Урок русский язык и познание мира

интегрированный урок русского языка и познания мира по теме «Склонение имен существительных и вода в природе». на уроке в интересной познавательной форме детям предлагается более глубокое изучение темы склонение имен существительных, разборы предложений по членам и частям речи. Предлагается чтение стихов. Материал детям интересен так как предлагается интеграция с предметом познания мира по изучению темы вода в природе, водоемы. Охрана природы. Буду рада если мой материал окажется вам полезен. ин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования Республики Казахстан Возвышенская средняя школа.

Интегрированный урок по русскому языку

и познанию мира

«Склонение имен существительных» «Вода в природе» в 3 классе.

Провела: Кондратенко В.П.



Тема: Склонение имен существительных. Вода в природе.

Цель: 1) Обобщить знания о склонении имен существительных.

  1. Совершенствовать умения определять тип склонения существительных в начальной форме и в косвенных падежах.

  2. Развивать навык беглого чтения.

  3. Продолжить формирование понятия «вода»; расширить представления о свойствах воды, её значении как природного тела

  4. Учить бережному отношению к природе.

Оборудование: таблица «Три склонения имен существительных», глобус на столе учителя, карта Казахстана, рисунки детей к теме «Вода в природе», картинки с изображением природы, отпечатанные тексты стихотворения И. Никитина «Откуда пришла вода».

Ход урока.

  1. Начало урока: оргмомент. Вводная беседа.

Учитель: Наш сегодняшний урок несколько необычным, вместе с изучением склонений имён существительных обобщим знания из познания мира. Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять типы склонений имён существительных, мы будем беседовать об основных свойствах воды, её местонахождении, значении для природы и человека, а значит и для нас. С каким настроением будем работать? (обсуждается план работы).

  1. Минутка познания мира.

7.Чтение учителем отрывка из рассказа Сент-Экзюпери «Вода».

« У неё нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, её не опишешь, ею наслаждаешься, не понимая, что она такое. Она не просто необходима для жизни, она и есть - жизнь. С нею во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить чувствами. Она нам возвращает силы. Она величайшее в мире богатство, но и самое непрочное, - она, столь чистая в недрах земли. Он не терпит примесей, не выносит ничего чужеродного. Но она дает нам бесконечно простое счастье».

  • О чем говорится в этом отрывке? (о чистой воде).

  • Вспомните в каком состоянии встречается вода в природе? (в твердом, жидком и газообразном).

-Где можно увидеть эти состояния воды? (лёд на реке, пар из чайника, льющуюся струю из крана).

  • Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (в различные осадки).

  • Назовите их. (снег, дождь, град, иней, изморозь, роса).

  • Запишите эти слова и определите их склонение, (дети записывают в тетрадь и проверяют).

  • Мечтаете ли вы увидеть чудо?

  • А какое Послушайте, как можно красиво рассказать о воде. Обратите внимание на прилагательные, которые прозвучат в этом описании.

Фактические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева

падающих снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны теплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень - всё это жидкое тело, это вода.

  • Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в данном описании, (дети вспоминают и называют).

  1. Определение склонений имен существительных.

  1. Образуйте от имен прилагательных, записанных на доске, имена существительные в единственном числе. Укажите их склонения.

(На доске заранее выписаны имена прилагательные из читаемого отрывка, но закрытые бумагой или написанные на листе бумаги и вывешиваемые в данный момент).

  • Обратите внимание на таблицу, которая послужит вам подсказкой.

Лед

Узор

Жидкость 3 скл.Тепло Урок русский язык и познание мира

Урок русский язык и познание мира


  • Какие слова можно отнести к понятию «вода»? (лед, жидкость)

  1. А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение «Откуда же пришла вода» И. Никитина и найти слова, обозначающие различные состояния воды. Спросил на днях малыш-сосед У струйки, льющейся из крана:

  • откуда ты?

Вода в ответ:

  • Издалека! Из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

  • Откуда ты? - спросил росу.

  • Поверь, - я из океана!

  • Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана Донесся шепот:

  • Знай, малыш,

И я пришла из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

  • Откуда ты? Ты кто такой?

-Ия, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли? чудо В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в слезинке, и в дождинке И в росинке

Нам откликнется всегда Океанская вода!

-Выберете из прочитанного стихотворения слова, обозначающее воду в различных её проявлениях,

(роса, газировка, туман, льдинка, капля, слезинка, дождинка).

  • Откуда они появились? (из океана).

