Педагогическая мастерская Что такое духовность?

     Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры. - Какие бывают ценности? 1.Материальные (способствуют жизни): ·        Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); ·        Более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства) 2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая мастерская

« Что такое духовность?»

Духовность есть норма человеческой жизни.

Феофан Затворник

Цель мастерской:

- коснуться глубинных слоев духовной жизни личности;

- формировать способность и готовность искать и находить собственную дорогу духовных ценностей.

Фрагмент 1.

  1. « Индуктор» - «включение» чувств.

Цель «индуктора»: создать эмоциональный настрой, подключить подсознание.

Звучит « Реквием» Моцарта.

- Есть светлая, тонкая, прочная нить, которая тянется от сердца к сердцу, из века в век и никогда не кончается. Это наша духовность.

2. « Самоконструкция» - индивидуальное решение.

Цель: опираясь на опыт, осознать прежние знания.

- Вслушайтесь в это слово. Запишите его. Что для каждого из вас оно обозначает? С чем ассоциируется?

3. « Социализация» - обнародование.

Цель: обсудить все мнения, рассмотреть все гипотезы, услышать всех.

- Какие образы, картины возникли у вас? Поделитесь своими чувствами и мыслями.

( На доске запись слов: духовность - мудрость, мир, терпение, нравственность, дух…)

4. « Разрыв» - внутренний, эмоциональный конфликт.

Цель: проживание ощущений, внутреннее осознание неполноты своего знания, углубление проблемы, сверка своего знания с литературными источниками.

Задание: прочитать сакральные тексты («Дары Святого Духа» - Первое послание Коринфянам апостола Павла; Послание апостола Павла к Галатам; Десять заповедей из Ветхого Завета (гл.20 ).

- Почему мы обратились к этим текстам?

Основы духовности заложило учение Христа. Первым пропагандистом духовности является апостол Павел. Ему приписывают 14 посланий, которые содержатся в Новом Завете. Практически никто не сомневается, что ему принадлежат Послания к Коринфлянам (О дарах духовных), Послание к Римлянам; к Галатам ( О плодах Святого Духа), к Филиппийцам.

- О чем эти сакральные тексты?

Выпишите из этих текстов и подчеркните те слова, которые особенно трогают душу.

Допишите свой ряд ( о нравственных нормах - мудрость, знания, вера, доброта, радость, мир, терпение, доверие, самообладание, кротость, любовь и т.д.)

- Давайте разберемся, что такое нравственность.

Задание группам: обсудить и дать свое определение нравственности, записать,

« проафишировать».

Нравственность есть не что иное, как деятельность (движение чувств и мыслей), обусловленная идеей добра.

- Как вы думаете, зачем мы говорим об идее добра, о нравственных нормах человека? Ведь тема - слово «духовность» (нравственные ценности - критерии духовности).

5. « Афиширование» - обсуждение в группах.

Цель: вынести личное мнение на « суд» аудитории.

( Совокупность ценностей, присущих человечеству; совокупность культурно - нравственных ценностей каждого конкретного человека в свете общечеловеческих;

Система человеческих ценностей, компоненты которой взаимодействуют стихийно, непредсказуемо, поэтому не поддаются описанию изнутри.

Запись первой части определения: духовность есть выполнение общечеловеческих нравственных норм.

Фрагмент 2.

- Подобрать родственные слова к слову духовность. ( Дух, душа, душевный).

Как вы понимаете эти слова?

Духовность - наличие духовных, интеллектуальных интересов, запросов, идеалов (русский толковый словарь).

Чтение отрывка из Библии (Ветхий завет, Послание апостола Павла к коринфянам).

- Что общего между духом Святым и человеком? (сопричастность к духовности).

- Сформулировать определение духовности.

Запись второй части определения: духовность есть сопричастность человека к святости.

Известно, что центральным догматом христианства является учение о Святой Троице, согласно которому единый Бог существует в трех неслиянных и не раздельных лицах.

Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. При этом как бы в функцию Святого Духа входит руководство нравственно духовной жизнью людей. По своему образу и подобию Бог сотворил человека. Он вложил в каждого частицу Святого Духа. Изначально, при определенных условиях человек обретает возможность получения духовности, поэтому духовность есть сопричастие святости. А Святость - это то, чего не достает человеку в реальной жизни и без чего ему трудно в ней существовать.

Фрагмент 3

Есть ли антоним у понятия духовность? ( Бездуховность, душевная нищета, воровство, ложь).

Это служение не Духу, а плоти, потворствование низменным человеческим страстям, прихотям плоти.

Учение апостола Павла о трехчастном строении человека - из плоти, души и духа - нашло свое выражение в трудах епископа Феофана Затворника, религиозного писателя, ректора Петербургской духовной академии.

Апостол Павел различал плотского человека, душевного и духовного в зависимости от того, какая сторона в человеке преобладает.

Феофан Затворник подробно описал это различие:

« Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно - душевная, есть собственно душевная, есть душевно - телесная…есть телесная». При этом отличалось, что лицо человека одно, и это одно лицо живет то той, то другой, то третьей жизнью».

- Выделите темы текста. О чем он? ( Борьба с самим собой, а это есть борьба духа, души и тела; основные грехи человеческие).

Подчеркните слова, которые наиболее ярко раскрывают понятие бездуховности.

- Как человеку стремиться к духовности, если на его пути столько антиценностей ( грехов)?

Запись третьей части определения:

Духовность есть постоянное совершенствование себя.

6.Обобщение.

Какая схема-модель получилась у нас при обозначении слова духовность?

Духовность: сопричастность человека к святости; выполнение общечеловеческих норм; постоянное совершенствование себя.

Духовность, помнению великих мыслителей Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева и др., является высшей инстанцией, составляющей ценностный мир личности, направляющий всю ее жизнедеятельсть и создающий смысл ее существования.

7.«Рефлексия» - самоанализ.

Цель: проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений. Звучит « Реквием» Моцарта.

- Что заставило вас на нашем занятии взглянуть на некоторые вещи, понятия по-другому, что показалось вам необычным, на какие размышления услышанное и увиденное вас подвигло? Оцените ваше отношение к этой мастерской.

Педагогическая мастерская дала возможность заглянуть в свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения…

Этапы педагогической мастерской:

1.« Индуктор» - «включение» чувств.

Цель «индуктора»: создать эмоциональный настрой, подключить подсознание.

2.« Самоконструкция» - индивидуальное решение.

Цель: опираясь на опыт, осознать прежние знания.

3.« Социализация» - обнародование.

Цель: обсудить все мнения, рассмотреть все гипотезы, услышать всех.

4.«Разрыв» - внутренний, эмоциональный конфликт.

Цель: проживание ощущений, внутреннее осознание неполноты своего знания, углубление проблемы, сверка своего знания с литературными источниками.

5.« Афиширование» - обсуждение в группах.

Цель: вынести личное мнение на « суд» аудитории.

6.Корректировка творческого продукта.

7.«Рефлексия» - самоанализ.

Цель: проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений.









© 2010-2022