Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Край Воронежский Православный"

Шабанов Андрей Александрович

396882 Воронежская область, Нижнедевицкий район, с. Першино, ул. Молодёжная, д.5, кв.1 тел. 84737079367



МКОУ «Нижнедевицкая средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» с. Нижнедевицк, ул. Луговая, д.1А

Класс 10

Тема исследования "Святыни Воронежского края: прошлое и настоящее.

«Богу всё повинуется и покоряется, и тогда невозможное становится возможным.» (Святитель Иоанн Златоуст).







Педагог-руководитель краеведческой работы Шабанова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы, ОПК.







30.01.2016 г.

Содержание.

I. Введение

II. Основная часть

1. Происхождение села.

2. История строительства и служителей храма.

3. Воспоминания прихожан храма- старожилов села.

4. Церковь в забвении.

5. «Богу всё повинуется и покоряется, и тогда невозможное становится возможным.» (Святитель Иоанн Златоуст)

III. Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.



Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли.Сколько народов исчезло,а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь. Господь вас не оставит и сохранит землю нашу.

Блаженная Матрона Московская.





I. Введение.

Идея об участии в областном конкурсе «Край Воронежский Православный» у меня возникла давно. Как только наш храм во имя Священномученика Димитрия Солунского в селе Першино начали восстанавливать и состоялась первая служба (это был молебен и панихида), мне было в это время 11 лет. После службы я подошёл к батюшке иерею Сергию Подплетневу и попросил благословения нести послушание в алтаре, помогать при проведении служб. К тому времени я посещал воскресную школу при храме в честь Вознесения Господня с. Нижнедевицк. Батюшка благословил, и с тех пор я всем сердцем, душой и разумом слился с нашим храмом.

О храме мне до этого никто ничего не рассказывал. Да у меня и особого интереса к этому не было. Стояло в центре села в парке огромнейшее здание, называемое Домом культуры, но почему-то построенное оно было в виде креста, это единственное, что приводило меня в недоумение: сельский Дом культуры - и в виде креста?!

О том, что здесь когда-то была церковь, я узнал тогда, когда начались восстановительные работы, в которых я тоже принимал и до сих пор принимаю участие.

Актуальность.

Пока восстанавливался храм (хотя отделочные работы ведутся и по сей день), я так желал, чтобы о нём где-нибудь вспомнили, сказали: в Воронежских новостях, например, в газетах, ведь такое богоугодное дело совершается!!! Но кроме нашей районной газеты никто нигде о храме не сказал. Я хотел, чтобы в конкурсе кто-нибудь поучаствовал и написал бы о возрождающейся святыне (сам боялся дерзнуть, думал, что не справлюсь с задачей), тихонько интересовался, какие работы отсылаются на конкурс... Однако вновь огорчение: никто не взялся. А в храме уже шестой год совершаются богослужения, оснащается интерьер, облагораживается территория и фасад храма. Храм действует! Святыня возродилась!

Вот и решил: сейчас я учусь в 10 классе -есть время заняться этой работой.(На следующий год будет некогда: ЕГЭ!)Заняться, не с целью только поучаствовать в конкурсе, претендовать на какое-то место! Нет, совсем не это. Всё просто. Пусть о нашем, когда-то забытом, но теперь молодом, прошедшем такие тернии и муки, как и многие храмы России, поднявшемся и расцветшим храме ещё во сто раз лучше, чем было, узнают люди. Прочитают, может, кто-то заинтересуется и приедет посмотреть. И не пожалеет, в этом я уверен.

Задачи.

Что бы я хотел рассказать на страницах моей работы? Во-первых, дам историческую справку о первых упоминаниях в книгах о храме в селе Першино; во-вторых, какие изменения происходили в Першино, связанные с храмом, как на разных этапах истории нашей страны менялся уклад храма и менялось отношение людей к нему, в-третьих, опишу, как возрождался храм после лихолетья, чему я сам был свидетель и непосредственный участник.





Методы исследования.

Чтобы выводы мои были правдивыми, я использовал метод опроса: интервью, беседы; аналитический метод и метод наблюдения применил при описании изменений, произошедших в людях и во мне, в том числе. При работе с документами опирался на метод изучения информационных материалов.