  1. - Что такое океан? (Это крупный естественный водоем).

  • Сколько океанов на нашей планете? Покажите на глобусе и назовите их. (учащиеся подходят к столу учителя и выполняют задание).

  • Какие водоемы вы ещё знаете? (родник, ручей, река, море, озеро, пруд). Учитель по мере называния записывает слова на доске,

  • Определите склонение имен существительных и запишите их в тетради, (обсуждение).

  1. Физминутка,

  2. -Ребята, назовите такой водоём, который со всех сторон окружен сушей, (озеро).

  • Какое самое большое озеро Казахстана вы знаете? (Балхаш),

-Покажите на карте Казахстана,

  • Что вы знаете об этом озере?

Ученик: (Балхаш - третье крупное озеро Казахстана после Каспийского и Аральского морей. Его протяженность с запада на восток 600 км. Особенностью этого озера является то, что в западной его части вода пресная, а в восточной - соленая. На Балхаше хорошо развит рыбный промысел. Здесь ловят сазана, окуня. Разводят ондатру, Па озере развито судоходство).

  • Давайте запишем одно предложение об этом озере.

П.л. 2 скл Ил. 2 скл. В.и, 2 скл.. В.л. 2 скл. В.н, 1 скл

На Балхаше рыбаки ловят сазана, окуня, щуку.

  • Разберите предложение по членам предложения и определите тип склонения и падеж существительных,

  1. - А какие реки Казахстана вы знаете? (дети называют: Иртыш, Интим, Урал, Сырдарья).

  • Покажите на карте.

  • Что вы знаете о самой крупной реке Иртыш,

(Ученик: Иртыш протекает на северо-востоке республики. Иртыш берет начало с Алтайских гор. Начинает разливаться весной в результате таяния снега на южных склонах гор. Иртыш - полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении и связывает единым водным путем Павлодарскую, Семипалатинскую и Восточно-Казахстанскую области).

  • запишите это предложение и разоерите по частям речи.

На Иртыше построены крупнейшие гидроэлектростанции, (дети выполняют).

  1. . Работа с пословицей.

  • Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. Народ говорил в старину: «Мать - водица - всему царица!».

  • Что означает это выражение? (обсуждение значения воды для природы и человека).

  • Теперь посмотрите на доску и прочитайте то, что написано на ней.

Ткла через с_ло р_ка. Была она всёлая, г_в_рливая, Реш ли люди пручить речку к работе. Ведь она может помочь к ров д ить, и землю пхать, и город пол вать, и деревья п"лить, и пш ницу молотить.

  • Какие словарные слова записаны здесь? (Работа, веселая, корова, огород, пшеница).

-Объясните пропущенные орфограммы (обсуждении).

  • В каких словах звуков больше, чем букв? (веселая, говорливая, деревья). -Разберите их по составу.

  1. Минутка экологии,

  • Планета Земля - наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем.

Па дом вам было задано прочитать стихотворение С. Михалкова «Прогулка» и подумать о поведении ребят на природе. Правильны ли их действия? Некоторые из вас выразили свои ответы в рисунках, (обсуждаются устные ответы учащихся и рисунки).

Мы приехали на речку Воскресенье провести А свободного местечка Возле речки не найти Тут сидят и там сидят Загорают и едят.

Отдыхают как хотят.

Сотни взрослых и ребят Мы по бережку пошли И поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут И там пустые банки.

И как будто нам назло Даже битое стекло Мы по бережку прошли.

Место новое нашли Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли Насорили и ушли.

Мы прошли конечно мимо

  • Эй ребята! - крикнул Дима,

  • Вот местечко хоть куда!

Родникова'й вода.

Чудный вид, прекрасный пляж.

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли.

Веселились как могли: пили квас, конфеты ели.

Хороводом песни пели...

Отдохнули и ушли.

И остались на поляне Потухшего костра:

Две разбитых нами склянки.

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора

Мы приехали на речку понедельник провести.

Только чистого местечка Возле речки не найти,

  • «Современный человек, видимо не понимает, что Всё вокруг нас - это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим,» - это сказал известный норвежский путешественник Тур Хейердал.

  • а вы дома подумаете над этими строчками и напишите сочинения о том «Для чего нужна вода и почему её надо охранять».

  1. Итог урока.

Обсуждается выражение намеченного плана; чем понравился урок, что нового узнали, с каким настроением работали.

окружает нас постоянно? (это вода).


© 2010-2022