Урок Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом».

Цели:

Обучающие:

- формирование понятия об особенностях структуры сложносочинённых предложений с общим второстепенным членом;

- расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, совершенствование соответствующих пунктуационных умений и навыков;

- создание условий для развития навыков связного изложения мыслей;

- коррекция правописных умений.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления, умений анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы;

- развитие средствами языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной культуры учащихся;

- развивать внимательное отношение к значениям слов и их употреблению в письменной речи;

- развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях;

- развивать чувство прекрасного.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету русского языка;

- воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе;

- воспитывать чувство красоты, интерес к живописи.

Задачи урока:

- продолжить формирование речевой культуры учащихся;

- продолжить формирование умений переводить, трансформировать теоретический материал в удобную, легко воспроизводимую форму алгоритмов, схем и обратно;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Оборудование: 9 класс. Учебник (УМК) 1) Л.А.Тростенцова. Русский язык,

2) С.Г.Бархударов. Русский язык; теоретическое лото, распечатанный материал 1) с тестовой работой по вариантам,

2) для исследовательской работы, рабочий лист, аудиозапись «Шум моря», портрет И.К.Айвазовского, репродукции картин И.К.Айвазовского: «Кораблекрушение», «Девятый вал», «Неаполитанский залив», «Ниагарский водопад», «Утро на море», «Морской пейзаж», «Ледяные горы в Антарктиде».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Место урока в учебной программе: третий урок темы «Сложносочинённые предложения».

Ход урока.

1. Организационный этап.

1. Приветствие учащихся учителем.

2. Запись даты в рабочих тетрадях.

2. Определение темы урока. Формулирование целей урока.

1) Эпиграф.

- В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку взят диалог между тюремным смотрителем Яшкиным и смотрителем уездного училища Пимфовым из рассказа А.П.Чехова «Мыслитель», но некоторые слова я пропустила, попробуйте восстановить их:

- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних …(знаков препинания)!

- То есть, почему же-с? - скромно вопрошает Пимфов…. - Хотя и много…(знаков), но каждый из них имеет свое значение и место.

- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши …(знаки). Одно только мудрование... Наставит десяток …(запятых) в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова …(запятую) ставит. Для чего это? Милостивый государь - …(запятая), посетив тюрьму такого-то числа - …(запятая), я заметил - …(запятая), что арестанты - …(запятая)... тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое... Противно читать даже. Для чего это?

- Наука того требует... - вздыхает Пимфов.

- Наука... Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать...

- По вашему мнению, о чём идёт речь? (О знаках препинания)

- Исходя из эпиграфа и темы предыдущего урока, сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Знаки препинания в ССП)

-Но ведь на прошлом уроке мы уже говорили, что в ССП могут ставиться запятая, тире, точка с запятой, о чём же ещё можно говорить?! (Ученики высказывают свои предположения). Сложно догадаться. Давайте просто изменим название темы урока, заменив словосочетание знаки препинания синонимом (пунктуация).

-А тема урока будет звучать …(Пунктуация в ССП)

- Какие цели урока мы можем поставить перед собой?

Должны знать: условия выбора знаков препинания в ССП;

Должны уметь: расставлять знаки препинания в ССП.

Должны повторить: понятия СП, ССП, условия постановки знаков препинания в ССП.

3. Актуализация опорных знаний

-Итак, повторим изученный материал. Повторение разделим на два блока: теоретический - повторим сведения о сложном предложении; и практический - закрепим на практике наши знания о знаках препинания в ССП.

1.Теоретический блок (лото). Учащийся из набора карточек выкладывает теоретический материал.

(ССП, СПП, БСП, две и более простых частей, равноправные, сочинительные союзы, подчинительные союзы, бессоюзная связь, союзная связь, интонация, союзные слова, смысловые значения, соединительные, противительные, разделительные, временные, причинные).

2. Практический блок (тестирование).

1 вариант. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почу?ствуете свежесть моря.

М. Конец зимы и на деревьях (без) умолку кричат галки.

Л. Я подош?л к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увид(е,и)л корабль.

1.Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2.Найдите сложносочинённые предложения.

3.Строение какого предложения соответствует схеме:

опр. - личное , и двусост. ?

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение Первые паровозы потр?сли моё воображение и мне захотелось создавать эти умные машины.