II. Основная часть

1. Происхождение села.

Наше село Першино располагается в живописном месте Нижнедевицкого района Воронежской области в шести километрах от районного центра и шестидесяти трёх километрах от областного центра. Неповторимость нашему селу придаёт то, что расположено оно как бы в лощине, среди бугров и холмов.(см.Приложение) На окраине села с восточной стороны находится замечательный, известный на всю округу Першинский пруд. В отличие от расположенных рядом сёл (Михнево, Нороворотаево и Хвощеватовка) у нас есть свой действующий храм с престолом во имя Священномученика Димитрия Солунского. Это наше достояние и наша главная достопримечательность.

Першино всегда, с момента своего появления, как рассказывают старожилы, пользовалось среди жителей района уважением и почитанием. Хотя изначально село называлось Дмитриево, только потом его назвали Першино в честь протекавшей реки. Занимаясь исследованием, я нашёл 2 версии происхождения названия села. Например, Вадим Галкин, доктор экономических наук, профессор, высказывает свою мысль, основываясь на суждение В.И.Даля: «…рядом с селом протекала небольшая речка Перка. От неё и произошло название села. Что же касается имени речки, то здесь следует обратиться к старорусскому слову «перка, пёрка», которое, по В.И. Далю, означает «тонкое долотичко трубочкой для сверления дыр; вообще свёрла разного вида, коловороты». Вероятно, в зимнее время для рыбалки на реке сверлили лёд, от чего и получила название речка Перка.

В книге «Населённые места Воронежской губернии (Справочная книга. Издание Воронежского Губернского Земства. 1900 год». Создатель Щербина Федор Андреевич (1849 - 1936)) о Першино говорится следующее: «Першино (Дмитриево) село, общества Першинского, расположено при почтовом тракте на реке Першино, вёрст до Нижнедевицка - 5». Честно сказать, мне больше по душе вторая версия.

2. История строительства храма и его служители.

История села -это история становления, укрепления православной веры, как в моём родном селе, так и во всей России. Поэтому работу я свою построил так: наряду с описанием основания храма буду касаться исторических событий, происходивших в этом месте.

Первые упоминания о селе Першино относятся к началу 18 века. Оно было основано потомками мелких служилых людей, охранявших в 17 веке южные окраины Руси от набегов крымских и ногайских татар. Первым известным священником является отец Василий (упом. в 1752 г.). На его место в 1756 году определён дьякон Венедикт Илларионович Попов. В 1771 году жителям Першино была дана храмозданная грамота на построение вместо прежней церкви новой во имя Святого Великомученика Димитрия. Окончание строительства этого храма неизвестно. Сохранилась запись о том, что иконостас церкви был устроен по подобию Петропавловской церкви, стоящей в городе Воронеж. Из служителей первым священником упоминается Иван Васильевич Сабынин в 1774 году. Но, так как в то время храмы, церкви, дома да и все здания строились из леса, то во время пожара трудно было устоять им перед огнём. А огня было много. Междоусобные войны между князьями, Крестьянская война под предводительством Пугачёва, где участниками восстания на стороне бедных крестьян были сельские священники, которые вынуждены были влачить жалкое, нищенское существование. Наш край не остался в стороне от этих событий.

Горели церкви в те времена ещё и потому, что широко распространялись вероучения сектантов по Руси- христоверов, духоборов, молокан и др. Они отрицали институт церкви, почитание икон и "святых", мощей и иных реликвий, таинства. Они не признавали иерархов, священников как посредников между Богом и верующими. Чтобы утвердить свои идеи, они поджигали православные храмы, наводя ужас и сея раздор между людьми. И вот в 1782 году вновь построенный храм в селе сгорел. По каким именно причинам был пожар, до сих пор неизвестно.

В это время в храме был один престол во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского.

