- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Педагогическая мастерская Что такое духовность?
Педагогическая мастерская Что такое духовность?
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Барановская Н.Е. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогическая мастерская
« Что такое духовность?»
Духовность есть норма человеческой жизни.
Феофан Затворник
Цель мастерской:
- коснуться глубинных слоев духовной жизни личности;
- формировать способность и готовность искать и находить собственную дорогу духовных ценностей.
Фрагмент 1.
-
« Индуктор» - «включение» чувств.
Цель «индуктора»: создать эмоциональный настрой, подключить подсознание.
Звучит « Реквием» Моцарта.
- Есть светлая, тонкая, прочная нить, которая тянется от сердца к сердцу, из века в век и никогда не кончается. Это наша духовность.
2. « Самоконструкция» - индивидуальное решение.
Цель: опираясь на опыт, осознать прежние знания.
- Вслушайтесь в это слово. Запишите его. Что для каждого из вас оно обозначает? С чем ассоциируется?
3. « Социализация» - обнародование.
Цель: обсудить все мнения, рассмотреть все гипотезы, услышать всех.
- Какие образы, картины возникли у вас? Поделитесь своими чувствами и мыслями.
( На доске запись слов: духовность - мудрость, мир, терпение, нравственность, дух…)
4. « Разрыв» - внутренний, эмоциональный конфликт.
Цель: проживание ощущений, внутреннее осознание неполноты своего знания, углубление проблемы, сверка своего знания с литературными источниками.
Задание: прочитать сакральные тексты («Дары Святого Духа» - Первое послание Коринфянам апостола Павла; Послание апостола Павла к Галатам; Десять заповедей из Ветхого Завета (гл.20 ).
- Почему мы обратились к этим текстам?
Основы духовности заложило учение Христа. Первым пропагандистом духовности является апостол Павел. Ему приписывают 14 посланий, которые содержатся в Новом Завете. Практически никто не сомневается, что ему принадлежат Послания к Коринфлянам (О дарах духовных), Послание к Римлянам; к Галатам ( О плодах Святого Духа), к Филиппийцам.
- О чем эти сакральные тексты?
Выпишите из этих текстов и подчеркните те слова, которые особенно трогают душу.
Допишите свой ряд ( о нравственных нормах - мудрость, знания, вера, доброта, радость, мир, терпение, доверие, самообладание, кротость, любовь и т.д.)
- Давайте разберемся, что такое нравственность.
Задание группам: обсудить и дать свое определение нравственности, записать,
« проафишировать».
Нравственность есть не что иное, как деятельность (движение чувств и мыслей), обусловленная идеей добра.
- Как вы думаете, зачем мы говорим об идее добра, о нравственных нормах человека? Ведь тема - слово «духовность» (нравственные ценности - критерии духовности).
5. « Афиширование» - обсуждение в группах.
Цель: вынести личное мнение на « суд» аудитории.
( Совокупность ценностей, присущих человечеству; совокупность культурно - нравственных ценностей каждого конкретного человека в свете общечеловеческих;
Система человеческих ценностей, компоненты которой взаимодействуют стихийно, непредсказуемо, поэтому не поддаются описанию изнутри.
Запись первой части определения: духовность есть выполнение общечеловеческих нравственных норм.
Фрагмент 2.
- Подобрать родственные слова к слову духовность. ( Дух, душа, душевный).
Как вы понимаете эти слова?
Духовность - наличие духовных, интеллектуальных интересов, запросов, идеалов (русский толковый словарь).
Чтение отрывка из Библии (Ветхий завет, Послание апостола Павла к коринфянам).
- Что общего между духом Святым и человеком? (сопричастность к духовности).
- Сформулировать определение духовности.
Запись второй части определения: духовность есть сопричастность человека к святости.
Известно, что центральным догматом христианства является учение о Святой Троице, согласно которому единый Бог существует в трех неслиянных и не раздельных лицах.
Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. При этом как бы в функцию Святого Духа входит руководство нравственно духовной жизнью людей. По своему образу и подобию Бог сотворил человека. Он вложил в каждого частицу Святого Духа. Изначально, при определенных условиях человек обретает возможность получения духовности, поэтому духовность есть сопричастие святости. А Святость - это то, чего не достает человеку в реальной жизни и без чего ему трудно в ней существовать.
Фрагмент 3
Есть ли антоним у понятия духовность? ( Бездуховность, душевная нищета, воровство, ложь).
Это служение не Духу, а плоти, потворствование низменным человеческим страстям, прихотям плоти.
Учение апостола Павла о трехчастном строении человека - из плоти, души и духа - нашло свое выражение в трудах епископа Феофана Затворника, религиозного писателя, ректора Петербургской духовной академии.
Апостол Павел различал плотского человека, душевного и духовного в зависимости от того, какая сторона в человеке преобладает.
Феофан Затворник подробно описал это различие:
« Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно - душевная, есть собственно душевная, есть душевно - телесная…есть телесная». При этом отличалось, что лицо человека одно, и это одно лицо живет то той, то другой, то третьей жизнью».
- Выделите темы текста. О чем он? ( Борьба с самим собой, а это есть борьба духа, души и тела; основные грехи человеческие).
Подчеркните слова, которые наиболее ярко раскрывают понятие бездуховности.
- Как человеку стремиться к духовности, если на его пути столько антиценностей ( грехов)?
Запись третьей части определения:
Духовность есть постоянное совершенствование себя.
6.Обобщение.
Какая схема-модель получилась у нас при обозначении слова духовность?
Духовность: сопричастность человека к святости; выполнение общечеловеческих норм; постоянное совершенствование себя.
Духовность, помнению великих мыслителей Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева и др., является высшей инстанцией, составляющей ценностный мир личности, направляющий всю ее жизнедеятельсть и создающий смысл ее существования.
7.«Рефлексия» - самоанализ.
Цель: проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений. Звучит « Реквием» Моцарта.
- Что заставило вас на нашем занятии взглянуть на некоторые вещи, понятия по-другому, что показалось вам необычным, на какие размышления услышанное и увиденное вас подвигло? Оцените ваше отношение к этой мастерской.
Педагогическая мастерская дала возможность заглянуть в свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения…
Этапы педагогической мастерской:
1.« Индуктор» - «включение» чувств.
Цель «индуктора»: создать эмоциональный настрой, подключить подсознание.
2.« Самоконструкция» - индивидуальное решение.
Цель: опираясь на опыт, осознать прежние знания.
3.« Социализация» - обнародование.
Цель: обсудить все мнения, рассмотреть все гипотезы, услышать всех.
4.«Разрыв» - внутренний, эмоциональный конфликт.
Цель: проживание ощущений, внутреннее осознание неполноты своего знания, углубление проблемы, сверка своего знания с литературными источниками.
5.« Афиширование» - обсуждение в группах.
Цель: вынести личное мнение на « суд» аудитории.
6.Корректировка творческого продукта.
7.«Рефлексия» - самоанализ.
Цель: проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений.