Урок по теме «Что есть семья»? ( урок литературы в 10-м классе по I части романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Что есть семья»? ( урок литературы в 10-м классе по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)Урок по теме «Что есть семья»? ( урок литературы в 10-м классе по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)Урок по теме «Что есть семья»? ( урок литературы в 10-м классе по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)Урок по теме «Что есть семья»? ( урок литературы в 10-м классе по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)«Что есть семья»?

Урок литературы в 10-м классе по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цель :продолжить работу над текстом романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

развивать навыки анализа художественного текста;

совершенствовать умение выделять в художественном произведении общечеловеческие

ценности;

развивать устную связную речь учащихся;

вырабатывать навыки работы в малых группах;

формировать у каждого ребенка личностное отношение к изучаемой и обсуждаемой теме»;

воспитывать вдумчивого читателя.

Тип урока урок-осмысление

Оборудование: тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации

Ход урока

I.«Вызов»

1.«Мозговой штурм».

Какие ассоциации у вас вызывает слово семья?

(Учащиеся называют ассоциации и записывают на доске. Примерные ответы:любовь,доверие,уважение,равенство,тепло,дети,уют,надежность,верность)

2.С какими семьями мы уже познакомились в процессе чтения романа?(Ростовы,Болконские,Курагины,Безуховы)

Учитель.И сегодня мы должны будем ответить на вопрос,какие из этих семей можно назвать настоящими Семьями.Какую семью Л.Н.Толстой считает счастливой?

3. «Ассоциативная цепочка»

I вариант-Ростовы,Курагины

II вариант-Болконские,Безуховы

(НапримерБолконские:служение Отечеству,трудолюбие,геометрия,мемуары, порядок во всем ,сердечность;

Курагины:свет,лицемерие,бездуховность, «бальная роба», «беспокойный дурак»)

4.Беседа на восприятие текста:

-Кто из новых героев вызвал наибольшую симпатию?

-Кто вызвал возмущение?

-С кем вам бы хотелось встретиться?»

II.«Осмысление»

Учитель.В каком романе Л.Н.Толстой любит «мысль семейную»?

В этом же романе звучит фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему»

И поэтому наша с вами задача сегодня либо подтвердить, либо опровергнуть эту фразу.

«Аналитическая беседа»

Перед тем, как начать разговор о четырех семьях ,давайте вспомним, какой художественный прием использует автор во всем романе ?(Антитеза)

Даже в построении глав I части мы наблюдаем антитезу:

7-11 гл. -именины,

12-13 гл .-болезнь графа Безухова;

14-17 гл. -именины,

18-21 гл -.смерть графа Безухова.

-С какой целью использует Л.Н.Толстой это чередование?(Сложность жизни, где одновременно соседствуют веселье-горе, смерть-жизнь

-Давайте прочтем начало гл.18,найдите подтверждение вышесказанному(«Шестой англез» на именинах у Ростовых и «шестой удар»графа Безухова)

-А за каким эпизодом следует описание именин у Ростовых?(Вечер у А. П. Шерер)

-Сходство положений не случайно ,вся I часть романа- прием гостей. Хозяйка дома- графиня Ростова- в том же возрасте ,что и А. П. Шерер (примерно 40 лет)

-Но, А .П .Шерер- старая дева, не пустившая корней, а графиня Ростова- жена, мать семейства,что немаловажно для автора.

III. «Инсерт»

1.Домой вы получили задание- составить таблицу-характеристику семей Ростовых -Болконских, сейчас ,работая с текстом, мы будем к не обращаться.

(Прмерная таблица)

Ростовы

Болконские

Простота

Трудолюбие

Естественность в поведении

Глубокая работа мысли

Радушие

Взаимная любовь

Сердечность

Понятие чести и долга

Чуткость

Искренность

Взаимная любовь

Гордость

-Переходим непосредственно к упражнению «Инсерт»(глава 7.Найти ключевые слова при описании семьи Ростовых)

-Что отличает эту семью.Дать ответы с использованием таблицы и текстуальным подтверждением)

-А какая речь у хозяина и гостей-русская или французская?

-Молодое поколение, сравнить их трогательные и забавные шутки с развлечениями Курагина и Долохова.

«Займи позицию»

(Эпизод с деньгами на обмундирование Бориса Друбецкого)

-Кого из молодого поколения Ростовых вы бы хотели иметь в друзьях?

-Гости Ростовых.

-Кто главный гость у А. П. Шерер? (виконт, утонченный, изысканный иностранец)

-А у Ростовых- Марья Дмитриевна Ахросимова ,ее все ждут, без нее не начинают.

-Что влечет в эту семью Пьера?

-Запишите в тетради свое отношение к семье Ростовых

-А сейчас мы перенесемся в Лысые Горы ,имение Болконских.

-Найдите в главе 22 ключевые фразы ,характеризующие старого князя Болконского и княжну Марью.

- Что общего у семей?(Ответы с опорой на таблицу и текст)

(И те,и другие принадлежат к высшему свету,та же сердечность и искреннось, взаимная любовь друг к другу)

-Портреты Болконских( нет в собранном виде описания внешности членов семьи Болконских,но подчеркивается невысокий рост, определенные и сухие черты, маленькие руки,и сходство во всех портретах- глаза, особенно Толстой выделяет лучистость глаз княжны Марьи)

-Запись в тетради своего отношения к семье Болконских

IV.«Микрофон»

-Можно ли назвать семьей дом графа Безухова?

-А семью Курагиных?

-Запись в тетради своих выводов

V.«Кластер»

В письме к А.Фету Лев Николаевич Толстой пишет о людях, живущих «умом ума» и «умом сердца».Сам же писатель отдавал предпочтение «уму ума».Какие семьи можно привести в пример(«Ум сердца»- Ростовы, «ум ума»- Болконские)

Сейчас мы объединимся в две группы, в одной будут те ребята ,которым больше импонирует «ум ума», а другие- сторонники «ума сердца»,ваша задача- составить кластеры.

(Примерные кластеры)



VI.«Рефлексия»

-Вернемся к вопросу начала урока

-Все ли счастливые семье похожи друг на друга?

-каждая ли семья несчастлива по-своему?

VII.Поурочный балл и домашнее задание

Составить синквейн одной из семей,дочитать до конца I том романа Л.Н. Толстого «Война и мир»





© 2010-2022