Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 75


Тема: Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.


Тип урока. Урок развития речи.

Цель как деятельность учеников.

Метапредметные/коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.

Овладение умениями различных видов устной и письменной речи: характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебно­научном стиле.

Понимание и анализ текста, овладение орфографией и пунктуацией: различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.



Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.

Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Задавать вопросы, формулировать задания.



III. Словарный диктант.


- Записать слова в столбики:

доктор маршрутный

инженер очевидный

атлет независимый

легенда огуречный

образ лагерный

галерея образный

горизонтальный

- Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?


- Подчеркните орфограммы­непроверяемые буквы гласных.

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)

Проводится словарная работа с этими словами.



Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.



IV. Формулирование темы и целей урока.




- Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания. Сформулируйте тему и цели урока.


Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.


V. Обобщение и углубление изученного.


1. Упр. 324 - наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.

Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр. 324, затем представляют связный ответ по плану.

- Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?

- Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?

- Каковы особенности оформления диалога на письме?

2. Упр. 325 - углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебно­научного текста.

Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения (с опорой на «Памятку» в учебнике, с. 251).

Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?

3. Чтение определения диалога в рамке.

- Что такое реплика?

- Сколько реплик в тексте упр. 324? (Одна.)

- Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)


4. Упр. 326 - проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.

- Составьте план своей работы (запись в тетрадях).

- Сформулируйте выводы.

- Сравните их с правилом в рамке после упр. 326.

- Изобразите диалог в виде схемы.

5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.

6. Дополнительно.

а) Языковой тренинг «Самый острый слух» - развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).

Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак­ тическому материалу», 5-й кл., упр. 105.


Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, - добавил Сашка.

- И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! - сказал Матвей.

- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.


- Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)

- На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)

- Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?

б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5­го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).


ТОУУ


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.



VI. Итог урока.



- Задайте вопросы по теме урока.


- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VII. Домашнее задание.



1. § 35 (правила и определения в рамках).

2. Придумать диалог, записать и правильно оформить его на письме.



© 2010-2022