Турнир знатоков русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Турнир знатоков русского языка и литературы.



Цели и задачи:

- развитие интереса к изучению русского языка

- развитие творческих способностей, логического мышления детей;

- обогащение словарного запаса, расширение кругозора

- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

- сплочение детского коллектива.

Формируются две команды. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, приветствие; чтение наизусть высказывания о русском языке.

Ход турнира:

В 1.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

В 2. И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом.

Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас.

Без языка мы ни на шаг не сможем продвинуть жизнь вперед.

Мы можем гордиться русским языком.

На нем созданы замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки и культуры.

Сегодня мы проведем турнир знатоков русского языка. Команды будут бороться за звание победителя.

1. «Визитная карточка»

Представление команд,приветствие.

2. Конкурс чтецов.

Чтение наизусть высказывания о языке.

3. Разминка.

1. Чем кончаются день и ночь?

2. Что стоит посредине земли?

3. Чем кончается лето и начинается осень?

4. В каких словах по сто согласных?

5. В каком слове сорок гласных?

6. В каком глаголе сто отрицаний?

7. Как большой дом превратить в маленький?

8. Как топор превратить в рукоятку?

9. С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово?

10.У каких башмаков не бывает каблуков?

11.Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

12.Каким ключом нельзя открыть замок?

13.Какое животное и какой военный корабль имеют одно название?

14.Какой бор не имеет листвы и хвои?

15.Всякий ли пар способен подниматься?

16.Какие местоимения не имеют именительного падежа?

17.Какое местоимение может быть частицей?

18.Какой падеж существительного не употребляется с предлогами?

19.Из какого языка заимствовано слово школа?

20.Каково происхождение слова портфель?

21.Почему красную строку так называют?

4. Узнайте слова по их лексическому значению, запишите.


  • 1. Массовое шествие. 2. Публичный показ чего-либо. (Демонстрация)

  • 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело,хорошо сделанный. (Искусный)

  • Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. (Патриотизм)

  • 1. Выборный орган, руководящий собранием, совещанием. 2. Руководящий орган в организации, учреждении. (Президиум)

  • Большое помещение у входа в общественное здание. (Вестибюль)

  • Группа лиц или орган из группы лиц со специальными полномочиями при каком-либо учреждении. (Комиссия)

  • Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. (Орнамент)

  • 1. Благоприятный отзыв о ком- или о чем-либо. 2. Совет, пожелание. (Рекомендация)

  • Сотрудник газеты или журнала, а так же радио и телевидения, присылающий сообщения о текущих событиях. (Корреспондент)

  • Декоративное освещение улиц в праздничные дни. (Иллюминация)


  • 5. Из данных слов составьте фразеологизмы. Что они значат? Каково их происхождение?

Даются слова, из которых составляются следующие фразеологизмы:

- Коломенская верста

- Показать кузькину мать

- У черта на куличиках

- Авгиевы конюшни

- Вавилонское столпотворение

- Ахилесова пята

6. «Эти забавные животные»

Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животных.

Белая ворона. Где раки зимуют. Мартышкин труд. Лебединая песня. Подложить свинью. Пустить петуха. На козе не подъедешь. Крокодиловы слезы. Где собака зарыта. Синяя птица.

7. «Переводчик»

Замените устаревшие слова синонимами:

Очи -

Чело -

Ланиты -

Уста -

Перст -

Баталия -

Брадобрей -

Глаголет -

Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт-Петербургу. Остановившись перед зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий по-русски значит архитектор»

Верны ли были пояснения экскурсовода?

8. Установите соответствия


  • Презентация А. Зрелище

  • Шоу Б. Положительный

  • Консенсус В. Представление

  • Коммуникабельный Г. Объединять

  • Позитивный Д. Облик

  • Менталитет Е. Общительный

  • Интегрировать Ж. Согласие

  • Имидж З. Обычаи-привычки

  • Санкция И. Разрешение-указание

1 - В, 2 - А, 3 - Ж, 4 - Е, 5 - Б, 6 -З, 7 - Г, 8 -Д, 9 - И

9. Распределите существительные на три группы (м. р.; ж. р.; ср. р.)

Кофе, недотрога, НИИ, такси, ГИБДД, плакса, Алазани, жюри, трудяга, ГЭС, рагу, конферансье, Онтарио, пенальти, алиби, Тбилиси, кольраби, маэстро, кашне, шимпанзе, авеню.

10. «Четвертое лишнее»

а)накал, навет, навес, накат;

б)чтец, жилец, певец, спец;

в)светило, зубило, грузило, точило;

г)степей, ножей, батарей, ушей.

Подведение итогов. Награждение участников.




© 2010-2022