- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Учимся писать грамотно (подготовка к ГИА по русскому языку)
Рабочая программа элективного курса Учимся писать грамотно (подготовка к ГИА по русскому языку)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панова Л.К. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вожбальская основная общеобразовательная школа»
Тотемского муниципального района
Рабочая программа
элективного курса «Учимся писать грамотно»
(подготовка к ГИА)
в 9 классе
Составитель: Панова Людмила Кельсимовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2015 г.
Пояснительная записка
Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу русского языка, а также отработка навыков решения тестовых заданий итоговой аттестации.
Задачи:
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• сформировать:
-
положительное отношение к процедуре контроля в формате тестовых заданий;
-
представление о структуре и содержании тестовых материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
-
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
-
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
-
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
-
владеть формами обработки информации исходного текста;
-
работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
-
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
-
Общая характеристика учебного курса.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие разделы: «Тренировочные материалы экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку в новой форме», тематические блоки: «Сжатое изложение» и «Сочинение-рассуждение», тренировочные блоки: «Задания типа «А» и «Задания типа «В», «Тренировочные работы».
Изучение тестовых материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена в новой форме, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ГИА по русскому языку.
Содержание раздела «Тематические блоки» включают основные приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.
Тренировочные блоки включают основные правила русской орфографии, пунктуации и применение их на практике.
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам из методических пособий для подготовки к ГИА. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 34 часов,1 час в неделю.
Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы текущего контроля:
-
лекции учителя с различными видами заданий;
-
составление обобщающих таблиц и схем;
-
самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
-
самостоятельный отбор материала
-
работа в группах;
-
урок-практикум;
-
работа с пакетами КИМов;
-
написание изложений и сочинений.
Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
-
Место учебного курса в учебном плане.
В последние годы сдача государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы во всех регионах проходит в новой форме и представляет собой написание сжатого изложения (часть1) и сочинения-рассуждения (часть 3), тестовые задания, содержащие задания с выбором ответа (задания типа «А»), задания с кратким ответом (задания типа «Б»).
Программа учебного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу русского языка, а также на тренировку и отработку навыка решения тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.
Курс рекомендован учащимся 9-х классов образовательных школ, сдающих ГИА по русскому языку.
-
Результаты освоения курса.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
-
знать трудные случаи правописания;
-
понимать их роль в общекультурном развитии человека;
-
объяснять языковое явление;
-
уметь применять знания при тестировании;
-
формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
-
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
-
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
-
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
-
работать над расширением словарного запаса;
-
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
-
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
-
выполнять различные типы тестовых заданий;
-
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
-
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
-
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
-
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
-
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
-
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
-
определять синтаксические конструкции.
Тематическое планирование
элективного курса «Учимся писать грамотно» (подготовка к ГИА)
в 9 классе
№
п/п
Наименование
разделов
и тем
Макси-
мальная
нагрузка
учащего-
ся,
ч.
Из них
Теоретическое
обучение,
ч.
Практическое занятие,
ч.
Уроки
контроля, ч.
Экскурсии,
ч.
I.
Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку.
1 ч.
1 ч.
-
-
-
II.
Сжатое изложение.
10 ч.
2 ч.
8 ч.
-
-
III.
Сочинение-рассуждение.
8 ч.
1 ч.
7 ч.
-
-
IV.
Задания 2-14.
8 ч.
-
8 ч.
-
-
V.
Задание 15.
7 ч.
-
7 ч.
-
-
Итого:
34 ч.
4 ч.
30 ч.
-
-
Содержание элективного курса (34 часа)
Раздел 1. Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку (1 ч.)
ГИА в новой форме - независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по русскому языку в новой форме. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Основные термины ГИА.
Раздел 2. Сжатое изложение (10 ч.)
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Учащиеся должны знать:
-
основные правила работы с текстом.
Учащиеся должны уметь:
-
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
-
адекватно воспринимать авторский замысел;
-
вычленять главное в информации;
-
сокращать текст различными способами;
-
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
-
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Основные термины по разделу: сжатое изложение, исключение, обобщение, упрощение, редактирование изложения.
Раздел 3. Сочинение-рассуждение (8 ч.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Учащиеся должны знать:
-
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Учащиеся должны уметь:
-
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения;
-
подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
-
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, построение сочинения-рассуждения.
Основные термины по разделу: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, содержание текста, смысл текста, фрагмент, примеры-аргументы, композиционное оформление сочинения, речевое оформление сочинения.
Раздел 4. Задания типа 2-13 (8 ч.)
Семь заданий группы «А» проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень лингвистических навыков. В разделе повторяются следующие темы:
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Лексическое значение слова.
