Мастер-класс Без лица в личине (сочиняем загадки)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Без лица в личине». (слайд 1)

Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что это такое «Без лица в личине?» Речь пойдет о загадке. Именно так говорил народ о загадке: лицо «загаданного предмета» скрыто под маской, «личиной». Независимо от возраста мы с удовольствием загадываем, отгадываем, да и просто слушаем эти «зерна поэзии». Загадки не только испытывают нашу сообразительность, но и открывают для нас новый мир, заставляют увидеть то, что не замечалось ранее, необычное в обычном, поэзию в том, к чему мы давно привыкли. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок.

Однако значительно интереснее представить, как кто-то создает загадку, понаблюдать за этим процессом и попытаться самим создать свои загадки. Ведь создание загадки превращается в школу владения точным, ярким выразительным словом. Сегодня мы и будем с вами овладевать величайшим чувством художественного слова.

Прежде чем составить загадку нужно выяснить, а как же построена загадка, что может быть положено в ее основу.

Слайд 2

1. Сопоставлении, скрытое сравнение (метафора).

Висит сито не руками свито. (гнездо)

Большинство загадок построено на сопоставлении: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, на основе сходства. Это скрытое сравнение или метафора.

2. Отрицательное сравнение.

Не птица, а летает,

Не жук, а жужжит. (самолет)

Можно загадку построить на отрицательном сравнении

Слайд 3

3. Описание признаков загаданного предмета.

Два конца, два кольца

Посредине гвоздик (ножницы)

В других загадках указываются лишь признаки того предмета, который нужно отгадать.

4. Описание действий загаданного предмета

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте (часы)

… или образное описание действий загаданного предмета

Слайд 4

5. Описание признаков и действий загаданного предмета.

Тянется в окно

Золотое полотно. (солнечный луч)

А может быть в загадке отмечены и действия и признаки

6. Олицетворение

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется (топор)

Среди загадок бывают такие, в которых явления природы и неживые предметы изображаются как живые существа, этот прием называется олицетворение. В слове лиц, неживой предмет оживает, одушевляется, как бы обретает лицо.

Слайд 5

7. Звуковой образ, звукоподражание.

Зубастый зверек,

Грызет с визгом дубок. (пила)

Иногда загадку помогает разгадать само ее звучание, оно напоминает звуки, которые издает загаданный предмет, такой прием изображения называют звукоподражание.

Слайд № 6. А сейчас на примере загадок попытаемся определить, что положено в их основу, что помогает нам их разгадать.

1. Чёрный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт (жук)

2. Лежал, лежал,

Да и в речку побежал (снег)

Слайд № 7:

3. И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей (хлеб)

4. Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладёт (карандаш)

Слайд № 8

5. Пять ларчиков - пять чуланчиков (рука в перчатке)

6. Два братца пошли в воду купаться (вёдра).

Составление своих загадок:

А теперь попробуем сочинить свою загадку. Можно воспользоваться памяткой. Слайд № 9.

Работа со зрителями.

Разгадывание загадок, составленных детьми (на карточках). Попытайтесь не просто отгадать загадку, но и определить, что лежит в основе загадки, что помогает нам ее разгадать. Таблица приемов перед вами (Слайд № 10)

Заслушиваются составленные загадки…

Заключение: Анализируя тексты загадок, создавая свои тексты, формируется языковая и коммуникативная компетенция учащихся. Наряду с познавательным и воспитательным значением загадок, о котором было сказано выше, нужно отметить их практическую значимость в обучении. На примере изучения загадок происходит усвоение, закрепление художественно-выразительных средств (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений). Они служат прекрасным иллюстративным материалом для наблюдения и творчества.



© 2010-2022