- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме «Что есть семья»? ( урок литературы в 10-м классе по I части романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Урок по теме «Что есть семья»? ( урок литературы в 10-м классе по I части романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Симакова Л.И. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Что есть семья»?
Урок литературы в 10-м классе по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цель :продолжить работу над текстом романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;
развивать навыки анализа художественного текста;
совершенствовать умение выделять в художественном произведении общечеловеческие
ценности;
развивать устную связную речь учащихся;
вырабатывать навыки работы в малых группах;
формировать у каждого ребенка личностное отношение к изучаемой и обсуждаемой теме»;
воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока урок-осмысление
Оборудование: тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации
Ход урока
I.«Вызов»
1.«Мозговой штурм».
Какие ассоциации у вас вызывает слово семья?
(Учащиеся называют ассоциации и записывают на доске. Примерные ответы:любовь,доверие,уважение,равенство,тепло,дети,уют,надежность,верность)
2.С какими семьями мы уже познакомились в процессе чтения романа?(Ростовы,Болконские,Курагины,Безуховы)
Учитель.И сегодня мы должны будем ответить на вопрос,какие из этих семей можно назвать настоящими Семьями.Какую семью Л.Н.Толстой считает счастливой?
3. «Ассоциативная цепочка»
I вариант-Ростовы,Курагины
II вариант-Болконские,Безуховы
(НапримерБолконские:служение Отечеству,трудолюбие,геометрия,мемуары, порядок во всем ,сердечность;
Курагины:свет,лицемерие,бездуховность, «бальная роба», «беспокойный дурак»)
4.Беседа на восприятие текста:
-Кто из новых героев вызвал наибольшую симпатию?
-Кто вызвал возмущение?
-С кем вам бы хотелось встретиться?»
II.«Осмысление»
Учитель.В каком романе Л.Н.Толстой любит «мысль семейную»?
В этом же романе звучит фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему»
И поэтому наша с вами задача сегодня либо подтвердить, либо опровергнуть эту фразу.
«Аналитическая беседа»
Перед тем, как начать разговор о четырех семьях ,давайте вспомним, какой художественный прием использует автор во всем романе ?(Антитеза)
Даже в построении глав I части мы наблюдаем антитезу:
7-11 гл. -именины,
12-13 гл .-болезнь графа Безухова;
14-17 гл. -именины,
18-21 гл -.смерть графа Безухова.
-С какой целью использует Л.Н.Толстой это чередование?(Сложность жизни, где одновременно соседствуют веселье-горе, смерть-жизнь
-Давайте прочтем начало гл.18,найдите подтверждение вышесказанному(«Шестой англез» на именинах у Ростовых и «шестой удар»графа Безухова)
-А за каким эпизодом следует описание именин у Ростовых?(Вечер у А. П. Шерер)
-Сходство положений не случайно ,вся I часть романа- прием гостей. Хозяйка дома- графиня Ростова- в том же возрасте ,что и А. П. Шерер (примерно 40 лет)
-Но, А .П .Шерер- старая дева, не пустившая корней, а графиня Ростова- жена, мать семейства,что немаловажно для автора.
III. «Инсерт»
1.Домой вы получили задание- составить таблицу-характеристику семей Ростовых -Болконских, сейчас ,работая с текстом, мы будем к не обращаться.
(Прмерная таблица)
Ростовы
Болконские
Простота
Трудолюбие
Естественность в поведении
Глубокая работа мысли
Радушие
Взаимная любовь
Сердечность
Понятие чести и долга
Чуткость
Искренность
Взаимная любовь
Гордость
-Переходим непосредственно к упражнению «Инсерт»(глава 7.Найти ключевые слова при описании семьи Ростовых)
-Что отличает эту семью.Дать ответы с использованием таблицы и текстуальным подтверждением)
-А какая речь у хозяина и гостей-русская или французская?
-Молодое поколение, сравнить их трогательные и забавные шутки с развлечениями Курагина и Долохова.
«Займи позицию»
(Эпизод с деньгами на обмундирование Бориса Друбецкого)
-Кого из молодого поколения Ростовых вы бы хотели иметь в друзьях?
-Гости Ростовых.
-Кто главный гость у А. П. Шерер? (виконт, утонченный, изысканный иностранец)
-А у Ростовых- Марья Дмитриевна Ахросимова ,ее все ждут, без нее не начинают.
-Что влечет в эту семью Пьера?
-Запишите в тетради свое отношение к семье Ростовых
-А сейчас мы перенесемся в Лысые Горы ,имение Болконских.
-Найдите в главе 22 ключевые фразы ,характеризующие старого князя Болконского и княжну Марью.
- Что общего у семей?(Ответы с опорой на таблицу и текст)
(И те,и другие принадлежат к высшему свету,та же сердечность и искреннось, взаимная любовь друг к другу)
-Портреты Болконских( нет в собранном виде описания внешности членов семьи Болконских,но подчеркивается невысокий рост, определенные и сухие черты, маленькие руки,и сходство во всех портретах- глаза, особенно Толстой выделяет лучистость глаз княжны Марьи)
-Запись в тетради своего отношения к семье Болконских
IV.«Микрофон»
-Можно ли назвать семьей дом графа Безухова?
-А семью Курагиных?
-Запись в тетради своих выводов
V.«Кластер»
В письме к А.Фету Лев Николаевич Толстой пишет о людях, живущих «умом ума» и «умом сердца».Сам же писатель отдавал предпочтение «уму ума».Какие семьи можно привести в пример(«Ум сердца»- Ростовы, «ум ума»- Болконские)
Сейчас мы объединимся в две группы, в одной будут те ребята ,которым больше импонирует «ум ума», а другие- сторонники «ума сердца»,ваша задача- составить кластеры.
(Примерные кластеры)
VI.«Рефлексия»
-Вернемся к вопросу начала урока
-Все ли счастливые семье похожи друг на друга?
-каждая ли семья несчастлива по-своему?
VII.Поурочный балл и домашнее задание
Составить синквейн одной из семей,дочитать до конца I том романа Л.Н. Толстого «Война и мир»