настоящим и будущим, наполняет нравственным содержанием знания, получаемые как на уроках, так и во внеклассной работе, готовит учащихся к жизни, формирует чувство хозяина, который знает историю своего края, умеет хранить культурные традиции. [Краеведение учит не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники].

Краеведение помогает более эффективно усваивать материал, повышает интерес к предмету, усиливает желание проводить исследовательскую работу. Использовать краеведческий материал уместно на уроках любого типа, но особенно благоприятны, на мой взгляд, уроки развития речи. В 5 классе школьники увлечённо пишут сочинение «Памятный день летних каникул», рассказывая о том, что они видели, что делали в родном селе, шестиклассники рисуют замечательные картины, работая над сочинением по теме «Что вы видите из окна вашего дома, (класса, школы)?», сочинения-описания по личным впечатлениям чаще связаны с родными местами.

В 7 классе сочинение «Люби и охраняй природу своего края!» заставляет детей по-другому посмотреть на проблему сохранения природы, понять, что многое зависит и от них самих. Итогом экскурсии к Братской могиле и к памятнику павшим в годы Великой Отечественной войны становится творческая работа «О чём рассказал памятник» (8 класс). При подготовке к уроку развития речи в 9 классе на тему «Достопримечательности нашего поселка, села» также используется краеведческий материал. Работа проходит в несколько этапов: ученики получают индивидуальные задания - найти сведения о заданном объекте, затем во время урока-экскурсии выступить в роли экскурсовода, излагая собранный материал, после этого написать сочинение о достопримечательностях посёлка или села. Такие уроки расширяют познавательную активность, приобщают к ценностям общества, воспитывают патриотические чувства.

На уроках литературы учитель имеет возможность показать детям, что Курская область является богатейшим и неповторимым краем, который известен замечательными людьми. Это подвижники веры Серафим Саровский, Феодосий Печерский, композитор Георгий Свиридов, писатели Евгений Носов, Константин Воробьёв, Аркадий Гайдар, поэт Николай Осеев, художник Александр Дейнека. При подготовке к внеклассным мероприятиям по предмету и для участия в конкурсах также основой может служить краеведческий материал. Мои ученики принимают активное участие в творческих конкурсах «Моя семья в истории страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Школьный конкурс чтецов, прошедший в рамках мероприятия, посвящённого году литературы, показал, что школьники интересуются творчеством писателей и поэтов Курской области. А литературно-музыкальное мероприятие «Таланты земли Рыльской» было построено на материале, который учащиеся нашли в ходе исследовательской работы. Для себя дети открыли имена художников, композиторов, поэтов, познакомились с их произведениями. Считаю, что чувство гордости за свою малую родину, за талантливых земляков, которое зародилось в детских сердцах, останется навсегда.

Анализ текста - это универсальный вид деятельности, который я использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Для проведения комплексного анализа текста использую произведения курских авторов или о курском крае. Один из них, который я приведу в качестве примера, учащиеся нашли сами в ходе исследовательской работы на тему «Известные люди, побывавшие в моём селе». Беседуя с работниками санатория «Марьино», школьники узнали, что в усадьбу много раз приезжал волгоградский поэт В.П.Овчинцев. Он был очарован жемчужиной Рыльского района, заинтересован историей создания дворца и людьми, которые к ней причастны. В.П.Овчинцев написал поэму «Избицкий дом», а затем и песню «Марьино». С огромным интересом ученики читали строчки из интервью с поэтом: « Я приехал в этот благословенный край уже в тридцать шестой раз. И все так же, как в первый мой приезд, Марьино чарует меня парковой тишью, сонным прудом - зеленым копытцем, привольным бестропьем, вековыми деревами… С изумлением слышу от некоторых: «Марьино - это такая скукотища»… Господа, да освободите вы себя от чрезмерных амбиций, вслушайтесь в многоголосье великолепнейшего 200-гектарного парка, попробуйте, бродя по залам прекрасного дворца, проникнуться, окунуться в радости и горести живших здесь когда-то его хозяев, являвших собой гордость и славу России, и, уверяю вас, вам будет не до скуки».

Приведу пример комплексного анализа отрывка из поэмы В.П.Овчинцева «Избицкий дом», который я использую на уроках русского языка в 11 классе для подготовки к ЕГЭ.

ΙV. Марьино

(1)Поёт, поёт предутренняя птица,

Проклюнувшись из парковой тиши,

Где сонный пруд - зелёное копытце,

Ничьей не погубившее души.

(2)Где шумом по привольному бестропью

Восходят вековые дерева,

Где росной выразительною дробью

Осыпана знобящая трава.

(3)Там на заре расцвечены поляны,

По устью незапамятной реки

Плывут неуловимые туманы,

Подснежников теряя островки.

(4)Вдали от автострад и перегонов

Вхожу я в твой неосквернённый Храм-

О Марьино - Рублёвская икона,

Творенье, не подвластное векам!

(5)Как ты спасло себя и сохранило

Сквозь варварские годы-времена?!

(6)О Русь! Какие ж бусы ты носила-

Коль это лишь жемчужинка одна…

(7)Поёт, поёт предутренняя птица,

Проклюнувшись из парковой тиши,

И о душе взывает помолиться,

И поклониться в пояс от души.

Усадьба «Марьино», Курская область, апрель 1990 г.

Задания.

1.Выразительно прочитайте стихотворение, определите идею. Подтвердите строчками.

2.На каких фигурах и тропах построено стихотворение. Приведите примеры. Определите их роль.

3.В чем своеобразие лексики, использованной поэтом?

4.Определите роль сочинительного союза и в 7 предложении.

5. Определите, какие предложения являются сложными, какие простыми?

6. Объясните постановку знаков препинания в 4 предложении.

7.Подберите синоним к слову «неосквернённый».

8.Напишите о своем впечатлении от прочтения этого стихотворения.

Краеведческая работа должна проводиться в системе, из урока в урок, чтобы дети могли по крупицам собрать и хранить в душе теплоту, доброе отношение к родному краю, к его истории, к людям, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частицей бытия многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков, своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины.

Литература

  1. Анна БЕЛУНОВА, газета « Курская правда», 2013. kursk.bezformata.ru/…uzhina-v-busah-rossii/10640114

  2. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - С.159-173

  3. Христенко М.А. О литературном краеведении, ж.Литература в школе,1995г.


© 2010-2022