Система работы с одаренными детьми на уроках литературы в средней школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с одаренными детьми на уроках литературы в средней школе.

Абрамова В.В.,

учитель русского языка и литературы

МБУ СОШ № 70 (У) г.о. Тольятти


Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания и терпеть не могут готового ответа. Но в то же время их отличает эгоцентризм, наличие личных систем ценностей (термин Пиаже). Ребёнок уверен, что его восприятие идей и событий идентично восприятию у всех, и если точка зрения основана на параллельном опыте, то ему её довольно трудно воспринимать. Поэтому дети страдают от некоторого социального неприятия со стороны окружающих, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении.

Показатели творческой одаренности учащихся.
Ученик как личность:
1. Стойкая, повышенная потребность в самоактуализации , в проявлении себя, в самоутверждении.
2. Наличие личного мнения.
3. Интеллектуальная независимость, пренебрежительное отношение к стереотипам, авторитетов. Потребность сопротивляться шаблону, навязанному стилю деятельности.
4. Высокая самооценка, потребность иметь свой собственный «Я - образ».
5. Оригинальность.
6. Импульсивность, порывистость.
7. Широта интересов. Интерес к философским вопросам.
8. Стремление самостоятельно преодолеть трудности, которые возникли.
9. Потребность в серьезной внутренней работе, создании своей индивидуальности, духовному росту.
Система работы с одаренными учащимися учителя литературы:
1.Выявление одаренных детей (с гуманитарным уклоном). Конкурсный отбор, диагностика. Создание банка данных с учетом типов одаренности.
2. Создание надлежащих условий для раскрытия потенциальных возможностей детей (через учебные планы, привлечение семьи, работу психолога, факультативы, индивидуальные консультации, конкурсы, олимпиады, фестивали, интеллектуальные игры и тому подобное).
3. Максимальное раскрытие одаренности и наиболее полная реализация возможностей (предметные декады, традиционные праздники,
связь с общественными организациями - клубами , библиотеками, детской школой искусств).
4. Научно-исследовательская работа учителя. Написание дидактических пособий, создание памятников.
Выделяют следующие типы одаренности учащихся:
1) интеллектуальный и академический;
2) художественный;
3) творческий (креативный).
Учащихся с интеллектуальным и академическим типами одаренности привлекаем к участию в школьных и городских предметных олимпиадах, различных предметных конкурсах, они занимаются в предметных кружках, помогают в подготовке предметных декад и недель, месячников.
Учащиеся с художественным типом одаренности принимают участие в воспитательных мероприятиях, спектаклях, конкурсах на школьном, городском и областном уровнях. В школе организуются его персональные выставки, проводятся выступления.

Необходимо проводить уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи, доклады учащихся, творческие уроки. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому учителю литературы необходимо также совершенствовать свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы.

Большое внимание необходимо уделять вовлечению талантливых детей во внеурочную работу.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике работы учителя являются олимпиады по литературе. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях научной и практической деятельности.


© 2010-2022