Снова принялись возводить новую церковь. В то время на место священника был определён Стефан Соколов. От 1785 года сохранилось доношение протоиерея Якова Юшкова об обложении им в Першине 27 августа 1784 года новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь Великомученика Димитрия Солунского. Придел этот был освящён в 1787 году. В 1791 году на место священника назначается местный пономарь Михаил Иванович Сабинин, а на « дьяконскую часть» дьякон Авраам Матвеевич Авсенев, посвящённый в иереи в 1802 году. Главный алтарь окончательно отделан и освящён в 1797 году. Деятельное участие и материальную поддержку при построении храма оказал прихожанам местный помещик Я.Е. Глотов, в то время исполнявший обязанности уездного судьи в суде Нижнедевицка.

В течение почти века в Першинском храме немало священников послужило на престоле, умиротворяя людские души, проповедовали добро, учили побеждать свои слабости, трудиться над своей душой. В 1835 году в храме служил студент семинарии Пётр Димитриевич Диаконов. В 1853 году упоминается священник Стефан Фёдоров. Священник Фёдор Никитин служил в 1862 году. В 1864 году молодой студент семинарии Никанор Андреевский начинал свою нелёгкую деятельность. С 1866 года священствует в селе Пётр Васильевич Инцертов. Храм в эти годы несколько раз снаружи и внутри ремонтировался. Всё больше и больше стекалось народа для молитвы. Но этот храм был мал и не мог вместить всех желающих помолиться.

К этому времени в храме было 2 престола:во имя Живоначальной Троицы и в честь Святого Великомученика Димитрия Солунского.

С 1880 года начата постройка нового более вместительного храма. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Першине, Нижнедевицкаго уезда, с приделом свят. великомученика Димитрия, каменная, построена в 1787 году. Земли пахатной и сенокосной 66 десятин. К этой церкви приписана церковь в селе Россошах. Прихожан 1110 душ. Сельцо Великограматное (7 верст), Никольское и Норово (Ратаево, 4 версты)».

На рубеже XIX-XX веков в штате церкви числились: 2 священника (Петр Инцертов и Феоктист Губанов), диакон (Александр Аполлосов), 2 псаломщика (Иван Прохоров и Василий Павлов). Дворов в приходе в это время насчитывалось 627, в них проживало 4811 человек.»

В 1884 году к великой радости всех першинцев открылась при храме церковно-приходская школа.

В 1887 году освящён северный придел во имя Священномученика Димитрия Солунского. Когда храм был уже почти достроен, рухнула колокольня. Все средства были уже потрачены на строительство, и тут такая беда! Новую колокольню возводить было не за что. Тогда на помощь прихожанам пришёл помещик Яков Петрович Глотов (внук прежнего благодетеля Якова Егоровича Глотова). Колокольня была выстроена на его, в основном, деньги. Из 9 рублей за тысячу кирпича 8 рублей платил господин Глотов, 1 рубль- прихожане. В 1895 году колокола на новой колокольне вновь собрали православный люд на службу. Хотя, надо сказать, службы не прекращались и в то время, когда шло строительство.

26 августа 1893 года был освящён главный алтарь во имя Живоначальной Троицы. В сентябре 1894 года южный придел храма был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери. Священником в храм был определён Феоктист Степанович Губанов. Далее информация о судьбе храма, его служителях неизвестна.

Отдельно надо сказать о ктиторе нашего храма, почившем 10 сентября 1904 года, Якове Петровиче Глотове. В течение всей своей жизни он принимал активное участие в украшении храма, был глубоко верующим человеком. На деньги, им выделенные, храм был выкрашен масляной краской, за один год был расписан на средства Глотова. В 1900 году Яков Петрович жертвует тысячу рублей на постройку новой каменной ограды с железными пролётами и сторожки. Им же была сделана деревянная ограда вокруг старого кладбища.

Таким образом, к концу 19 века в храме было 3 престола.

3. Воспоминания прихожан храма - старожилов села.