Н. Одновременность

И. Последовательность

К. Чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже

С. Мы с трудом добрались до леса до избушки лесника то(же) добирались долго.

З. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) место.

2 вариант. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания

Н. Снег шуршит под ногами и ему уже больше (не) белеть на мостовой.

Ы. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким вя(з,с)ким запахом.

К. Тихо дыш?т зимний лес, почуяв пр?ближение весны, и постепе(н,нн)о пробуждает?ся ото сна.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

неопр. - личное , безличное ?

4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.

О. Одновременность

П. Последовательность

Т. Чередование

У. Противопоставление

5. Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не расставлены).

Р. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Ответы: 1 вариант: 1М, 2АМ, 3М, 4И, 5С; 2 вариант:1Н, 2НЫ, 3Ы, 4Т, 5Р.

3. Вывод.

4. Орфографическая работа.

- Какие виды орфограмм вам встретились в тестовой работе? (1 учащийся выполняет орфографический анализ у доски, остальные - в тетрадях).

  1. Изучение новой темы.

1. Исследовательская работа (на карточках).

1) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.

2) К счастью, погода наладилась и тучи разошлись. 3) Солнце светило ярко, и небо было приветливым и ясным. 4) Прямо перед нами зеленел луг и текла извилистая речка. 5) Вдали темнел лес и виднелись крыши небольшой деревушки. 6)У каждого взгляд сосредоточении имеет глубокомысленное выражение.7) Кто там живет и как нас встретят?

  1. Какими являются данные предложения? Докажите это с помощью графических обозначений. (Предложения сложные, сложносочинённые).

  2. Во 2 предложении определите место нахождения вводного слова, его роль. (Вводное слово в первой простой части и относится к обеим частям ССП. Оно является общим для простых частей).

  3. С каких членов предложения начинаются предложения 4,5? Определите виды этих членов предложения. Какова их роль? (4,5 предложения начинаются с обстоятельств места, которые относятся к сказуемым зеленел и текла в 4 предложении, темнел и виднелись в 5. В 6 предложении дополнение объединяет обе простые части. Обстоятельства места и дополнение являются общими для простых частей 4,5,6 предложений. Это общие второстепенные члены).

  4. Обратите внимание на 6 предложение. Какими являются его части по цели высказывания? (Простые части 6 предложения являются вопросительными. Запятая не ставится, если обе части ССП являются вопросительными).

2. Теперь обратимся к материалу учебника на стр. 42 (чебник Л.А.Тростенцовой)

- Какую новую для себя информацию вы выделили?

Составление опорной схемы

А.1.Вводное слово, И

1.Втор. член (обстоятельство) + И 2.ПРОСТАЯ ЧАСТЬ ДА = И

1.Втор. член (дополнение) ИЛИ

Б. 1.(придаточная часть), 2.Простая часть И 3. Простая часть ЛИБО

В. 1.Вопрос. предл. И 2.Вопрос. предл.

1.Воскл. предл. И 2. Воскл. предл.

1.Побуд. предл. И 2.Побуд. предл.

- Как определить, есть в предложении общий второстепенный член предложения или нет? (К общему второстепенному члену предложения можно задать вопрос от обеих частей сложного предложения или от обеих грамматических основ).

- Вернёмся к теме урока и уточним её: Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом предложения.

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

1. Упражнение 60 (учебник С.Г.Бархударова). Предложения 1, 2, 3, 6,7.

2. Словарная работа. Из букв-ответов тестовой работы сложите словарные слова МАРИНЫ, МАРИНИСТ.

Искусствоведческая страничка (сообщение учащегося).

Наша земля прекрасна бесконечным разнообразием своих пространств. И совершенно неповторимы ее морские просторы. Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир. Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звезд и сияние луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами - в шуме дождя, журчании ручья, в мирном всплеске моря и штормовом гуле океана слышится музыка планеты.

МАРИНЫ - это пейзажи водных пространств. Художников, которые пишут марины, так и называют - маринистами.

Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал по праву И.К.Айвазовский. В своих картинах он полнее всего воссоздал основные состояния и превращения моря, его очаровывающую гладь и волнующую пучину. Человечество испокон веков любовалось великолепием водной стихии.

Художник наделил его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.

