- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра по литературе Умники и умницы на тему Жизнь и творчество А. П. Чехова
Интеллектуальная игра по литературе Умники и умницы на тему Жизнь и творчество А. П. Чехова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Несмачнова Н.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по литературе
интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Тема «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»
Класс: 10 класс
Предмет: литература
Аудитория:
-
Учащиеся 11 класса
-
Учитель
-
Родители
Цель:
-
Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала по творчеству А. П. Чехова;
-
Активировать интерес к литературе;
-
Способствовать воспитанию чувства патриотизма
Оборудование:
-
Иллюстрации к произведениям, к этапам игры;
-
Мультимедийная презентация;
-
Портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры;
-
Аудиозапись музыки из телевизионной передачи «Умники и умницы»
Ход игры
Звучит музыка из телевизионной игры «Умники и умницы»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим интеллектуальную игру «Умники и умницы», цель которой проверить, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество великого русского писателя, нашего земляка, Антона Павловича Чехова.
Напоминаю правила игры: в игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. Напоминаю, что «агон» в переводе с греческого языка означает «соревнование, состязание». Игроки сделают выбор из трёх дорожек, имеющих различную длину. Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
-На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.
-На желтой - три «шага» и возможность ошибиться один раз.
-На зеленой - четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.
Зрители, могут отвечать на вопросы для умников и умниц, ответ на которые не смогли дать основные игроки. Судит состязание Высокий ареопаг в составе…………. (Представление ареопага).
Перед тем, как агонисты начнут состязаться, мы произведем их отбор и розыгрыш дорожек.
Итак, кто правильно и быстро ответит на вопросы, тот получит право занять место на наших игровых дорожках:
-
Назовите годы жизни А. П. Чехова (1860 - 1904)
-
В каком городе родился Антон Павлович? (В Таганроге)
-
Каким по счету ребенком был Чехов в семье? (Третий)
-
В какой город Чеховы вынуждены переехать в связи с убыточной торговлей в Таганроге? (В Москву)
Итак, у нас определились участники игры. Займите места на сцене. А сейчас разыграем дорожки.
Розыгрыш дорожек.
Начнем конкурс с проверки ваших знаний по русскому языку. В данном отрывке найдите орфографические и пунктуационные ошибки. Из какого произведения А.П. Чехова взят отрывок?
Всякого рода нарушения укланения отступления от правил преводили его в уныние, хотя казалось бы какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен или доходили слухи о какой нибудь проказе гемназистов или видели класную даму позно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло. А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодеж ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, - и что если б из второго класа исключить Петрова, а из четвертого - Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами нытье , своими темными очьками на бледном, маленьком лице, - знаете, маленьком лице, как у хорька, - он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову бал по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова и Егорова.
(Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло. А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, - и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого - Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, - знаете, маленьком лице, как у хорька, - он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова). («Человек в футляре»)
Учитель: А сейчас подведем итоги. (Ареопаг озвучивает баллы)
А сейчас конкурс красноречия, который позволит нам увидеть, насколько ярко и живописно вы умеете говорить. Я предлагаю вам высказаться на тему: «За что я люблю произведения Антона Чехова …», у каждого из вас 1 минута. Итак, начинаем. (Участники высказываются на заданную тему, распределяются по дорожкам, в соответствии с набранными баллами).
1 агон
Зеленая дорожка.
-
В одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре…» Во сколько лет Антон впервые побывал в театре? ( В 13 лет)
-
С какими произведениями дебютировал Чехов в печати в 1879 году (журнал «Стрекоза»)? («Письмо к учёному соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».)
-
Какое намерение Чехов долго скрывал даже от самых близких; сообщив о нём лишь артистке Каратыгиной. Позже он раскрыл эту тайну только в январе 1890-го? (Решение поехать на Сахалин).
-
Сколько произведений было написано в годы «мелиховского сидения» с 1892 по 1899 г.г.? (42 произведения)
Желтая дорожка.
-
Важным итогом поездки Чехова по Сахалину стала перепись населения острова, большую часть которого составляли ссыльнокаторжные и их семьи. Чехов проехал от северной оконечности острова до южной, побывав практически во всех поселках. «На Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал бы со мной», - писал Чехов. С какой легендарной личностью в числе каторжан, живущих на Сахалине, познакомился писатель в 1890 году? (Сонька «Золотая ручка»)
-
Кто был учителем математики в гимназический период Чехова? (Эдмунд Дзержинский - отец будущего первого председателя ВЧК)
-
По какой причине не вышел первый сборник рассказов «Шалость» А. П. Чехова в 1882 году? (Из-за цензурных трудностей)
Красная дорожка.
