Подготовка к олимпиаде по литературе 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс


Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

А. Аверченко

Хлебушко

У главного подъезда монументального здания было большое скопление карет и автомобилей.

Мордастый швейцар то и дело покрикивал на нерасторопных кучеров и тут же низкими поклонами приветствовал господ во фраках и шитых золотом мундирах, солидно выходящих из экипажей и автомобилей.

Худая деревенская баба в штопаных лаптях и белом платке, низко надвинутом на загорелый лоб, робко подошла к швейцару.

Переложила из одной руки в другую узелок и поклонилась в пояс...

- Тебе чего, убогая?

- Скажи-ка мне, кормилец, что это за господа такие?

- Межсоюзная конференция дружественных держав по вопросам мировой политики!

- Вишь ты, - вздохнула баба в стоптанных лапотках.- Сподобилась видеть.

- А ты кто будешь?- небрежно спросил швейцар.

- Россия я, благодетель, Россеюшка. Мне бы тут сторонкой постоять да хоть одним глазком поглядеть: какие-такие бывают конференции. Может, и на меня, сироту, кто-нибудь глазком зиркнет да обратит свое такое внимание.

Швейцар подумал и, хотя был иностранец, но тут же сказал целую строку из Некрасова:

- "Наш не любит оборванной черни"... А, впрочем, стой - мне что.

По лестнице всходили разные: и толстые, и тонкие, и щипанные, во фраках, и дородные, в сверкающих золотом сюртуках с орденами и лентами.

Деревенская баба всем низко кланялась и смотрела на всех с робким испугом и тоской ожидания в слезящихся глазах.

Одному - расшитому золотом с ног до головы и обвешанному целой тучей орденов - она поклонилась ниже других.

- Вишь ты,- тихо заметила она швейцару.- Это, видно, самый главный!

- Какое!- пренебрежительно махнул рукой швейцар.- Внимания не стоящий. Румын.

- А какой важный. Помню, было время, когда у меня под окошком на скрипочке пиликал, а теперь ишь ты! И где это он так в орденах вывалялся?..

И снова на лице ее застыло вековечное выражение тоски и терпеливого ожидания...

Даже зависти не было в этом робком сердце.

Английский дипломат встал из-за зеленого стола, чтобы размяться, подошел к своему коллеге-французу и спросил его:

- Вы не знаете, что это там за оборванная баба около швейцара в вестибюле стоит?

- Разве не узнали? Россия это.

- Ох, уж эти мне бедные родственники! И чего ходить, спрашивается? Сказано ведь: будет время - разберем и ее дело. Стоит с узелком в руке и всем кланяется - По-моему, это шокинг.

- Да, воображаю, что у нее там в узле... Наверное, полкаравая деревенского хлеба и больше ничего.

- Как вы говорите?.. хлеб?

- Да. А что ж еще?

- Вы... уверены, что там у нее хлеб?

- Я думаю.

- Гм... да. А, впрочем, надо бы с ней поговорить, расспросить ее. Все-таки мы должны быть деликатными. Она нам в войну здорово помогла. Я - сейчас.

И англичанин поспешно зашагал к выходу.

Вернулся через пять минут, оживленный

- Итак... На чем мы остановились?

- Коллега, у вас на подбородке крошки...

- Гм... Откуда бы это? А вот мы их платочком.

Увязывая свой похудевший узелок, баба тут же быстро и благодарно крестилась и шептала швейцару:

- Ну, слава Богу... Сам-то обещал помочь. Теперь, поди, недолго ждать.

И побрела восвояси, сгорбившись и тяжко ступая усталыми ногами в стоптанных лапотках.

1921 г.

Опорные вопросы:

  1. Через какие детали раскрывается историческая обстановка и время написания рассказа?

  2. Какой показана Россия в рассказе? Как передано авторское отношение к героине?

  3. Как художественные средства выразительности помогают передать основную идею рассказа?


Критерии оценивания:

  1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 - 10 - 20 - 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 - 5 - 10 - 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 - 1 - 3 - 5

Итого: максимальный балл - 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа - он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Перед вами стихотворения, посвященные поэтам ХIХ-ХХ веков. Прочитайте их и выполните следующие задания:

1) Определите, кто изображен в каждом стихотворении. Объясните, почему вы так решили. Какие детали помогли вам в этом?

2) Представьте, что вам нужно публиковать эти стихотворения в книге или Интернете со сносками или комментариями-гиперссылками. Что и как именно вы прокомментируете?

3) Если бы вы писали свои стихотворения о тех же поэтах, какими деталями вы бы дополнили их образ и почему? Дайте примеры 2-3 таких деталей.