В начале 20 века повсеместно начались революционные волнения. Наш край тоже не остался в стороне. Революционное время было очень сложным периодом для села. Одним взмахом руки нехристи опрокинули всё, что было выстрадано, взлелеяно, всё, к чему стремилась душа. Разделились люди на своих и чужих. Как известно, начались гонения за веру. Люди боялись ходить в церковь. Впоследствии власть потихоньку совсем отучила от храма людей. Да и люди, напуганные не только преследованиями, но и коллективизацией, стали роптать на Бога. Моя прабабушка (она с 1914 года рождения, имя Щербакова Прасковья Лукьяновна, до сих пор живёт в соседнем селе. Стиль монолога сохранён.) рассказывает: «Многие поснимали дома иконы, кто сжёг, кто прибрал в сарай.У нас много было икон дома, батя-то (отец-авт.) пел в церкви. Мы все иконы отнесли в церкву. Думаем, будь, что будет. А когда мама снимала иконы со святого угла, как было страшно! Мы (дети) подняли вой. Батя на нас как зашумит, что, мол, похоронили кого? Мне годков, может, 10 было.Помню до сих пор, и по сейчас жутко.А одну икону моя сестра старшая Аксютка не отдала. Аксютка была уже большая, невеста. Её потом казаки застрелили. Замуж она не выходила. Икона эта -Божья Матушка Троеручица. Аксютка её в амбаре спрятала. Мы (дети-авт.) все про неё знали, но нигде никому не сказали. Так она там и лежала. Когда была война (Великая Отечественная-авт. ), нас обстреляли немцы, хату подожгли. Мы убежали в другой хутор, а бати не было с нами. У меня на руках была Нинка годовалая (дочь бабушки- авт.). Мы с Наськой (младшей сестрой) думали, ну всё, батю убили. Глядим, а он прибежал. Под рубахой икона та самая наша была. Мы, былок,его ругать начали: « что ж ты, хоть бы соль да митрики захватил!» Так вот спаслась икона. Немцев прогнали, мы отстроили себе пятистенку. Повесили икону Божьей Матушки и уже никого и ничего не боялись».

Кстати будет сказать, теперь эта икона находится в святом углу у нас дома. (см. Приложение). Прабабушку много раз просили продать икону, но она эту святыню отдала моей маме (своей внучке).

Мария Васильевна Есаулова, 1923 года рождения на вопрос, что она помнит о нашем храме, рассказывает. « Я ходила в храм с тёткою лет с десяти. Помню, на Вербное воскресенье я потеряла хвартук новый, который мне мама сшила к празднику. Плакала, искала его, коленки себе все посбивала. Когда пришли в храм, я увидела, что на украшенной у входа вербе висит мой хвартук. Так я обрадовалась!

В то время в церкви было очень красиво. Под потолком было очень много свечей, от них было много свету. Около храма всё было огорожено. На праздники привозили качели и карусели с деревянными лошадками. Продавались пряники фигурные малиновые. Очень вкусные. Вокруг храма был вишнёвый сад, стояли скамейки. В храм все ходили семьями. До войны как-то раз в крест на храме ударила молния. Тогда говорили, что к беде. Вскоре началась война.»

Воспоминания Евдокии Митрофановны Незнамовой, 1927 года рождения. « В храме было икон немного, но стены были все разрисованы. И лики Святых, и ангелы- всё было красиво! Во время войны началось разрушение. Однажды немецкий обоз ехал со стороны Синих Липягов, наши начали по ним стрелять. Немцы заскочили в церковь, и тут наша «Катюша» с бугра как дала по ним -колокольня, так и свалилась. После войны там сушили зерно. Потом переделали в клуб. Но люди старые не ходили туда.»

4. Церковь в забвении.

В марте 1930 года церковь была закрыта в связи с событиями, происходящими в стране, а внутри неё был устроен склад для семян. Угнали куда-то священников. И люди нашли себе место для молитвы. Это кладбище. На Пасху, во время всемирного ликования люди приходили туда, это было одно святое место в селе, которое у них не могли забрать. С тех пор эта традиция сохранилась. Хотя я вот уже несколько лет в Христово Воскресение не иду на кладбище (батюшка не благословляет), и всем своим бабушкам, прабабушке тоже говорю о правильном почитании этого дня, но они на меня обижаются, что я «не почитаю умерших прародителей». Я всё-таки стараюсь развеять у них этот пережиток прошлого.

