Комплексный анализ текста В объективе текст урок русского языка в 9 классе

ПЛАН УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ТЕМА: « В ОБЪЕКТИВЕ – ТЕКСТ» КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА                                          (Подготовка к ГИА) Цели  и задачи урока: 1.  Подготовка к ГИА по русскому языку. 2.  Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову. 3.  Развивающие: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно. 4.  Обучающие: закрепить основные речеведческие понятия (тема текста, основная...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработала Верлина О.К., учитель МБОУ-СОШ №14

ПЛАН УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: « В ОБЪЕКТИВЕ - ТЕКСТ»

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(Подготовка к ГИА)

Цели и задачи урока:

1. Подготовка к ГИА по русскому языку.

2. Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову.

3. Развивающие: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно.

4. Обучающие: закрепить основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи), обобщить знания учащихся по основным разделам науки о языке.

I. Организационный момент.

Сегодня мы продолжим повторение изученного по русскому языку и подготовку к экзамену. Ключевыми на сегодняшнем уроке будут следующие понятия:

текст

тема текста

проблема текста

авторская позиция

стиль текста

тип речи

орфограмма «Правописание приставок»

пунктограмма «Запятая в СПП» (слайд № 2)

К уроку вам необходимо было повторить эти ключевые понятия, а также основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться по мере выполнения заданий.

(Работа выполняется на специальных листах для учащихся. Задания даны дифференцированно, с учётом степени обученности)

II. Работа с текстом.

(1) Если всю жизнь читать и перечитывать великие и замечательные книги все равно врем…ни (не) хватит. (2) (С)нов… найти любимую главу в «Войне и мире» - это насл…ждение! (3) Возьму томик с «Евгением Онегиным» начну главу успокоюсь Да я (же) знаю! Письмо Татьяны, дуэль с Ленским… (4) Но к…варство в том что (не) успокаивая себя знанием романа я мог (бы) еще раз все пережить.

(5) Чтение это (не) торопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. (6) Ра…тянуть время чтения значит замедлить ра…тавание с эпохой которая только в книге и есть. (7) Когда читаеш… быстро и много душа (не) успевает пропитат…ся. (8) Вечная жажда новостей! (9) Нет, лучше пр…лягу сейчас и почитаю у Толстого как Николенька Ростов возвращается на побывку к отцу-матери а Васька Денисов спит в санях. (10) Тридцать тысяч(?) раз читал и (не) скучно!

(по В. Лихоносову «Записки перед сном»).

Проверьте свои тексты.

Слайд 3

(1) Если всю жизнь читать и перечитывать великие и замечательные книги, все равно времЕни не хватит. (2) СновА найти любимую главу в «Войне и мире» - это наслАждение! (3) Возьму томик с «Евгением Онегиным», начну главу, успокоюсь: «Да я же знаю! Письмо Татьяны, дуэль с Ленским…» (4) Но кОварство в том, что, не успокаивая себя знанием романа, я мог бы еще раз все пережить.

(5) Чтение - это неторопливое участие души в событиях и поворотах судеб героев. (6) РаСтянуть время чтения - значит замедлить расставание с эпохой, которая только в книге и есть. (7) Когда читаешЬ быстро и много, душа не успевает пропитатЬся. (8) Вечная жажда новостей! (9) Нет, лучше прИлягу сейчас и почитаю у Толстого, как Николенька Ростов возвращается на побывку к отцу-матери, а Васька Денисов спит в санях. (10) Тридцать тысяЧ раз читал: и не скучно! (по В. Лихоносову «Записки перед сном»)

1. Докажите, что перед Вами текст.

- Какова тема текста? ( медленное вдумчивое чтение - это наслаждение)

- Проблема текста? ( 1.В чем заключается искусство медленного чтения?

2. Далеко не все люди понимают, что чтение - это не скучное занятие, а увлекательное и полезное занятие) (слайд 4)

- Авторская позиция? ( Автор ненавязчиво приглашает нас в удивительный мир классической литературы. Называя полюбившиеся книги, вспоминая героев, их переживания В.Лихоносов подчёркивает, что время, проведённое за чтением и перечитыванием отдельных произведений - это увлекательнейшее, полезное и совсем нескучное занятие. Но таким оно бывает только тогда, когда читаешь медленно и вдумчиво) (слайд 5)

- В каком стиле написан данный текст? (публицистический)

- Какой тип речи представлен в этом тексте? (рассуждение) (слайд 6)

Задание:

2. Проверка домашнего задания: прокомментируйте встретившиеся вам орфограммы и пунтограммы

3. Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Правописание приставок»

ПЕРЕжить, РАСтянуть, ПРИлягу.

Опираясь на данные примеры, расскажите о правописании приставок (проверка домашнего задания) (слайд 7)

4. ЗАДАНИЕ: распределите слова с приставками на три группы:

  1. с приставками, не изменяющимися на письме;

  2. с приставками, написание которых завит от глухости- звонкости согласного корня ( на -з, -с);

  3. с приставками, правописание которых зависит от лексического значения (пре-, при-)

Отгадка, разбросать, подкова, сбой, вступить, приостановиться, преступить (закон), бесцветный, преуспевающий, подговорить, притормозить, взбежать, чрезмерный, пришкольный, нисходящий, предшествующий

(задание выполняется по группам, сверяется с эталоном на доске)

(слайд 8)

Выполняем задание А 6:

В каком слове правописание приставки определяется значением «неполное действие»?

1) придорожный,

2) прикатили,

3) прилягу,

4) привыкшие.

(обозначить правильный ответ)

В каком слове правописание приставки не зависит от качества последующего согласного?

1) сбросили,

2) вспомнили,

3) бессмысленный,

4) раскрытие (слайд 9)

5. Какие пунктуационные правила Вам необходимо было вспомнить, чтобы поставить пропущенные знаки препинания в тексте?

1. Сложноподчиненное предложение;

2. Тире между подлежащим и сказуемым;

3. Прямая речь;

4. Обособленное обстоятельство.

Начертите схемы 4 и 9 предложений. (Повторяются знаки препинания при обособленном обстоятельстве и в сложноподчиненном предложении с однородным подчинением придаточных).

6. Тестирование.

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Читать быстро и много - это не всегда полезно;

б) Перечитывать страницы любимых книг - это огромное наслаждение!

в) Чтение - это прежде всего удовлетворение потребности узнавать новости;

г) Перечитывать любимые книги полезнее, чем стараться удовлетворить свою «вечную жажду новостей», обращаясь постоянно к новым книгам. (слайд 10)

2) Выпишите грамматическую основу из пятого предложения: ЧТЕНИЕ - УЧАСТИЕ

3) Укажите тип придаточного предложения, входящего в состав СПП (предложение 7); (ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ УСЛОВИЯ)

5) Определите тип подчинительной связи в словосочетании не хватит времени (предложение 1); (УПРАВЛВНИЕ)

6) Укажите средство выразительности, употребленное в предложениях 5 и 6.

(МЕТАФОРА) (слайд 11)

ИТОГ. Что полезного было для вас на сегодняшнем уроке? К каким заданиям экзамена мы сегодня повторяли материал? (слайд 12)

Добрый совет:

«Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир…»

К.Г. Паустовский

IV. Информация о домашнем задании. (слайд 13)

- Упр. 393 (определить тему текста, проблему, позицию автора, тип речи, стиль). (По учебнику «Русский язык. 9 класс». Автор С.Г.Бархударов и др. - М., «Просвещение», 20).

- Составить тест из 5 вопросов, пронумеровав предложения.




© 2010-2022