4) Знаете ли вы другие примеры стихотворений, в которых поэты пишут о поэтах? Назовите их (максимум 5-6).

а) Анна Ахматова

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..


б) Анна Ахматова

3

Он прав - опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит -
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой

в) Александр Кушнер

Нет, мы не плачем в феврале!
Мы даже в январе не плачем,
Когда метет по всей земле.
Век научил нас жить иначе.

Когда в двенадцатом году,
Сто лет назад, стихи слагались
Навзрыд, что он имел в виду?
Грачей, что в лужах трепыхались?

Отметим чудный юбилей
Того мальчишеского плача.
Расстроиться из-за грачей?
Какая редкая удача!

Как перечитывал он сам
Потом свое стихотворенье:
Не веря собственным глазам?
Смутясь? Утратив к ним доверье?

Как заступиться за него?
Как проявить к нему участье?
Как ни с того и ни с сего
Заплакать в феврале от счастья?
2011

Критерии оценки творческого задания


1. Верное «узнавание» поэта - героя стихотворения - 1 балл

При наличии 3 стихотворений в задании и, соответственно, 3 поэтов максимальный балл - 3.

2. Точное и аргументированное объяснение своего выбора - 2 балла.

При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 6.

3. Фактическая точность, уместность отбора реалий для комментария, соблюдение жанрово-стилистических норм в оформлении комментариев и ссылок - 3 балла.

При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 9.

4. Точность, уместность, обоснованность деталей, дополняющих образ поэта - героя стихотворения - 2 балла.

При наличии 3 стихотворений в задании - максимальный балл - 6.

5. Дополнение списка стихотворений, посвящённых поэтам, - 3 балла (из расчёта 0,5 баллов за каждое правильно названное стихотворение).

6. Грамотное, выразительное речевое оформление ответов - 3 балла.

Итого: максимальный балл - 30 баллов


Задания для олимпиады. 11 класс.


1. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора.
а) Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка... Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски.
б) Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.
в) Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.
г) На вид ей было не больше двадцати пяти лет. Мелкие веснушки густо крыли ее продолговатые щеки, пестрым лицом она напоминала сорочье яйцо. Но какая-то приманчивая и нечистая красота была в ее дегтярно-черных глазах, во всей сухощавой статной фигуре. Круглые ласковые брови ее всегда были чуточку приподняты, казалось, что постоянно ждет она что-то радостное; яркие губы в уголках наизготове держали улыбку, не покрывая плотно слитой подковы выпуклых зубов. Она и ходила-то, так шевеля покатыми плечами, словно ждала, что вот-вот кто-нибудь сзади прижмет ее, обнимет ее девичье узкое плечо.


2. Какие произведения заканчиваются так?
а) К берегам священным Нила...
б) - Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы.
в) И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
г) В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос.
д) - Жребий брошен! - говорил человек у карты, опираясь на кий, как на копье. - Мы за баррикадами боремся за наше и за мировое право - раз и навсегда покончить с эксплуатацией человека человеком.


3. Определите жанр стихотворения, форму, литературное направление, которому оно принадлежит.

Б. А. Слуцкий. Лошади в океане

И. Эренбургу

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

«Глория» по-русски значит «Слава», -
Это вам запомнится легко.

Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и все. А все-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

4. Назовите имена русских поэтов второй половины XX века, писавших сонеты.
5. Назовите известные вам стихотворения С. А. Есенина, ставшие романсами.
6. В каких городах разворачивается действие романов М. А. Булгакова?
7. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов: «Рондо».
























Ответы к заданиям для олимпиады 11 класс. 1


Ответы к заданиям 1-6

Задание 1

а) M. A. Шолохов. «Тихий Дон», Наталья;
б) И. А. Бунин. «Темные аллеи», Надежда;
в) А. И. Куприн. «Олеся», Олеся;
г) М. А. Шолохов. «Поднятая целина», Лушка.

Задание 2

а) «Собачье сердце»;
б) «Золотой теленок»;
в) «Реквием»;
г) «Двенадцать»;
д) «Хождение по мукам».

Задание 3

Желательно указать:
Баллада, строфическая форма, двустишия, неоромантизм.

Задание 4

Желательно указать:
И. Сельвинский, Б. Пастернак, И. Бродский, Д. Самойлов.

Задание 5

Желательно указать:
«Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Клен ты мой опавший...», «Письмо к матери», «Над окошком месяц. Под окошком ветер...».

Задание 6

Желательно указать:
Москва, Ершалаим, Ялта («Мастер и Маргарита»); Киев («Белая гвардия»); Париж XVIII века («Жизнь господина де Мольера»).


© 2010-2022