Внедрение системы самооценки при написании изложения на этапе подготовки к ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Ничему нельзя научить - всему можно научиться»

В. А. Сухомлинский

ТЕМА: Внедрение системы самооценки при написании изложения на этапе подготовки к ОГЭ

АКТУАЛЬНОСТЬ: Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Важнейшими этапами урока русского языка становятся целеполагание и рефлексия, то есть оценка результатов деятельности самими учащимися. В современной школе на уровень ФГОС выходят 5, 6 классы, 7, 8, 9 учатся по традиционным образовательным программам. Отметим, что 9 класс - это переходный этап в жизни школьника, - ученик определяется в выборе дальнейшего образования. На данном этапе девятиклассники сдают основные государственные экзамены (далее - ОГЭ). В пакет заданий по русскому языку входит изложение, сочинение и 12 тестовых заданий. Для подготовки к таким испытаниям школьники должны обладать массой знаний, умений и навыков, важнейшим из которых является умение объективно оценивать результаты своей деятельности. Практика показывает: отсутствие навыков самооценки, низкий уровень мотивации к образованию ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо систематически проводить работу по формированию способностей к самооценке и анализу своих действий.

НОВИЗНА: Проект обеспечивает возможность совершенствования навыков самооценки не только на уровне получения теоретических знаний, но и на уровне создания готового продукта - изложения в рамках регионального компонента.

ЦЕЛЬ: Организация системы самооценки учащихся на уроках развития речи при подготовке к ОГЭ

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной теме

  2. Спроектировать модель развития самооценки на уроках развития речи (форма работы - изложение);

  3. разработать план самооценки учащихся на уроках развития речи при подготовке к ОГЭ ;

  4. апробировать полученный продукт на уроках развития речи на примерах текстов с краеведческой направленностью.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебно-методическая литература по теме, тексты для изложений северных писателей, компьютер.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. внедрение этапа самооценки на уроках развития речи при подготовке к ОГЭ;

  2. способность учащихся творчески мыслить и самостоятельно работать

  3. умение выполнять практические задачи в ходе организации работы по самооценке

  4. подготовка учащихся к ОГЭ (написание изложений, сочинений)

  5. распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях учителей русского языка и литературы.

АДРЕСАЦИЯ ПРОЕКТА: Проект предназначен для педагогов, работающих с учащимися 9 классов.

ТИПОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА:

  1. По характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный

  2. По количеству участников: групповой.

  3. По продолжительности: долгосрочный.

  4. По профилю знаний: монопроект (русский язык).

  5. По уровню контактов: школьный.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.


Один из принципов личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в рамках развития современной методической науки и учетом ФГОС - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания личностно-ориентированного среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.1 Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.2 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала

В данном проекте ведущим понятием является рефлексия деятельности.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности рекомендуется методистами в основном на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Самостоятельную же работу оценивает учитель.

При введении ФГОС этап рефлексии имеет место быть на любом этапе современного урока русского языка, при любой форме работы. Отметим, что в нашей школе обучение по ФГОС включает в себя 5-6 классы средней школы, остальные же классы обучаются по традиционной системе. Думается, что формирование навыка самооценки должно протекать систематически, от 5 класса к 9, что и предполагает новый ФГОС.

Подготовка к экзаменационным испытаниям в 9 классе проходит как на уроках развития речи, так и на специальных элективных занятиях, рассчитанных на систематическое повторение пройденного материала в курсе средней школы. Однако чаще всего учителя «натаскивают» учащихся на однотипных заданиях, не соблюдая принцип преемственности. Также учащимся предлагают «бесконечное» написание изложений и сочинений, тем самым, опять же, монотонно отрабатывая навык такого вида работ.

Данный проект позволит самим учащимся производить самооценку такого вида работы, как изложение, который является одним из основных в ОГЭ. Девятиклассники должны «видеть», что у них получается, а что нет, анализировать результаты своей деятельности, следить за динамикой. Школьникам предлагается таблица (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А), которая содержит критерии оценки изложения (собственно изложение и грамматические критерии). Также девятиклассникам выдается текст-оригинал. После написания работы учащиеся должны заполнить таблицу, опираясь на содержание критериев. Отметим, что таблица рассчитана на оценку нескольких работ.

