Конспект урока русской литературы на тему А. Гайдар. Тимур и его команда

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаКонспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаКонспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаКонспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаКонспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаКонспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаКонспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаКонспект урока русской литературы на тему А.Гайдар. Тимур и его командаОбластная специальная школа - интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи г. Атырау

Учитель русского языка и литературы

Тапалова Гульмира Науановна

Тема: «Обобщающий урок по повести А.Гайдара «Тимур и его команда»

Эпиграф

«Любимых детских книг творец

И верный друг ребят.

Он жил, как должен жить боец

И умер как солдат».

С. Михалков

Цели:

образовательные: закрепление эпизодов из жизни и творчества А.Гайдара;

умение самостоятельно работать с дополнительной

литературой, выделяя основные моменты;

умение высказывать свои суждения, анализировать

поступки героев;

воспитательные: Воспитание читательской культуры;

формирование и развитие ответственности, гуманных

отношений с товарищами, чувства милосердия, любви к

родине, уважения к людям старшего поколения;

коррекционная: Развитие связной речи, памяти, внимания,

наблюдательности и логического мышления

Межпредметная связь: с русским языком, казахским языком, историей.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: портрет А.Гайдара, иллюстрации к повести, выставка книг,

мультимедиа, слайды, словарь С.Ожегова, оценочный лист с

критериями оценивания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Слово учителя

К сегодняшнему уроку, ребята мы с вами готовились заранее.

Сначала прочитали повесть Гайдара «Тимур и его команда, затем просмотрели фильм. Класс разделили на две группы на библиографов и биографов:

- биографы должны были познакомиться с биографией писателя, найти ответы на заранее предложенные вопросы;

- библиографы должны были исследовать историю создания повести.

Действительно повесть замечательная. НО к сожалению, забытая современным поколением читателей. Вот мы сегодня на уроке постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя А.Гайдара читателям 21 века. А судьба писателя необыкновенная. Известный детский поэт С.Михалков посвятил ему такие строки:

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят.

Он жил, как должен жить боец

И умер как солдат.

Эти строки я взяла эпиграфом нашего урока.

Гайдар действительно был бойцом. В начале он сражался в рядах Красной Армии. Потом стал детским писателем и продолжал воевать за души ребят, хотел, чтобы они выросли настоящими людьми, патриотами, гражданами своей страны, людьми, которые способны окружить заботой и теплом нуждающихся в этом людей.

IV. Слово предоставляется библиографам.

Доклад ( слайды учеников)

V. Слово учителя.

Русский писатель К.Паустовский о Гайдаре вспоминал: «Мы жили с Аркадием Петровичем Гайдаром на одной улице, надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, не был остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это было не только знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольное подчинение младшего поколения старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которой царствовал дух дисциплины и уважения…».

Мысль написать только подметил её, подхватил и облек художественную форму.

VI. Слово предоставляем нашим библиографам.

Доклад ( слайды)

Слово библиотекарю.

Каждая его книга была событием. Каждая книга задевала за сердце, учила нас настоящей любви к родной земле, к скромному и мужественному нашему человеку, была точным и дружеским пониманием малейших движений человеческой души.

VII. Слово учителя.

Мы прослушали доклады наших экспертов, а теперь проверим, что вы усвоили из докладов.

1. Когда и где родился Аркадий Петрович Гайдар? ( 22.01.1904 год,

город Арзамас)

2. Каково настоящее имя писателя? (Аркадий Петрович Голиков)

3. Сколько было лет Гайдару, когда он ушел в Красную армию? (14 лет).

4. В каком возрасте он принял командование полком? (16 лет)

5. Чему хотел посвятить свою жизнь писатель? (стать военным, служить родине)

6. Как и когда умер писатель? ( погиб 26.10.1941 года в бою с фашистами)

7.Где поставлен памятник писателю? ( на Украине, в городе Канев)

8. когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 г.)

9. Как она вначале называлась? («Дункан и его команда)

10. Почему в начале повесть получила такое название? (По аналогии с повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан»)

11. Назовите даты трех опубликованных текста повести ( литературный сценарий фильма в августе 1940 года, газетная редакция повести октябрь 1940 год, книжный текст январь 1941 год).

12. Сколько раз экранизировали повесть? (2 раза, в 1941 и 1976 годах)

VIII. Работа с иллюстрацией

(каждая команда работает со своими иллюстрациями находят отрывки из текста и аргументировано излагают свои взгяды).

IX. Запись в тетрадях слов А.Гайдара

«… Надо честно жить, много трудиться и крепко любить, и беречь эту огромную счастливую землю».

X. Сценка из повести

(заседание в штабе Тимура)

XI. Словарная работа.

- Знаете ли вы, кто такой рыцарь?( Это смелый человек)

А сейчас по толковому словарю С.Ожегова найдем точное определение и

прочитаем.

XII. Учитель казахского языка объясняет значение слова рыцарь

(слайд со схемой слова рыцарь на экране)

Рыцарь



смелый самоотверженный благородный

решительный уверенный готов помочь в честный открытый

в любой ситуации

Кому из героев повести характерны эти качества?

Значит Тимур - великодушный рыцарь. Потому что он обладает высокими душевными качествами, готов жертвовать своими интересами ради других.

XIII. Сейчас вас с произведениями А.П.Гайдара познакомит школьный библиотекарь …. .

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы говорите только об одном произведении Гайдара, я хочу сказать , что есть и другие замечательные произведения писателя. Им написано много рассказов и повестей:

Школа.

Дальние страны.

Военная тайна.

Голубая чаша.

Р.В.С.

Горячий камень.

Дым в лесу.

Судьба барабанщика.

Четвертый блиндаж.

Тимур и его команда и другие.

Повесть «Тимур и его команда» породила целое общественное движение и принесла писателю всесоюзную известность.

Перед вами произведения писателя, которые есть в библиотеке приходите, читайте, чтобы стать как Тимур смелым, отважным, благородным.

XIV. Слово учителя

- Какие проблемы беспокоили тимуровцев? (кто ворует яблоки, куда пропала коза, почему плачет девочка).

- Еще какие добрые дела совершали они? (кололи дрова, носили воду, перекатывали бревна, делали качели и др.

- Как они совершали свои добрые дела? ( Тайно).

- Как вы думаете, есть ли люди, которые нуждаются в помощи в наше время? Как можно им помочь? ( старики, дети, инвалиды).

Я знаю, что и среди вас есть решительные, честные, самоотверженные ребята, которые готовы помочь нуждающимся. Помогая людям, вы показываете свое уважение и заботу о них, выражаете любовь к родине.

Каждый из вас может стать таким как Тимур, лишь стоит только вам этого захотеть.

Гайдар любил родину. Он верил в будущее своей страны, он верил в подрастающее поколение.

Урок хочу закончить стихами С.Михалкова (выразительное чтение учителем).

XV. Задание на дом

Написать эссе « Как я помог…»

XVI. Комментирование оценок.

(лист оценивания сдают группы)

XVII. Рефлексия.




Стратегия «Незаконченное предложение»

Мне понравилось на уроке________________

Я узнал (а) ____________________________Мне было легко (трудно) ________________

© 2010-2022