Разработка урока литературы 7 класс И. С. ТУРГЕНЕВ ««БИРЮК

Тема урока:  И.С. Тургенев «Бирюк».  Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью И. С. Тургенева, с историей создания сборника «Записки охотника», с рассказом Тургенева «Бирюк» Задачи урока: развить интерес к творчеству Тургенева, учить анализировать текст, отвечать на вопросы, совершенствовать устную речь, развивать творческие способности. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Работа по теме урока. 1) Рассказ учителя о детстве и юности Тургенева   И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы писателя прошли в имении матери Спасское – Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения между родителями были сложными, и это отражалось на впечатлительном мальчике.   Отец Тургенева – Сергей Николаевич – женился с единственной целью: поправить своё материальное положение.   Мать – Варвара Петровна была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду, общаться с людьми из народа. Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.   В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский Университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение – первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».   2) Анализ статьи учебника Чтение статьи в учебнике и беседа по вопросам: 1.    Что давали охотничьи походы Тургеневу как писателю? (охота сводила Тургенева с разными людьми, он изучал народную жизнь и народные души) 2.    Что открыл Тургенев в мужике? (ум, богатый внутренний мир, с одной стороны. С другой стороны показал полное бесправие мужика) 3.    В чём заключалось важное общественное значение книги «Записки охотника»? («настоящая летопись русского быта и русского люда») 4.    Как вы думаете, за что поблагодарили писателя два крестьянина? 3) Комментированное чтение рассказа «Бирюк» - Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? - Назовите главных героев рассказа. (рассказчик, Бирюк, мужик). - Какую роль в произведении играет пейзаж? чтение отрывка (пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев). - Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк) -Что хочет сказать автор о герое, который появляется при блеске молнии? (автор отмечает его звучный голос, высокую фигуру, хочет подчеркнуть силу героя, показывая его в контрасте с грозой).  -Как живёт Бирюк? чтение описания избы (очень бедно)  -Что хотел сказать автор, противопоставляя описание сильной, бушующей грозы убогой избе Бирюка? (описание избы лесника говорит о его социальном положении, а художественный портрет помогает увидеть индивидуальные черты: мужественное лицо, могучие мышцы, высокий рост. В восприятии читателя рассказ о леснике как о грозе мужиков связывается с картиной грозы)  -Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? (за нелюдимый характер)  обратимся к словарю   -Какой конфликт лежит в основе произведения? Понятие конфликта. Определение в тетрадь. Конфликт-столкновение, серьезное разногласие(С.И.Ожегов) Участники конфликта - это Бирюк и мужик. -Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта. (I вариант – характеристика Бирюка, II вариант – характеристика мужика) Ребята зачитывают свой  характеристики.  -Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отношению к Бирюку? (отчаянием) -Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (пожалел мужика) - Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравственной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то, что он также беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т. д.) 4. Подведение итогов: -Какова же основная идея этого произведения?  В рассказе Бирюк автор затрагивает вопрос о крестьянском протесте. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, проникся принципом служению долгу, но всё же он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор очень точно передаёт душевный конфликт между долгом и чувством сострадания.   5.Домашнее задание. подготовить пересказ рассказа «Бирюк»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: И.С. Тургенев «Бирюк».

Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью И. С. Тургенева, с историей создания сборника «Записки охотника», с рассказом Тургенева «Бирюк»

Задачи урока: развить интерес к творчеству Тургенева, учить анализировать текст, отвечать на вопросы, совершенствовать устную речь, развивать творческие способности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа по теме урока.

1) Рассказ учителя о детстве и юности Тургенева

И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы писателя прошли в имении матери Спасское - Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения между родителями были сложными, и это отражалось на впечатлительном мальчике.

Отец Тургенева - Сергей Николаевич - женился с единственной целью: поправить своё материальное положение.

Мать - Варвара Петровна была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду, общаться с людьми из народа. Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.

В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский Университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение - первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».

2) Анализ статьи учебника

Чтение статьи в учебнике и беседа по вопросам:

  1. Что давали охотничьи походы Тургеневу как писателю? (охота сводила Тургенева с разными людьми, он изучал народную жизнь и народные души)

  2. Что открыл Тургенев в мужике? (ум, богатый внутренний мир, с одной стороны. С другой стороны показал полное бесправие мужика)

  3. В чём заключалось важное общественное значение книги «Записки охотника»? («настоящая летопись русского быта и русского люда»)

  4. Как вы думаете, за что поблагодарили писателя два крестьянина?

3) Комментированное чтение рассказа «Бирюк»

- Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

- Назовите главных героев рассказа. (рассказчик, Бирюк, мужик).

- Какую роль в произведении играет пейзаж? чтение отрывка (пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев).

- Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)

-Что хочет сказать автор о герое, который появляется при блеске молнии? (автор отмечает его звучный голос, высокую фигуру, хочет подчеркнуть силу героя, показывая его в контрасте с грозой).

-Как живёт Бирюк? чтение описания избы (очень бедно)

-Что хотел сказать автор, противопоставляя описание сильной, бушующей грозы убогой избе Бирюка? (описание избы лесника говорит о его социальном положении, а художественный портрет помогает увидеть индивидуальные черты: мужественное лицо, могучие мышцы, высокий рост. В восприятии читателя рассказ о леснике как о грозе мужиков связывается с картиной грозы)

-Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? (за нелюдимый характер)

обратимся к словарю

-Какой конфликт лежит в основе произведения?

Понятие конфликта. Определение в тетрадь.

Конфликт-столкновение, серьезное разногласие(С.И.Ожегов)

Участники конфликта - это Бирюк и мужик.

-Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта. (I вариант - характеристика Бирюка, II вариант - характеристика мужика) Ребята зачитывают свой характеристики.

-Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отношению к Бирюку? (отчаянием)

-Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (пожалел мужика)

- Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравственной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то, что он также беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т. д.)

4. Подведение итогов:

-Какова же основная идея этого произведения?

В рассказе Бирюк автор затрагивает вопрос о крестьянском протесте. Образ Бирюка - образ трагический: человек честный, суровый, проникся принципом служению долгу, но всё же он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор очень точно передаёт душевный конфликт между долгом и чувством сострадания.

5.Домашнее задание.

подготовить пересказ рассказа «Бирюк»



© 2010-2022