Во время войны храм открыли на короткое время.Однажды во время артобстрела снаряд угодил в купол храма. Внешний и внутренний вид здания сильно пострадал. Восстанавливать его как храм никто не собирался. (см. Приложение)

В 1963 году здание перестроили в сельский Дом культуры. Место, где располагался алтарь, сравняли с землёй. Возвели огромные бетонные колонны, построили высокие длинные порожки. А перед входом в здание положили асфальт. На месте, где был уложен асфальт, покоились погребённые служители церкви и особо почитаемые, отошедшие в мир иной жители села. Всё это тогда никого не взволновало, не образумило, не остановило. На всё это хватило средств и бездушности! Палачи, богоборцы! Сколько лет по этому месту ездили машины, плясали разудалые, подпитанные першинским хмелем молодчики на всевозможных праздниках!!! Но Господь терпел. Не открывал сразу. Не время ещё было!

5. «Богу всё повинуется и покоряется, и тогда невозможное становится возможным.» (Святитель Иоанн Златоуст).

В 2009 году начали восстанавливать храм. В село приехала чета Шабановых Вадим Алексеевич и Ольга Витальевна (они бизнесмены).Видимо, потянули на родную землю першинские корни. Здесь родился и вырос отец Вадима Алексеевича, жил и служил дьяконом дед, здесь, на старом кладбище, покоятся его предки, да и мои тоже (Вадим Алексеевич мне родственник по четвёртому колену по линии папы).

Сколько им пришлось обить порогов разных инстанций, чтобы добиться разрешения на восстановление храма за свои деньги! Ни одна государственная организация не откликнулась на смелое, богоугодное дело. Всё было сделано руками этих обыкновенных с виду, но внутренне духовно-богатых людей. Вместе со многими прихожанами, в том числе и со мной, они выгребали мусор, груды камней, вырубали заросли вокруг здания. Я невольно замечал их необычайный духовный подъём, восторг, которые они не скрывали. Счастливые люди! Материальный достаток гармонично объединили с духовным богатством. Это и есть счастье. «В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаём»- сказал Генри Уорд Бичер.

Было столько мусора, что вывозили КАМАЗами. Однажды летним днём, когда шли работы, колёса КАМАЗа стали проваливаться в землю. Трактором вытащили из обвалившейся земли машину и увидели, что это могила. Стены могилы были обнесены красным кирпичом. Выложена она была в форме лабиринта. Мы вызвали батюшку. Он насчитал 5 гробов. Они хорошо сохранились, не сгнившие. Было похоже, что здесь покоятся священники или богатые люди, потому что углыодного гроба были обнесены металлическими пластинами. На месте провалившейся земли нашли кусочек ткани, похожей на поясок священника. Батюшка бережно его поднял и дал мне посмотреть. С каким трепетом я это сейчас вспоминаю! А когда это всё происходило, то передать словами это чувство невозможно! Пока в Воронеже священники думали, что делать с этим местом, мы день и ночь дежурили, чтобы не допустить осквернения могил. По общему решению епархиального отдела Воронежской митрополии эти могилы закрыли бетонной плитой, засыпали землёй и поставили памятный крест. (см. Приложение)

Работы по устройству храма не прекращались даже зимой, хотя здание не отапливалось. Наёмные рабочие, специалисты, полностью отделали часть здания, установили печное отопление, утеплили пол, отделали фасад здания с одной стороны, перед входом уложили плитку. Рядом с храмом была построена лавка и колокольня. Всё это время проходили молебны, служились панихиды в ещё не отстроенном, но убранном здании. (см. Приложение)

Великий почин Шабановых подхватили и другие земляки, чьи корни хранит благодатная першинская земля. На средства Григорьева Геннадия Владимировича был установлен купол храма, Баркалов Игорь Васильевич пожертвовал средства на приобретение церковной утвари. Великая слава и многая лета этим людям!

Ещё вокруг храма шли работы, но 8 ноября 2011 года в День престольного праздника в честь Священномученика Димитрия Солунского церковь наша ожила. После лихолетья зазвенели колокола над селом! Слава Богу! Льётся колокольный звон, призывая жителей на богослужение, а это значит, что у моей малой родины есть будущее!