Давайте попробуем насладиться изумляющей красотой моря на полотнах художника.

3. Конструирование предложений с общим второстепенным членом (на рабочем листе).

1. Кажется, небо наклоняется над морем и … (о чём-то шепчут неугомонные волны).

2. … море ластится к берегу и волны ласково звучат. (После шторма…).

3. Когда ветер дул с суши, у берега вода была спокойна и … (откликалось, как эхо, свинцовое море).

4. Волны с шумом набегают, и судно попадает в разъярённую морскую бурю. (Как волны с шумом набегают и как судно попадает в разъярённую морскую бурю).

5. Вдали выделяется одиноко стоящий корабль или … (виден айсберг).

6. Зрителя завораживают безбрежные просторы и … (море притягивает своей таинственностью).

4. Дифференцированная работа (звучим аудиозапись «Шум моря»).

1 группа (слабые учащиеся)

В тексте расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Указать сложносочинённые предложения и сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.

С утра погода стояла хмурая ветреная. Один раз прорвался солнечный луч и скользнул по морской глади. Но просвет на западе и движение туч к юго-востоку служили гарантией что погода разгуляется.

Дерсу так думал и мы бодро шли вперед. Через полчаса снег перестал идти и мы расселись.

Вода в горных ручьях была еще в движении но по замирающему шуму уже заметно было что скоро и она должна будет покрыться ледяной коркой совсем замолкнуть. Из расщелины в камнях понемногу сочилась вода и образовались большие ледяные натеки. Они постоянно увеличивались и казались замерзшими водопадами.

Мы шли берегом моря и разговаривали а впереди шагах в полутораста от нас бежала моя собака Альпа. Вдруг я заметил другое животное, тоже похожее на собаку но мохнатое и коротконогое… Я узнал росомаху - самого крупного представителя из семейства хорьковых.

2 группа (средние учащиеся)

В предложения введите общие второстепенные члены. Составьте из данных предложений текст.

1. Ветер разогнал тучи. и выглянуло солнце.

2. Солнце ещё не палило так жарко, и с моря веяло свежестью.

3. Затянулось небо, и был дождь.

4. Море перестало штормить, и все побежали купаться.

5. Опустился сумрак, и погас едва дрожащий золотой свет солнца.

6. Высыпали звёзды, и выплыла луна.

При необходимости введите 1-3 предложения для создания текста.

3 группа (сильные учащиеся)

Сочинение - миниатюра по репродукции И.К.Айвазовского (10-15 предложений). Введите в текст сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.

Продолжите предложения так, чтобы получилось сложносочиненное.

Выборочная проверка работ учащихся.

6. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Рефлексия содержания учебного материала.

1.- Вернёмся к эпиграфу урока. Попробуем оспорить Яшкина.

- Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания! (….)

- Никакого значения не имеют ваши знаки… (…)

- Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать...(…)

2. Достигли ли мы поставленных целей урока?

7. Итоги урока, комментирование отметок. Рефлексия деятельности

1. Я хорошо понимаю тему урока и могу расставить знаки препинания в ССП

2. Я понимаю тему урока, но расстановка знаков препинания в ССП вызывает у меня затруднения

3. Мне нужна помощь

8. Домашнее задание: параграф 16, упр. 71 (Ладыженская).



Рабочий лист урока

1. Эпиграф

- Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних (.?.)!

- То есть, почему же-с? - скромно вопрошает Пимфов.- Хотя и много(.?.), но каждый из них имеет свое значение и место.

- Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши (.?.). Одно только мудрование... Наставит десяток (.?.) в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова (.?.) ставит. Для чего это? Милостивый государь - (.?.), посетив тюрьму такого-то числа - (.?.), я заметил - (.?.), что арестанты - (.?.) ... тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое... Противно читать даже. Для чего это?

- Наука того требует... - вздыхает Пимфов.

- Наука... Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать... А.П.Чехов «Мыслитель»

2. Конструирование предложений

1. Кажется, небо наклоняется над морем и … .

2. … море ластится к берегу и волны ласково звучат.

3. Когда ветер дул с суши, у берега вода была спокойна и … .

4. Волны с шумом набегают, и судно попадает в разъярённую морскую бурю.

5. Вдали выделяется одиноко стоящий корабль или … .

6. Зрителя завораживают безбрежные просторы и … .

3. Возвращение к эпиграфу

- Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания! (….)

- Никакого значения не имеют ваши знаки… (…)

- Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать...(…)


1 группа. В тексте расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Указать сложносочинённые предложения и сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.

С утра погода стояла хмурая ветреная. Один раз прорвался солнечный луч и скользнул по морской глади. Но просвет на западе и движение туч к юго-востоку служили гарантией что погода разгуляется.

Дерсу так думал и мы бодро шли вперед. Через полчаса снег перестал идти и мы расселись.

Вода в горных ручьях была еще в движении но по замирающему шуму уже заметно было что скоро и она должна будет покрыться ледяной коркой совсем замолкнуть. Из расщелины в камнях понемногу сочилась вода и образовались большие ледяные натеки. Они постоянно увеличивались и казались замерзшими водопадами.

Мы шли берегом моря и разговаривали а впереди шагах в полутораста от нас бежала моя собака Альпа. Вдруг я заметил другое животное, тоже похожее на собаку но мохнатое и коротконогое… Я узнал росомаху - самого крупного представителя из семейства хорьковых.

2 группа. В предложения введите общие второстепенные члены. Составьте из данных предложений текст. При необходимости введите другие (1-3) предложения для создания текста.

1. Ветер разогнал тучи. и выглянуло солнце.

2. Солнце ещё не палило так жарко, и с моря веяло свежестью.

3. Затянулось небо, и был дождь.

4. Море перестало штормить, и все побежали купаться.

5. Опустился сумрак, и погас едва дрожащий золотой свет солнца.

6. Высыпали звёзды, и выплыла луна.

3 группа. Сочинение - миниатюра по репродукции И.К.Айвазовского (10-15 предложений). Введите в текст сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом. Продолжите предложения так, чтобы получилось сложносочиненное.

Тестирование

1 вариант Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почу?ствуете свежесть моря.

М. Конец зимы и на деревьях (без) умолку кричат галки.

Л. Я подош?л к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увид(е,и)л корабль.

1.Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2.Найдите сложносочинённые предложения.

3.Строение какого предложения соответствует схеме:

опр. - личное , и двусост. ?

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение Первые паровозы потр?сли моё воображение и мне захотелось создавать эти умные машины.

Н. Одновременность

И. Последовательность

К. Чередование

Г. Противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже

С. Мы с трудом добрались до леса до избушки лесника то(же) добирались долго.

З. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) место.

2 вариант Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания

Н. Снег шуршит под ногами и ему уже больше (не) белеть на мостовой.

Ы. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким вя(з,с)ким запахом.

К. Тихо дыш?т зимний лес, почуяв пр?ближение весны, и постепе(н,нн)о пробуждает?ся ото сна.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме

неопр. - личное , безличное ?

4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.

О. Одновременность

П. Последовательность

Т. Чередование

У. Противопоставление

5. Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не расставлены).

Р. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Исследовательская работа

1) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.

2) К счастью, погода наладилась и тучи разошлись. 3) Солнце светило ярко, и небо было приветливым и ясным. 4) Прямо перед нами зеленел луг и текла извилистая речка. 5) Вдали темнел лес и виднелись крыши небольшой деревушки. 6)У каждого взгляд сосредоточении имеет глубокомысленное выражение.7) Кто там живет и как нас встретят?

1. Какими являются данные предложения? Докажите это с помощью графических обозначений.

2. Во 2 предложении определите место нахождения вводного слова, его роль.

3. С каких членов предложения начинаются предложения 4,5,6? Определите виды этих членов предложения. Какова их роль?

4. Обратите внимание на 7 предложение. Какими являются его части по цели высказывания?

Ф.И.

1. Я хорошо понимаю тему урока и могу расставить знаки препинания в ССП

2. Я понимаю тему урока, но расстановка знаков препинания в ССП вызывает у меня затруднения

3. Мне нужна помощь

сложносочинённое

предложение

сложноподчинённое предложение

бессоюзное сложное предложение

две и более простых частей

одна простая часть

равноправные

сочинительные союзы

подчинительные союзы

бессоюзная связь

союзная связь

интонация

союзные слова

смысловые значения

соединительные

противительные

разделительные

временные

причинные

главная часть

придаточная часть




© 2010-2022