Думается, что такой вид работы позволит учащимся более точно ознакомиться с критериями оценки изложения, учитывать требования методистов к данному виду работы, увидеть сильные и слабые стороны своих изложений, а также совершенствовать навыки самоанализа. Также, используя таблицу несколько раз, учащиеся смогут проследить, что получается, а на что следует обратить внимание.

В качестве материала для изложения предлагаются тексты региональной направленности - отрывки из произведений северных писателей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ B). Это позволит учащимся углубить знания о родном крае, его историческом и литературном наследии.

Такая работа планируется проводиться на спаренных уроках (элективный курс и урок русского языка), чтобы на первом учащиеся написали изложение, а на втором - анализировали получившийся продукт и заполняли таблицу.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Этап

Содержание

Сроки реализации

Констатирующий

Анализ методической литературы по теме, постановка проблемы, цели, задач.

Декабрь 2015

Преобразующий

Планирование практической деятельности, разработка раздаточных материалов, подбор текстов краеведческой направленности, реализация целей и задач проекта.

Январь-февраль-март 2016

Заключительный

Диагностика, анализ и обобщение полученных результатов, выводы; выступление на педагогическом совете учителей русского языка и литературы

Апрель 2016








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С.190 - 193.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996.

  3. Комлев Н.Г Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО, 2006. - С. 343.

  4. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

  5. Леонтьева О. Школа, где учатся общению и занимаются без всяких отметок // Директор школы. - 2003. - № 1. - С. 97.

  6. Ломакина О. Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. - 2003. - № 3. - С. 168.

  7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 678.

  8. Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. - 2000. - № 4. - С. 23 - 25.

  9. Тарасова И. П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». - 2004. - № 12. - С. 110.

  10. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 33 - 34.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы






ИК1

Содержание изложения






Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2






Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1






Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0






ИК2

Сжатие исходного текста






Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3






Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2






Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1






Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0






ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения






Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0


Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

7


ГК1 Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2


Допущены 2-3 ошибки.

1


Допущены 4 ошибки и более.

0


ГК2 Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2


Допущены 3-4 ошибки.

1


Допущены 5 ошибок и более.

0


ГК3 Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2


Допущены 2 ошибки.

1


Допущены 3 ошибки и более.

0


ГК4 Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2


Допущены 3-4 ошибки.

1


Допущены 5 ошибок и более.

0


ФК1 Фактическая точность письменной речи


Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

2


Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.

1


Экзаменуемым допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.

0


Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4

10






















































ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тексты для изложений

Внедрение системы самооценки при написании изложения на этапе подготовки к ОГЭВ тридцать втором году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто как не я должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пятилетки? А меня не приняли Не приняли, потому что я был сын середняка, а в пятилетку в первую очередь, за малостью мест, принимали детей бедняков и красных партизан. О, сколько слез, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребенка!

О, как я ненавидел и клял свою мать! Ведь это из-за нее, из-за ее жадности к работе (семи лет меня повезла на дальний сенокос) у нас стало середняцкое хозяйство, - а при жизни отца кто мы были? Голь перекатная, самая захудалая семья в деревне.

Один-единственный человек понимал, утешал и поддерживал меня. Тетушка Иринья, набожная старая дева с изрытым оспой лицом, которая всю жизнь за гроши да за спасибо обшивала чуть ли не всю деревню. Пять месяцев изо дня в день я ходил ночевать к ней. Днем было легче. Днем я немного забывался на колхозной работе, в домашних делах, - а где спастись, куда убежать от отчаянья вечером, в кромешную осеннюю темень? Я брел к тетушке Иринье, которая жила на краю деревни в немудреном, с маленькими старинными околенками домишке... (Федор Абрамов)

Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошел эту приболотицу с топором в руке и вырубил проход для других людей. Под ногами человеческими после осели кочки, и тропа стала канавкой, по которой струилась вода.

Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море. А впрочем, оно же и было, это Блудово болото, дном древнего моря. И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях - оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами. Пройдя немного болотом, дети поднялись на первую борину, известную под названием Высокая грива. Отсюда с высокой пролысинки в серой дымке первого рассвета чуть виднелась борина Звонкая.

