Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК «Гармония». Сравнительная характеристика героев в произведении Л. Пантелеева «Две лягушки»

Тема урока: Сравнительная характеристика героев в произведении Л. Пантелеева «Две лягушки».Цели урока:Обучающие:1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность); 2) обогащать словарный запас учащихся;3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев. Развивающие:1) развивать умения анализировать характер героев с опорой ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



День открытых дверей


Сравнительная характеристика героев в произведении Л. Пантелеева «Две лягушки».



урок литературного чтения во 2 Б классе

УМК «Гармония»









Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г. Биробиджана ЕАО

Казакова Надежда Геннадьевна




Конспект урока по литературному чтению.

Тема урока: Сравнительная характеристика героев в произведении Л. Пантелеева «Две лягушки».

Цели урока:

Обучающие:

1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

Развивающие:

1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board.

Дидактический материал учителя: Авторская презентация в программе PowerPoint.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный , поисково-исследовательский.

I. Организационный момент.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Проверка домашнего задания.

- Как называется раздел учебника? (автор и его герои)

- какие учебные задачи мы решаем, читая произведения этого раздела?

- Какое произведение читали последним? (В. Чаплина «Мушка»)

- Что узнали об авторе?

- Кто главный герой?

-Что надо было приготовить дома? ( подготовить рассказ о Мушке, делая характеристику герою).

Проверка домашнего задания (2 чел.)

II. Постановка целей урока.

- Откройте содержание учебника и прочитайте главную учебную задачу? (учимся работать с текстом)

- Кто нас конкретно интересует в тексте? (автор и его герои)

- Сегодня мы познакомимся с новым автором.

III. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться. (Слайды №4-5) Давайте немного узнаем о нем.

Выступления детей.

Ученик 1: Л. Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.

Ученик 2: Л. Пантелеев - жил с 1908 по 1987 гг., детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет. Его учителями были С. Я. Маршак и М. Горький.

Ученик 3: Писал для детей и о детях. Его перу принадлежат такие произведения, как «Карусели» в журнале Мурзилка, «Честное слово», «Рассказы для маленьких» и многие другие. Во всех произведениях говорится о таких качествах человека, как смелость, честность и находчивость.

- Какие произведения вам уже знакомы? («Карусели», «Как поросенок говорить научился»)

Работа в парах

- А чтобы узнать имя главного героя, выполните следующее задание: соотнесите животного с его ласковым прозвищем.

Волк

ни головы, ни ножек

Петух

трусишка

Лиса

косолапый

Мышка

зубами щелк

Комар

Медведь

дереза

Заяц

золотой гребешок

Еж

кумушка

Колобок

пискун

Коза

румяный бок

Лягушка

норушка

- Кто остался без прозвища? Кто главный герой?

- Как называют лягушку в сказках? (квакушка)

- Что вы знаете о лягушках? (земноводные)

- Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.

- Чем они питаются? (Комарами)

- А вы знаете, что в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см. (Слайд №3)

IV. Изучение нового материала.

- Сегодня мы познакомимся с проиведением Л.Пателеева «Две лягушки».

-Сделаем прогноз. Очём будет это произведение?

Поставим учебные задачи. Чему будем учиться?


  1. Подготовка к восприятию.

- Перед чтением подготовимся к чтению.

1). Выполнение упражнений, расположенных перед текстом (стр. 35).

ПО-БУЛ-ТЫ-ХА-ЛАСЬ - ПОБУЛТЫХАЛАСЬ

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ - БАРАХТАТЬСЯ

ЗА-ХЛЕБ-НУ-ЛАСЬ - ЗАХЛЕБНУЛАСЬ

ДО-ГА-ДА-ЛАСЬ - ДОГАДАЛАСЬ

ПО-ГРЕБ - ПОГРЕБ

КА-НА-ВА - КАНАВА

2). Выяснение значений слов. (Слайд №6)

-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ? (Бултыхаться - падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости).

-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться - делать беспорядочные движения, находясь в жидкости).

-Это слова синонимы.

-Погреб - помещение ниже уровня земли для хранения припасов.


  1. Чтение по частям (антиципация)

3. Беседа по первым впечатлениям.

-К какому литературному жанру относится это произведение? (Авторская сказка о животных).

-Какая лягушка вам понравилась и чем?

- Еще раз прочитаем сказку, чтобы запомнить содержание и ответить на вопросы, которые приготовили ребята.

Физминутка

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.



4. Повторное чтение сказки цепочкой, карандашом делая пометки.

-Ещё раз прочитаем сказку, чтобы запомнить содержание и ответить на вопросы. Карандашом сделать пометки. Где описывается характер лягушек.

Работа по содержанию.

- Где жили две лягушки-подружки? (Они жили в одной канаве.)

-Что случилось однажды с лягушками?

-Как они оказались в горшке со сметаной?

- Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

- Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

5. Составление характеристики героев. Анализ произведения.

- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.

- Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? Найдите в тексте и прочитайте.

- Какая была вторая лягушка? Найдите и прочитайте.

- Что можете казать о лягушках? какие они? (разные по характеру)

- Давайте посмотрим как эти разные по характеру лягушки повели себя в одинаковой ситуации?

- Как повела себя лягушка-лентяйка? Найдите и прочитайте.

- А как называют таких людей?. (пессимист).

- Какой совет можем дать? (верить в лучшее)

- Как повела настоящая лягушка? Найдите и прочитайте.

- как называют таких? (оптимист)

- От кого зависит исход ситуации? ( от самих лягушек)

-Как относится автор к лягушкам? Где можно увидеть?( первую - жалеет, второй - восхищается)

-Чему учит эта история? ( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).

- В каких словах содержится главная мысль сказки? (… пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая - значит, надо жить).

6. Сравнительная характеристика героев в произведении Л.Пантелеева «Две лягушки».

- Мы выяснили, что на протяжении всей сказки автор сравнивает 2 лягушек, вспомнив содержание, дайте характеристику. ПТ с. 60 ( по вариантам: 1в- лентяйка, 2в-оптимистка)

Подберите подходящие слова-характеристики для каждой лягушки.

-Какими были лягушки по характеру. Рабочая тетрадь, стр. 60 (Слайд №30)

1 лягушка - веселая, настойчивая, храбрая, сильная, волевая, бодрая

2 лягушка - засоня, лентяйка, трусиха, безвольная, унылая

Проверка с экраном

V. Итог урока. Рефлексия.

- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?

- Какой конец вам больше нравится?

- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?

- Какой вывод для себя сделали?

- Какие черты характера будете воспитывать в себе?

- Повторите главную мысль сказки.

-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.

Читайте всю жизнь,

Набирайтесь ума.

VIII. Домашнее задание.

Подготовить подробный пересказ прочитанной сказки: от лица автора, как и написана сказка, а также от лица храброй, сильной, веселой лягушки (С. 35-37).

Использованные ресурсы.

  • Николаева С.В. Литературное чтение 2 класс "Поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой", II полугодие, Волгоград, "УЧИТЕЛЬ", 2008 г.

  • О.В.Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2008г.

  • О.В.Кубасова. Рабочая тетрадь по чтению к учебнику "Любимые страницы". Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2010г.

  • kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/44789/bio/

  • vsekratko.ru/biography/panteleev/

  • livelib.ru/author/16424/latest/~2

© 2010-2022