Урок по русскому языку на тему Ударение. Правописание безударной гласной в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Ударение. Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель:

Образовательные:

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

Воспитательные:

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

Тип урока: комбинированный

Виды работа: устная, письменная, самостоятельная.

Методы обучения: словесные, практические, частично-поисковой.

Средства обучения: учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать -

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Проверка домашнего задания.

Один учащийся работает у доски. Заполняет таблицу. ( стр. 117, упр. 438)

Несколько учеников рассказывают стихотворение, называют буквы, которые они вставили вместо точек. Объясняют почему. (стр. 117, упр. 437)

Актуализация знаний.

Речевая разминка.

Прочитай вслух слова. Запомни их произношение.

Понял - поняла - поняли.

Начал - начала - начали.

4. Изучение нового материала.

Упражнение 392. Прочитай вслух. Поставь ударение.

Какой гласный самый "сильный"? Совпадают ли гласный звук и гласная буква в безударном слоге? Какие гласные в безударном слоге - "слабые" или "сильные"?

Заголовок, тетрадь, слово, слоги, гласный, буква, перенос, звук.

Изучение теоретических сведений, определения.

Гласные звуки в ударном слоге произносятся отчётливо. Это их сильная позиция.

Гласные звуки в безударном слоге могут произноситься нечётко. Это их слабая позиция.

Безударные гласные требуют проверки, т.к. звук не совпадает с буквой: вода - водный.

Это орфограмма

Упражнение 393.

Спиши, вставь безударные гласные. Как слабую позицию гласного сделать сильной?

1 вариант - 1 столбик, 2 вариант - 2 столбик.

Деревья - дерево п...тно - пятна

л...цо - лица л...сной - лес

г...ра - горка н...чевать - ночь

гл...деть -взгляд пр...сить - просьба

сл...ды - след б...льшой - больше

Работа над правилом на стр. 108.

Как сделать слабую позицию звука сильной?

Для этого нужно:

1. Изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным: гора - горы, волна - волны, узнавать -узнать.

2. Подобрать однокоренное слово: жалеть - жаль, зеленеть - зелень, зелёный.

3. Подобрать сокращенное слово: батальон - комбат.

4. Определить значение слова: посидеть - сидя, поседеть - сед.

5. Закрепление изученного материала.

Упражнение 394. Спиши, поставь ударение, подчеркни безударный гласный. Измени слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

Дворы - двор, д...ла - ..., г...рбы - ..., пл...ды - ..., ж...ра - ..., х...л...да - ..., ... .

Самостоятельная работа.

Упражнение 396. Спиши слова, вставь пропущенные буквы. Проверь безударную гласную. Обозначь орфограмму в словах. Укажи способ проверки безударных гласных.

Образец. Изм...нение - изменит (2 - й способ); н...га - ноги (1-й способ).

П...ля, с...жают, зв...рьки, р...ка, л...стопад, охр...нять, ...кно, д...ждливый, св...тлеть, кр...льчиха, л...шадка.

Для слабоуспевающих учащихся.

Упражнение 395. Спиши, вставь пропущенные безударные гласные. Запиши проверочное слово.

Ст...рик - старый; ст...пной, б...лезнь, с...дой, пор...деть, отд...вать, в...зание, г...ристый, св...сток.

Упражнение 399. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи способ проверки безударных гласных.

Изд...ли л...ства у дер...ва кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист - какого цвета тут только нет! З...лёные пол...сы и коричневые пятна ,бордовые узоры. Некоторые л...сточки похожи на т...нчайшие кружева. Ярко, пёстро, р...знообразно нар...дились д...ревья и кустарники. Настоящий карнавал красок.

( В. Корабельщиков)

Объясни знаки препинания в предпоследнем предложении с однородными членами. Составь его схему.

Почему в конце последнего предложения стоит восклицательный знак? Как вы понимаете выражение карнавал красок?

6. Домашнее задание: стр. 109, упр. 401

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Назовите сильную и слабую позиции гласных звуков.

2. Как сделать слабую позицию звука сильной?

3 . Приведите примеры.

© 2010-2022