Еще не доходя до Звонкой борины, почти возле самой тропы, стали показываться отдельные кроваво-красные ягоды. Охотники за клюквой поначалу клали эти ягоды в рот. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты.(Михаил Пришвин)

От Студеного океана на полдень развеличилось Белое море, наш светлый Гандвиг. В Белое море пала Архангельская Двина. Широка и державна, тихославная та река плывет с юга на полночь и под архангельской горой встречается с морем. Тут островами обильно: пески лежат и леса стоят. Где берег возвыше, там люди наставились хоромами. А кругом вода. Куда сдумал ехать, везде лодку, а то и кораблик надо.

В летнюю пору, когда солнце светит в полночь и в полдень, жить у моря светло и любо. На островах расцветают прекрасные цветы, веет тонкий и душистый ветерок, и как бы дымок серебристый реет над травами и лугами.

Приедем из города в карбасе. Кругом шиповник цветет, благоухает. Надышаться, наглядеться не можем. У воды на белых песках чайки ребят петь учат, а взводеньком выполаскивает на песок раковицы-разиньки. Летят от цветка к цветку медуницы мотыльки. Осенью на островах малина и смородина, а где мох, там обилие ягод красных и синих. Морошку, бруснику, голубель, чернику собираем натодельными грабельками: руками - долго, - и корзинами носим в карбаса. Ягод столько - не упомнишь земли под собой. От ягод тундры как коврами кумачными покрыты. (Борис Шергин)

Партизанский отряд Чернышева и прусская кавалерия майора Теттенборна уже переправились через Одер; горел Кюстрин, полыхало пламя в Шпандау, а перед ними лежала столица. Но пока на одном конце Берлина немцы чествовали русских, на другой окраине Берлина полиция расстреливала немцев, которые приветствовали казаков.

Скоро русские окончательно заняли Берлин, изгоняя гарнизон французов. Немецкий журнал «Дас нойе Дойчланд» информировал Германию: «С утра на Дворцовой площади были поставлены телеги, наполненные хлебом, селедкой и водкой. Каждый русский мог там попотчеваться... «Русс и прусс - братья!» - говорили казаки, и многие из пришельцев с дальнего Дона прикололи на себя прусские кокарды...

Как много слез самой искренней радости, как много было пылких восклицаний: «Слава Богу, мы снова стали свободны!» Ни один русский не посмел войти в дом берлинца, дабы не тревожить покой обывателей. Русские спали прямо на мостовых Берлина, возле своих усталых лошадей. Зато в эту ночь, первую ночь свободы, берлинцы, даже не закрывая квартирных дверей, впервые за много лет почивали спокойно. Утром все жители вышли на улицы с кастрюлями и кофейниками, чтобы кормить своих освободителей... Демагогам кайзеровской и фашистской Германии позже пришлось употребить немало чернил, дабы замазать в мемуарах и документах 1813 года эти страницы о горячей дружбе немцев и русских!» (Валентин Пикуль)

К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. Роща Дубовая была взята. Несколько сот убитых немецких солдат, восемь пленных, пулеметы, автоматы, винтовка - сколько их, еще не знали, еще продолжали считать, но уже знали, что много.

Землянок было до сорока, частью брошенных, частью разбитых. У их входов обломки дерева были смешаны с почерневшим от орудийных разрывов снегом. Санитары выносили раненых. День выдался тяжелый, раненых было много. Мимо командира полка пронесли на носилках командира штурмовой группы политрука Александренко. Он лежал, смертельно раненный, бледный, со сжатыми губами. Майор Грищенко остановил носилки и взглянул ему в лицо. Носилки понесли дальше. Теперь роща целиком паша, и немцы открыли по ней ураганный минометный огонь. Уже темнело.

Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. Усталые люди тяжело дыша лежали в отбитых траншеях. У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза. А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. Был восьмой час, кончались сутки боя. В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

А ночью в редакции газет поступила очередная, скромная сводка Информбюро: «На фронте за день ничего существенного не произошло». (Константин Симонов)



1 Комлев Н.Г Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО, 2006. - С. 343.

2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 678.

12



© 2010-2022