- Выразительные средства лексики и фразеологии.
- Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
- Правописание корней. Правописание словарных слов.
- Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
- Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Учащиеся должны знать:
-
основные правила работы с текстом;
-
основные средства выразительности;
-
основные сведения по стилистике русского языка;
-
орфографические правила.
Учащиеся должны уметь:
-
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
-
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
-
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
-
различать средства выразительности;
-
находить в тексте средства выразительности;
-
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
-
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-
работать со стилистическими синонимами;
-
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста; лексическое значение слова, выразительные средства лексики и фразеологии; фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова; правописание корней, правописание словарных слов, правописание приставок; слитное, дефисное, раздельное написание; правописание суффиксов различных частей речи, правописание -Н-/-НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Раздел 5. Задания типа 15 (7 ч.)
Девять заданий группы «В» проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. В раздел для повторения включены следующие темы:
- Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
- Словосочетание.
- Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
- Простое осложненное предложение.
- Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Учащиеся должны знать:
-
синтаксические и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
-
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
-
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
-
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
-
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты; словосочетание, предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, простое осложненное предложение, пунктуация, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связи между частями.
Календарно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Количество часов
Виды
самостоятельной
работы
Дата
проведения занятия
планируемая
фактическая
1
2
3
4
5
6
7
1.
Введение. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку
1 ч.
1.1
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Мини-лекция.
1 ч.
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, работа в группах, анализ сочинения.
2.
Сжатое изложение
10 ч.
2.1
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Мини-лекция, практикум.
2 ч.
Работа с текстом, создание текста.
2.2
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум.
2 ч.
Работа с текстом, создание текста.
2.3
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум.
2 ч.
Работа с текстом, создание текста.
2.4
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Мини-лекция, практикум.
2 ч.
Работа с текстом, создание текста.
2.5
Задание С1. Выбор приемов сжатия.
Урок-практикум.
2 ч.
Написание изложения, оценивание.
3.
Сочинение-рассуждение
8 ч.
1
2
3
4
5
6
7
3.1
Задание С5.1. Сочинение-рассуждение. Критерии оценивания.
Мини-лекция, практикум.
1 ч.
Элементы сочинения, анализ текстов.
3.2
Задание С5.1. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Урок-практикум.
1 ч.
Самостоятельная работа.
3.3
Задание С5.1. Учимся аргументировать.
Урок-практикум.
1 ч.
Элементы сочинения, анализ текстов.
3.4
Задание С5.1. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Урок-практикум.
1 ч.
Самостоятельная работа.
4.
Задание 2-14
8 ч.
4.1
Понимание смысла текста.
Урок-практикум.
2 ч.
Работа с тестом, заполнение бланков.
4.2
Понимание смысла текста.
Урок-практикум.
2 ч.
Работа с тестом, заполнение бланков.
4.3
Понимание смысла текста.
Урок-практикум.
2 ч.
Работа с тестом, заполнение бланков.
4.4
Понимание смысла текста.
Урок-практикум.
2 ч.
Работа с тестом, заполнение бланков.
5.
Задание 15
7 ч.
Итого:
34 ч.
теория - 4 ч.
практические занятия - 30 ч.
Учебно-методическое обеспечение курса
Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:
учебник:
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритм. Тесты. Учебное пособие. - М.: «Интеллект-Центр», 2014.
методические пособия для учителя:
-
М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. - Саратов: «Лицей», 2012.
-
М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. - Саратов: «Лицей», 2012.
-
Контрольно-измерительные материалы ГИА.
-
Материалы сайта ФИПИ.
-
Тексты аудиозаписи. ГИА. 9 класс.
для учащихся:
-
М.В. Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. - Саратов: «Лицей», 2013.
-
М.В. Козулина. Русский язык, 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. - Саратов: «Лицей», 2013.
-
Контрольно-измерительные материалы ГИА.
-
Материалы сайта ФИПИ.
-
Тексты аудиозаписи. ГИА. Изложение. 9 класс.
-
Словари, справочники.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
-
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» gramota.ru
-
Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru
-
Культура письменной речи gramma.ru
-
Мир слова русского rusword.org
-
Основные правила грамматики русского языка stihi-rus.ru/pravila.htm
-
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» ropryal.ru
-
fcior.edu.ru
-
school-collection.ru
-
Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА
-
"Интернет-школа Просвещение.RU"
-
Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2013, 2014».
-
Диск «Русский язык. 9 класс. Интерактивный курс для школьников».
-
Диск "Интенсивный курс подготовки к ГИА по русскому языку - части А-В".
-
Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .hi-edu.ru
-
Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/