-
Сколько очерков написал Чехов, путешествуя по Сибири, объединенных под общим названием «Из Сибири»? (9 очерков)
-
Сколькими псевдонимами, известных на сегодняшний день чеховедению, пользовался Антон Павлович? (42 псевдонима)
2 агон
Зеленая дорожка.
-
Кто сказал о Чехове: «Чехов - это Пушкин в прозе» (Л.Толстой)
-
Из какого произведения взяты следующие строки: «Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…» («Толстый и тонкий»)
-
Как звали жену Антона Павловича? (Ольга Леонардовна Книппер)
-
От какого звания отказался А.П. Чехов вместе с В. Г. Короленко в 1902 году? (От звания академика)
Желтая дорожка.
-
"Сердце разрывается смотреть на Чехова - хворает тяжко, видно по всему - чахотка, но улыбается, не подает вида, что болен. Интересно, знает или не знает правду? Душа за него болит". Кому адресованы эти стоки Левитана ? ( Илье Репину)
-
Из какого произведения взяты следующие строки: «Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича… Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны…» («Лошадиная фамилия»)
-
С кем из композиторов дружил Чехов и даже посвятил ему рассказ «Хмурое утро»?
(П.И.Чайковский)
Красная дорожка.
-
В какой газете была помещена заметка «Помогите чахоточным!», в которой говорилось: «От известного писателя Антона Павловича Чехова, проживающего теперь в Ялте, мы получили печатное воззвание, которому охотно даем место, в полной уверенности, что читатели наши откликнутся на призыв о помощи несчастным больным, находящимся в Ялте при самых ужасных условиях». («Приазовский край»)
-
За какое произведение в январе 1904 года книгоиздательство «Знание» предложило А.П.Чехову за напечатание 5 000 рублей - по 1 1/2 тысячи рублей за лист. Гонорар - небывалый в России? («Вишневый сад»)
3 агон
Зеленая дорожка.
-
Почему Антон Павлович отказался печатать собрание сочинений у Суворина? (Потому что в типографии постоянно теряли его рукописи)
-
Из-за какого рассказа Чехова Левитан чуть не вызвал писателя на дуэль? («Попрыгунья»)
-
Какая повесть стала «переломом» в творчестве писателя? («Степь»)
-
Известно, что А. Чехов и П. Чайковский собирались писать вместе оперу. Михаил Павлович Чехов вспоминал: «Оба они обсуждали содержание будущего либретто для оперы , которую собирался сочинить Чайковский. Он хотел, чтобы это либретто написал для него брат Антон». О каком произведении идет речь? (М.Ю. Лермонтов «Бэла»)
Желтая дорожка.
-
За какой сборник рассказов Чехов получил Пушкинскую премию? ( «В сумерках»)
-
О постановке какой пьесы Чехова вспоминает Станиславский: «Как мы играли - не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошел, раздвинулся, опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рев... и снова занавес... Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех и, неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь... Успех рос с каждым актом и окончился триумфом. Чехову была послана подробная телеграмма» («Чайка»)
-
Летом, 1880 года на Тверском бульваре состоялось открытие памятника одному из великих поэтов русской литературы. Чехов ходил смотреть на открытие вместе с братом Николаем. Николай Чехов делал зарисовки, сохранившиеся в его альбоме эскизов - наброски памятника, разработка композиции рисунка. Кому был посвящен этот памятник? (А. С. Пушкину)
Красная дорожка.
-
Чехов и Суворин были друзьями более десяти лет. Но в 1898 году многолетней дружбе пришел конец. Что стало этому причиной? ( «Дело Дрейфуса»)
-
«Вы сегодня не такая, как раньше. Вид у вас равнодушный и ленивый, и вы будете рады, когда я уйду. Да, раньше... помните ли вы наши первые встречи? Да и знаете ли вы? .. Знаете, что я был серьезно увлечен вами? Я любил вас. Мне казалось, что нет другой женщины на свете, которую я мог бы так любить. Вы были красивы и трогательны, и в вашей молодости было столько свежести и яркой прелести. Я вас любил и думал только о вас. И когда я увидел вас после долгой разлуки, мне казалось, что вы еще похорошели и что вы другая, новая, что опять вас надо узнавать и любить еще больше, по-новому. И что еще тяжелее расставаться... Я вас любил, но я знал, что вы не такая, как многие женщины, что вас любить можно только чисто и свято на всю жизнь. Я боялся коснуться вас, чтобы не оскорбить. Знали ли вы это?» Кому Чехов в письме пишет эти строки? ( Лидии Авиловой)
В случае, если вопросы остались, то их можно задать аудитории и вручить орден участника игры.
Подведение итогов. Награждение победителя и участников.