Вместе с восстановлением храма началось возрождение духовной жизни на приходе. Знаменитая русская пословица гласит: «Бог не в брёвнах, а в рёбрах». К этому надо стремиться всем, это основа. А потом будут восстановлены и стены.

В этом году снова стараниями наших благодетелей Шабановых был поставлен шестиметровый Поклонный Крест на месте старого кладбища. (см.Приложение). Такого Креста нет в Воронежской области, только у нас.

Вот уже 6 лет здесь проходят богослужения. Наш батюшка Сергий (иерей Сергий Подплетнев) является настоятелем нашего храма. Для меня он является тем человеком, у которого я учусь верить в Бога, быть с Церковью, несмотря ни на что. Он увлекает своей пламенной молитвой и проповедью всех нас. (см.Приложение) Поэтому всё больше и больше людей спешат в храм за словом Божьим. Пришла сюда, вслед за мной, моя мама, которая стала нести послушание на клиросе. Ходит папа на службы, участвует в крестных ходах. (см. Приложение)

III. Заключение.

Храм - это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека вне зависимости от его социального положения. Человек нуждается в лечение души, в нравственном совершенствовании. Сегодня, когда нравственные ценности, к сожалению, уходят для многих на второй план, уступая место материальным потребностям, я думаю, что вопрос о восстановлении утраченных святынь особенно актуален.

Идеалом образа жизни, нормой жизни должна быть вера в Бога. Именно это дает нам почву под ногами, связь с предками. Именно вера всегда объединяла нас в трудную минуту и сейчас дает поддержку всей стране. Дает поддержку и мне.

Я отдаю себе отчёт в том, что работа моя, представленная на конкурс, может быть, не содержит много исследовательского материала. Но что такое исследование: буквально «следование изнутри». К этому определению я бы добавил: исследование- это найти след какого-то явления, предмета, святыни в истории и оставить свой, собственный. Занимаясь данной работой, я нашёл эту отметину, много узнал, на многое посмотрел другими глазами. Когда-нибудь через сто лет наши потомки, принимая участие в этом конкурсе «Край Воронежский Православный», будут находить новые сведения о нашем першинском храме, и, может,вспомнят о том, что первым пономарём в возрождённом храме в честь Святой Животворящей Троицы, Владимирской иконы Божией Матери, Священномученика Димитрия Солунского был Андрей Шабанов.(см. Приложение)

Список использованной литературы.

1. Населенные места Воронежской губернии: Справочная книга / изд. Воронежского уезда; авт. предисл. Ф. Щербина. - Воронеж: Типо-лит. В. И. Исаева, 1900.

2. Города Воронежской губернии, их история и современное состояние, с кратким очерком всей Воронежской губернии / cост. д. чл. Воронеж. губ. стат. ком. Г. М. Веселовский и Н. В. Воскресенский. - Воронеж: Тип. Веселовского, 1876.

3. Очерк постепенного населения Воронежской губернии / [соч.] Архим. Димитрия. - Воронеж: Тип. В.И. Исаева, 1886..

4. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Собранное из историй, архивских записок, и сказаний Воронежской семинарии префектом павловским протоиереем Е. Болховитиновым. - Воронеж: В типографии Губернского правления, 1800.

5. Прохоров В.А. Вся Воронежская земля.

6. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»

7. Материалы Краеведческого музея с. Нижнедевицк.



Приложение.

1. Вид села Першино.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

2. Эскиз старого храма

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

3.Вид внутри храма до начала восстановления.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

4. Камень, который стоял на могиле почившего ктитора П.Я Глотова.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

5. Икона Божией Матери «Троеручица»

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

6. Вид храма в 50-е годы.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

7. Дом культуры в 1963 году.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

8. Памятный крест на могилах почивших священников на территории храмаНаучно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский9.

9. Восстановленный храм во имя Священномученика Димитрия Солунского.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

10.Поклонный Крест на старом кладбище.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

11. Освящение купола.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

12. Крестный ход по селу во время Престольного праздника.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

13. Это я, Шабанов Андрей.

Научно-исследовательская работа по теме: Край Воронежский

23


© 2010-2022