- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме
Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куфина С.Е. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК 75
Тема: Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.
Тип урока. Урок развития речи.
Цель как деятельность учеников.
Метапредметные/коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.
Овладение умениями различных видов устной и письменной речи: характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебнонаучном стиле.
Понимание и анализ текста, овладение орфографией и пунктуацией: различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.
Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.
Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Задавать вопросы, формулировать задания.
III. Словарный диктант.
- Записать слова в столбики:
доктор маршрутный
инженер очевидный
атлет независимый
легенда огуречный
образ лагерный
галерея образный
горизонтальный
- Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?
- Подчеркните орфограммынепроверяемые буквы гласных.
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)
Проводится словарная работа с этими словами.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.
IV. Формулирование темы и целей урока.
- Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания. Сформулируйте тему и цели урока.
Регулятивные УУД
1. Формулировать тему урока.
2. Определять характер деятельности.
V. Обобщение и углубление изученного.
1. Упр. 324 - наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.
Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр. 324, затем представляют связный ответ по плану.
- Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?
- Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?
- Каковы особенности оформления диалога на письме?
2. Упр. 325 - углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебнонаучного текста.
Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения (с опорой на «Памятку» в учебнике, с. 251).
Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?
3. Чтение определения диалога в рамке.
- Что такое реплика?
- Сколько реплик в тексте упр. 324? (Одна.)
- Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)
4. Упр. 326 - проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.
- Составьте план своей работы (запись в тетрадях).
- Сформулируйте выводы.
- Сравните их с правилом в рамке после упр. 326.
- Изобразите диалог в виде схемы.
5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.
6. Дополнительно.
а) Языковой тренинг «Самый острый слух» - развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).
Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак тическому материалу», 5-й кл., упр. 105.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, - добавил Сашка.
- И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! - сказал Матвей.
- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)
- На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)
- Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?
б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).
ТОУУ
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
VI. Итог урока.
- Задайте вопросы по теме урока.
- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VII. Домашнее задание.
1. § 35 (правила и определения в рамках).
2. Придумать диалог, записать и правильно оформить его на письме.